Советские космонавты – все о космосе

Три страшные тайны советской космонавтики

12 апреля отмечается День космонавтики. В 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин впервые отправился в космос, став первым в истории человеком, побывавшим в космосе и вернувшимся на Землю.

Однако не всегда все проходило так гладко. Интересные факты, тайны космоса и секреты советской космонавтики — в материале 24СМИ.

Космонавты-призраки

С первого дня запуска человека в космос и до сих пор в СМИ муссируется версия, что Юрий Гагарин стал далеко не первым человеком, побывавшим за пределами Земли.

До него в космос отправляли еще как минимум 12 человек, так называемые “нулевые космонавты” или “космонавты-призраки”.

В Сети даже опубликованы записи сигнала бедствия, якобы полученные из космоса до запуска ракеты с Валентиной Терешковой.

Кроме того, по предположению некоторых журналистов, простых граждан СССР и зарубежных исследователей, в ракете, отправленной на Венеру 4 февраля 1961 года, были заперты люди, которые погибли после неудачного пуска. Эту ситуацию описал генерал-лейтенант авиации Николай Каманин в своем дневнике.

Загадочная смерть советского космонавта

Еще одна загадка связана с таинственной гибелью советского летчика. СССР и США соревновались за первенство в космической отрасли, и в 1961 году Советский Союз неустанно готовил космонавтов к запуску в космос.

Был составлен список из 29 претендентов, в этом списке числился и Валентин Бондаренко. В рамках тренировки психики ему предстояло 10 дней пребывать в тишине и одиночестве. Однако его собственная невнимательность привела к трагическим последствиям.

Валентин Бондаренко | volnorez.com.ua

Во время медицинского обследования Бондаренко снял датчики с тела, протер следы присосок спиртом и случайно выбросил ватку на раскаленную спираль. Воздух в барокамере состоял из чистого кислорода, а потому огонь распространился моментально.

Космонавта с 98% ожогов тела доставили в реанимацию, у него сгорели глаза, волосы и кровеносные сосуды. Через 16 часов Бондаренко скончался. Через 19 дней в космос отправился Юрий Гагарин. Все материалы дела Валентина Бондаренко засекретили, об этом стало известно только в 1986 году из статьи газеты “Известия”.

“Лунная” смерть Юрия Гагарина

По поводу смерти Юрия Гагарина тоже существует много теорий и догадок. Самая немыслимая из них — Гагарин умер во время полета на Луну. Предполагается, что СССР хотел во что бы то ни стало покорить земной спутник раньше США. В то же время после первого полета Гагарина в космос он вновь жаждал отправиться туда и уговорил руководство лунной миссии выбрать его для этой задачи.

Юрий Гагарин | oboi.ws

В начале марта 1968 года Юрия Гагарина якобы отправили на Луну на корабле “Зонд-4”, однако космический аппарат сбился с пути и полетел в другую сторону. “Зонд-4” потерпел крушение на Земле, и астронавт трагически погиб. Не желая раскрывать эту неудачу, в правительстве решили найти двойника Юрия Гагарина и подстроить его смерть в авиакатастрофе.

Тем не менее, документация, связанная с запуском “Зонда-4”, полностью опровергает эти предположения. Кроме того, Юрий Гагарин никогда не состоял в Лунной миссии. Космонавт был занят в программе “Союз”.

Источник: https://24smi.org/news/96015-tri-strashnykh-tainy-sovetskoi-kosmonavtiki.html

В 1975 году советские космонавты выжили, упав из космоса

?amarok_man (amarok_man) wrote,
2016-04-07 16:50:00amarok_man
amarok_man
2016-04-07 16:50:00

Командир космического корабля Союз-12 подполковник Василий Лазарев (слева) и бортинженер Олег Макаров.

Один из самых драматичных полётов в истории советской космонавтики долгое время являлся секретным.

«Союз» без номера. Аварийный суборбитальный полет. Апрель 1975 года.

Официальная история пилотируемых полётов в космос гласит — космический корабль “Союз-18” стартовал 24 мая 1975 года с космодрома Байконур с экипажем в составе Петра Климука и Виталия Севастьянова. Корабль успешно состыковался со станцией “Салют-4”, на которой экипаж отработал два месяца. 26 июля того же года космонавты вернулись на Землю.

Лётчики-космонавты СССР Пётр Климук и Виталий Севастьянов (слева направо) — командир и бортинженер космического корабля Союз-18 — перед тренировкой в корабле-тренажёре

В этих словах нет ни слова лжи, однако и правда не вся. Дело в том, что корабль Климука и Севастьянова для посвящённых имел несколько иное название — “Союз-18 В”. О том, что случилось с “Союзом-18 А”, или, иначе, “Союзом-18-1”, специалистам космической отрасли распространяться не рекомендовалось.

Между тем, полёт этого корабля является одной из самых драматичных страниц отечественной космонавтики, а его экипажу пришлось пережить то, что не выпадало больше никому.Командиром корабля “Союз-18-1” являлся Василий Лазарев, а бортинженером Олег Макаров.

Лазарев, уроженец Алтайского края, после службы в армии поступил в медицинский институт, стал хирургом, работал военным медиком. Служил Лазарев в батальоне аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30-й воздушной армии.

Но он с детства сам мечтал о полётах, и в 1952 году 24-летний медик делает резкий поворот — Лазарев поступает в Харьковское высшее военное авиационное училище в Чугуеве и заканчивает его по ускоренной программе, получив специальность “лётчик-истребитель”.

Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Василий Григорьевич Лазарев

Естественно, что столь разносторонний специалист оказался чрезвычайно востребован — Лазарев испытывал самолёты различных типов и модификаций, привлекался к испытаниям различного высотного оборудования лётчиков (скафандр, противоперегрузочные костюмы, кислородное оборудование).

Лазарев участвовал в экспериментальных полётах стратостата “Волга” — того самого, с которого парашютист Евгений Андреев в рамках эксперимента “Звезда” совершил уникальный “прыжок из космоса”. Василий Лазарев налетал на “Волге” 28 часов.

Когда зашла речь об испытаниях “новой техники”, как аккуратно называли полёт человека в космос, Лазарев оказался в числе первых добровольцев. Он проходил медкомиссию вместе с Гагариным, Титовым и другими членами “первого отряда”, но… получил отвод от медиков.

Настойчивости Лазареву было, однако, не занимать — в 1964 году он был отобран для подготовки к полёту на трёхместном космическом корабле “Восход”. Лазарев оказался вторым дублёром врача Бориса Егорова. И хотя в самом полёте он участия не принял, на сей раз на него обратили внимание, и в итоге Василий Лазарев стал членом отряда советских космонавтов.

Инженер, прорвавшийся в космосЛазарев проходил подготовку по нескольким программам, в том числе в рамках пилотируемого советского “лунного проекта”. Именно тогда его напарником по экипажу стал Олег Макаров.

Космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Олег Макаров.

Олег Макаров, уроженец Тверской области, прежде чем оказаться в рядах космонавтов, создавал для них технику. В 1957 году он окончил МВТУ имени Баумана и пришёл на работу в ОКБ № 1 — знаменитое конструкторское бюро Сергея Королёва. Макаров занимался разработкой первых советских пилотируемых космических кораблей.

Как и многие другие молодые инженеры КБ Королёва, он хотел сам слетать в космос. В 1966 году Макаров был зачислен в отряд космонавтов и несколько лет готовился по “лунной программе”. Инженер был в числе тех, кто должен был отправиться в лунную экспедицию одним из первых.Однако поражение в “лунной гонке” заставило Советский Союз пересмотреть свои приоритеты.

Лазарева и Макарова, из которых сложился отличный экипаж, перевели на подготовку к полёту на станцию “Салют-2”.Подготовка эта шла в тяжёлой обстановке. Пилотируемая программа СССР была прервана после гибели экипажа корабля “Союз-11” из-за разгерметизации при возвращении на Землю.

Станция “Салют-2”, куда должны были лететь Лазарев и Макаров, вышла из строя, и программа полётов вновь была пересмотрена.Серия неудач подорвала уверенность советских специалистов. Новый “Союз-12” проверяли многократно, для экипажа были разработаны новые скафандры, призванные исключить повторение трагедии “Союза-11”.

И всё-таки, как ни проверяй, как ни старайся исключить неожиданности, а всего на Земле учесть нельзя. Экипажу “Союза-12” в известном смысле предстояло вновь сделать то, что сделал Гагарин, — открыть другим дорогу в космос.Эту миссию возложили на Василия Лазарева и Олега Макарова.

27 сентября 1973 года “Союз-12” с Лазаревым и Макаровым успешно стартовал с космодрома Байконур. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды и завершился благополучно.

Конструкторы выдохнули — пилотируемая программа спасена! Лазарев и Макаров стали Героями Советского Союза, после чего стали готовиться к новому космическому полёту — на сей раз на орбитальную станцию “Салют-4”.В январе 1975 года Лазарев и Макаров были дублёрами экипажа “Союза-17” — Алексея Губарева и Георгия Гречко.

По установившейся традиции, дублёры отправляются в космос следующими.Старт “Союза-18” был назначен на 5 апреля 1975 года. В отличие от полёта на “Союзе-12”, специалистам этот запуск экстраординарным не казался — ведь те же Губарев и Гречко благополучно добрались до станции, полностью отработали программу полёта и успешно вернулись.

5 апреля тоже всё начиналось благополучно. Традиционные предполётные процедуры, посадка экипажа в корабль, старт… Ракета, как и положено, в 11:04 уносит “Союз-18” в небо.Всё шло нормально, в положенный срок отделилась первая ступень, затем в расчётном режиме произошёл сброс головного обтекателя.

На 261-й секунде полёта должно было произойти отделение второй ступени, однако вместо этого ракету стало ощутимо раскачивать, причём амплитуда увеличивалась. Очень быстро стало ясно — носитель, не донеся космонавтов до расчётной орбиты, отказал. Сработала аварийная система, отстрелившая возвращаемый аппарат.

https://www.youtube.com/watch?v=htNANRio5sg

Произошло это на высоте чуть менее 200 километров, то есть де-факто уже в космосе. При этом аварийный спуск происходил в неуправляемом режиме. Проще говоря, спускаемый аппарат “Союза-18” падал из космоса.В условиях неуправляемого спуска перегрузки значительно возрастают.

В ситуации, в которой оказались советские космонавты, эти перегрузки представляли прямую угрозу для жизни.Василий Лазарев, описывая свои ощущения в тот момент, сравнивал их с машиной, наехавшей прямо на грудь.

Лазарев вспоминал: “Однажды, перенеся на центрифуге нагрузку в 10g, я обратил внимание сопровождавшего меня врача на множество красных точек, покрывавших спину испытателя, которого крутили до меня. Врач спокойно ответил: “Это мелкие сосуды полопались. У тебя на спине то же самое””. Но когда “Союз-18” летел к Земле, на его экипаж навалились перегрузки в 20g. Какой величины тяжесть, давившая на космонавтов, достигла на пике, точно не известно. Василий Лазарев рассказывал, что специалисты, разбирая телеметрию, отметили, что на несколько секунд она выросла до безумных 26g. В этот момент у космонавтов отказало зрение и была зафиксирована остановка сердца.На Земле у специалистов не было полной картины происходящего, но и без этого у многих прибавилось седых волос.В себя космонавты пришли тогда, когда сработала парашютная система. Тренированные организмы выдержали немыслимые перегрузки, хотя продлись они чуть дольше, и выжить экипажу “Союза-18” было бы не суждено.

Гнев конструктора Глушко

Командир корабля Василий Лазарев рассказывал, что, придя в себя, он увидел, что бортинженер ему что-то говорит. Но понять, что говорит напарник, он не мог — временно отключился и слух.Экипаж попытался связаться с ЦУПом, чтобы уточнить, где приземлится спускаемый аппарат. Но связи не было. Вернее, космонавты не слышали ЦУП, зато в ЦУПе прекрасно слышали, что говорят на борту.

— Олег, куда садимся? — спрашивал Лазарев.— В Китай или на Тихий океан, — съязвил бортинженер, после чего охарактеризовал происшедшее в отборных русских выражениях, крайне нелестно отозвавшись о работе двигателей второй ступени.Макаров не знал, что его слова слышит генеральный конструктор Валентин Глушко. Услышав “критику” бортинженера, Глушко пошёл пятнами, приказал отключить трансляцию и громогласно пообещал, что Макаров больше никогда в космос не полетит.Сам “прыжок в космос” занял чуть больше 4 минут, а вместе с посадкой весь полёт продлился меньше 22 минут. Но приключения экипажа продолжались.Макаров не зря говорил о Китае и Тихом океане. Дело в том, что аварийная посадка при отказе второй ступени ориентировочно должна была произойти на Алтае, либо, если не повезёт, в Китае, отношения с которым у СССР тогда были весьма непростые. В случае отказа третьей ступени космонавтов ожидало купание в океане.

Читайте также:  Биография тихо браге - все о космосе

На краю “Теремка”

В результате случилось “меньшее из зол” — “Союз-18” в глухом труднодоступном районе к юго-западу от Горно-Алтайска, но на советской территории.Но в момент посадки над Лазаревым и Макаровым вновь нависла угроза гибели. По инструкции, экипаж после приземления должен был отстрелить парашют. Однако у спасателей был свой взгляд на ситуацию.

Во время различных экспериментов они обратили внимание на то, что при посадке в горном районе спускаемый аппарат после отстрела парашюта может запросто покатиться по склону с самыми печальными последствиями.

Поэтому экипажу “Союза-18” спасатели дали неофициальную рекомендацию: в случае чего сначала осмотритесь, а уж потом отстреливайте парашют.Этот совет и спас космонавтов.

Когда они выбрались наружу, то обнаружили, что спускаемый аппарат стоит на склоне горы, в 150 метрах от пропасти, и не скатывается только потому, что парашют наглухо запутался в верхушках деревьев.Единственное, что во всём этом было забавным, так это название горы, на которой оказались покорители космоса, — Теремок-3.

В месте посадки лежал густой снег, температура была минус 7, и космонавтам необходимо было выживать в прямом смысле этого слова.Подступиться к Лазареву и Макарову у спасателей не получалось. Первым, кто к ним добрался, оказался геолог, который высадился с вертолёта геологической партии.

Однако поднять космонавтов наверх вертолётчик не смог. Штатная спасательная партия, штурмуя Теремок-3, угодила под лавину, и уже их пришлось спасать — к счастью, обошлось без жертв.На следующий день одному из вертолётов ВВС, не входивших в официальную спасательную группу, удалось на свой страх и риск поднять космонавтов и геолога и эвакуировать их в безопасный район.

“Урезанный” полёт — “урезанные” награды

К действиям космонавтов никаких претензий быть не могло — их поведение иначе как героическим назвать нельзя. Но в СССР сообщать о космических неудачах было не принято, в СМИ попадала информация только о тех случаях, которые уж совсем нельзя скрыть.

https://www.youtube.com/watch?v=T21gKKYwLsQ

Ветераны советской прессы вспоминают, что журналистов 5 апреля 1975 года выставили с Байконура сразу после того, как стало ясно, что что-то пошло не так.

Единственное сообщение об инциденте в советских СМИ появилось только 8 мая и было спрятано во внутренних полосах газет: “5 апреля 1975 года произведён запуск ракеты-носителя с пилотируемым космическим кораблём „Союз“ для продолжения экспериментов совместно со станцией „Салют-4“.

На борту корабля находился экипаж в составе Героев Советского Союза лётчиков-космонавтов СССР Лазарева Василия Григорьевича, Макарова Олега Григорьевича.

На участке работы третьей ступени произошло отклонение параметров движения ракеты-носителя от расчётных значений, и автоматическим устройством была выдана команда на прекращение дальнейшего полёта по программе и отделение космического корабля для возвращения на Землю. Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку юго-западнее города Горно-Алтайска.

Поисково-спасательная служба обеспечила доставку космонавтов на космодром. Самочувствие товарищей В. Г. Лазарева и О. Г. Макарова хорошее”.После этого молчание длилось ещё восемь лет, пока о некоторых подробностях происшедшего не разрешили написать “Красной Звезде”.Космонавтов за полёт отметили, но по “урезанному” варианту — по заведённому в СССР порядку, за второй полёт полагались вторая “Золотая Звезда” Героя Советского Союза и орден Ленина, однако Лазарева и Макарова отметили только орденами Ленина за героизм.А у аварийного “Союза-18” отняли номер, передав его следующему кораблю. Так и остался он в истории под странным наименованием “Союз-18-1”.

Перегрузки не прошли даром

Сами космонавты считали, что ничего такого героического они не совершили, и сожалели только о том, что полёт сорвался.Официально заявлялось, что страшные перегрузки никак не отразились на здоровье космонавтов.

Действительно, поначалу казалось, что так оно и есть — и Лазарев, и Макаров остались в отряде.Но затем выяснилось, что это испытание не прошло даром — у космонавтов стали обнаруживаться болезни, одна за одной.

Макаров, который был на пять лет моложе, продержался в строю дольше — вопреки угрозам конструктора Глушко, он ещё дважды летал в космос, на “Союзе-27” и “Союзе Т-3”. Кстати, во время старта “Союза Т-3” командиром дублирующего экипажа был Василий Лазарев, провожавший в космос своего давнего напарника.

Самому Лазареву полететь к звёздам больше было не суждено. В 1985 году он был уволен из Вооружённых Сил в запас и отчислен из отряда космонавтов в связи с состоянием здоровья. Он умер 31 декабря 1990 года в возрасте 62 лет.Олег Макаров после ухода из отряда космонавтов испытывал проблемы с сердцем, настолько серьёзные, что в 1998 году ему была сделана операция.

Однако восстановиться полностью он так и не смог — 28 мая 2003 года умер от инфаркта в возрасте 70 лет.А драматичная история их полёта в 1975 году, которая с лёгкостью затмевает сюжет голливудской “Гравитации”, и по сей день для большинства остаётся неизвестной…

http://nnm.

me/blogs/atck/soyuz-bez-nomera-v-1975-godu-sovetskie-kosmonavty-vyzhili-upav-iz-kosmosa/-источник

Источник: https://amarok-man.livejournal.com/518890.html

Интересные факты о советской космонавтике

Множество информации, которая известна людям о советской космонавтике раскрывается через десятки лет. Поэтому данная тема имеет много мифов и историй, малая часть которых подтверждается с выходом информации в свет.

Юрий Гагарин стал первопроходцем и 12 апреля 1961 г. состоялся его полет в космос. Соответственно этот день в России стал знаменательным событием. Праздник день космонавтики отмечают именно 12 апреля.

Название космического судна Гагарина. С Байконура совершил старт корабль «Восток». Кстати данное название присуще многим советским кораблям для полета в космос.

Судно выпустили в 1961 г, и он стал и первым судном, вылетевшим в космическое пространство. Гагарин на своём корабле облетел Землю один раз, то судно «Восток-5» на котором летел знаменитый космонавт Быковский обошло землю 81 раз и на это ушло 5 дней.

Данная серия кораблей с годами усовершенствовалась, но главной задачей было понять, какие факторы влияют на космонавта во время полета в космосе. Также ученые работали над основами строения космических суден и их главных систем.

День космонавтики. В 2011 году, а именно 7 апреля в ООН провозгласили, что 12 апреля отныне Международный день полета в космос. Таким образом, праздник не только Российский, но и всемирный праздник. Данное решение поддержали 60 стран мира.

Ошибка ценною в жизнь Валентина Бондаренко. Для первого полета в космическое пространство было отобрано 20 человек из 3400 человек. Самый молодой среди всех кандидатов был Бондаренко, который был летчиком в 23 года.

Советские власти скрывали от народа трагедию, которая случилась во время подготовки практически до 80-х годов.

Космонавт находился на завершающем этапе нахождения в «сурдобарокамере». Однажды Валентин решил отсоединить специальные датчики, которые крепились к его телу, и протер их ватой со спиртом. Забыв об осторожности, он выбросил тампон, который очутился на электроплите.

В среде чистого воздуха очень быстро распространяется огонь. Космонавт загорелся, и сразу открыть камеру не было возможности. Когда все же добрались до космонавта, то он еще подавал признаки жизни, но в больнице он умер, хотя до последнего врачи пытались спасти его.

Просмотр фильма «Белое солнце пустыни». Оказывается, считается традицией просмотреть данную картину перед вылетом в космос.

Когда команда судна «Союз-11» состоящая из трех космонавтов трагически погибла, то состав корабля «Союз-12» сократили до двух человек. Космонавты перед полетом решили посмотреть фильм. Задача была успешно выполнена и с тех пор данную киноленту смотрят все космонавты.

Слезы космонавтов. Если на Земле у людей есть возможность дать слабину и всплакнуть, то космонавты не имеют такой возможности. В состоянии невесомости выделяющиеся слезы не могут стекать и формируются в небольшие пузырьки на глазах. Это может привести к дискомфорту и неприятным ощущениям в области глаз у космонавта, поэтому плакать в космосе нельзя.

Река Эльба. В 1975 г. случилось довольно символичное событие. Советский корабль и американский намеревались совершить стыковку, и это должно было произойти над столицей СССР, но как выяснилось позже, была совершена ошибка в расчетах. Встреча произошла над рекой Эльба, как и 30 лет назад во время войны.

Мистическое изображение космонавта. В Испании существует собор, который построили в 12 веке. На стене собора можно увидеть изображение космонавта, мистика? Чуда здесь никакого нет, данное изображение было нанесено в 1992 г. как символ прогресса, когда собор проходил реставрацию.

Чем писать в космосе? НАСА потратили несколько млн. на то, чтоб сконструировать инструмент способный писать в космосе, хотя космонавты СССР использовали карандаш. Данный инструмент опасен, если карандаш сломается, то осколки могут нести опасность и вред для космонавта.

Фишер, который является изобретателем, в 60-х годах все же изобрел ручку, способную писать практически во всех условиях. Его изобретение покупали американцы по 2 доллара за единицу, а впоследствии и советские космические организации.

Животные в космосе. Всем известно, что именно собаки первыми вернулись на Землю после выхода в космос. Также существуют полеты и на Луну и здесь преобладают над собаками черепахи. В 1968 г. в советский корабль были помещены черепахи. Повлияло на выбор то, что данные существа потребляют мало кислорода и продолжительное время могут жить без еды.

Обратный отсчет. Данный прием, который используется и в наше время был придуман создателями фильма «Женщина на луне» в 1929 году, хотя многие думали, что это придумано космонавтами.

Проверка на невменяемость. Перед первым полетом Гагарина никто не знал, как поведет себя космонавт в космосе. Придумали, что в момент перевода судна с автоматического управления на режим ручного, космонавт должен ввести специальный защитный код.

Источник: http://mks-webcam.online/interesnye-fakty-o-sovetskoj-kosmonavtike/

Читать

Книга повествует о ярких победах советского народа в освоении космического пространства, об увлекательном, полном романтики, подвигов и опасностей труда космонавтов.

По сравнению с первым изданием, выпущенном в 1977 году, книга дополнена материалами и иллюстрациями о новых полетах космонавтов.

Рассчитана на широкий круг читателей.

Михаил Федорович Ребров

2-е изд., доп. — М.: Воениздат, 1983. — 312 с., 20 л. ил.

В пер.: 1 р. 20 к.

Р 3607000000-143 18-83 068(02)-83

Ракета на пути к стартуЗвездный городок встречает героев космоса

Читайте также:  Наш дом — млечный путь - все о космосе

Рецензент летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации В. А. Шаталов

Космическая эра вызвала к жизни множество прежде не существовавших представлений и понятий, породила новые области знаний, новые профессии. И одна из них — героическая и увлекательная — профессия космонавта. Она требует от человека широких знаний, хорошей технической подготовки, постоянного совершенствования, готовности к новым подвигам.

Л. И. БРЕЖНЕВ

Мир ликовал:

— Слышите, слышите? Человек в космосе! Русский! Советский!

В эфире торжественно звучали слова: «Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса…» В середине XX века Страна Советов поставила невиданный эксперимент. Начался штурм космоса — новая эра в истории человечества.

Время неумолимо стирает в нашей памяти малозначительные события прошлого, но героические свершения людей на многотрудном пути прогресса со временем сверкают все ярче и ярме, они вес больше и больше привлекают к себе внимание. К таким свершениям относятся и полеты в космос. Идеи К. Э.

Циолковского, мечтавшего «своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед», успешно воплощаются в жизнь.

Эту звездную эстафету мужества и дерзания с честью несут наши герои-космонавты, ученые, конструкторы, рабочие, чьими руками, энергией и отвагой умножается мощь советской космической пауки и техники.

Звездный городок… В центре, где сходятся асфальтированные аллеи, среди белоствольных берез и корабельных сосен, высится огромный щит из мраморных плит.

На нем высечены имена летчиков-космонавтов и даты их полетов. Есть и пустые плиты. Резец еще не коснулся полированной поверхности твердого камня, но это время не за горами.

Вырвавшись за пределы планеты, люди никогда не свернут с этого пути.

Начинается список отважных с имени Юрия Гагарина и даты — 12 апреля 1961 года.

На пути человека в космос было два барьера. Земное тяготение, которое Циолковский иронически называл устрашающим. Его мы перешагнули. Вехи штурма этого барьера определяются такими датами: 4 октября 1957 года — запуск спутника на орбиту и 2 января 1959-го — старт ракеты к Луне.

Второй барьер — создание на корабле нормальной жизненной среды, преодоление влияния перегрузок и невесомости. Конструкторы, медики и биологи справились и с этой задачей. 12 апреля 1961 года человек без тени сомнения сказал: «Поехали!» Так свершилось чудо XX века.

Это была яркая демонстрация величия человеческого разума.

Есть профессии, которым по тысяче и более лет, есть такие, что исчисляют свой «стаж» сотнями лет. Космонавты оформились в профессиональную категорию во второй половине двадцатого столетия.

Издавна человек мечтал вырваться за пределы атмосферы Земли, совершить гигантский прыжок в космос, взглянуть на свою планету со стороны. Вспомним К. Э. Циолковского с его идеей «эфирных поселений»: «Вы мчитесь между застроенными эфирными городами.

Вы глядите кругом, как мимо вас непрерывной цепью текут всевозможные сооружения и толпы существ в скафандрах и в подвижных домах…» Подобное даже в начале нашего века казалось людям сказкой.

Но как бы угадывая их сомнения, Константин Эдуардович говорил: «Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль».

Основоположник и горячий энтузиаст космоплавания, Циолковский утверждал, что человек, будучи всем своим существом связан с родной планетой, все же безмерно выиграет («горы хлеба и бездна могущества»), если покорит космическое пространство.

В 1934 году последователь К. Э. Циолковского молодой еще в ту пору инженер С. П. Королев в книге «Ракетный полет в стратосфере» писал: «Мы уверены, что в самом недалеком будущем ракетное летание широко разовьется и займет подобающее место в системе социалистической техники…»

Академик С. П. Королев и первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин. 1961 г.

80 лет отделяют старт Юрия Гагарина от первых заметок Циолковского о космосе. Чуть больше двух с половиной десятилетий между выходом в свет книги.

Королева и запуском первого в мире искусственного спутника Земли.

Мы знаем, что за 108 минутами первого полета человека в космос стояли годы титанической работы ученых, инженеров, конструкторов, врачей, рабочих — людей разных специальностей.

Это был подвиг. Подвиг всего советского народа, под руководством партии Ленина поднявшегося к вершинам науки, создавшего могучую промышленность, способную осуществить самые смелые конструкторские замыслы.

Шаг великий и первый. Первый! Значит, за ним последуют другие. И они были. В звездный океан уходили одноместные и многоместные корабли.

Люди Земли создали орбитальные станции, ступили на поверхность Луны, проложили на ней маршруты управляемого с Земли лунохода, запустили автоматические лаборатории к Венере, Марсу и другим планетам.

И все же полет Гагарина — событие ни с чем не сравнимое, эпохальное!

Когда-нибудь о покорении космоса напишут многотомные труды. Наши внуки и правнуки, перелистывая их страницы, будут восхищаться смелостью мысли, дерзостью и отвагой сегодняшнего поколения. По-разному и на разных языках расскажут историки о главных этапах штурма Вселенной. Но слова «спутник» и «Гагарин» навсегда сохранят русское звучание.

Ведь столбовая дорога космоплавания проложена нашими соотечественниками. И даже в день посадки на Луну «Аполлона-11» американское агентство ЮПИ подчеркивало: «Нельзя забывать о заслугах пионеров освоения космоса, давших сведения, которые сделали возможным это замечательное достижение. Первый искусственный спутник был советским. Первые люди в космосе были русскими.

Все основные достижения в космосе сделаны СССР…»

Встречаясь с советскими космонавтами в Звездном городке, командир «Аполлона-8» американец Фрэнк Борман говорил: «Ваш спутник заставил меня задуматься о космосе, зажег искру исканий.

Полет Юрия Гагарина, который первым проложил дорогу к звездам, стал непревзойденным событием века… Я хотел бы, чтобы дни моего визита к вам приблизили наше сотрудничество в космических исследованиях.

В вашей стране меня потряс огромный размах научно-технических работ в самых различных направлениях…»

Другой американский астронавт — Нейл Армстронг сказал о Гагарине: «Он всех нас позвал в космос».

Сколько раз мир рукоплескал гению нашего народа, мужеству и стойкости его сынов. Советские люди сначала приоткрыли дверь в космос, а затем распахнули ее настежь.

Мы всегда будем помнить исторический день 12 апреля 1961 года и слова Гагарина, сказанные им перед стартом: «Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунистического общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=245052&p=1

Космонавты-призраки и Гагарин, погибший на Луне. Легенды о советском космосе

Юрий Гагарин

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, совершив виток вокруг Земли на космическом корабле «Восток», открыл новую эру в истории человечества. Человек проложил дорогу в космос. Это было главным поводом для гордости в советской стране. При этом советскую космическую программу всегда сопровождала строжайшая секретность.

В последние годы докосмической эры и первые годы космической не было в стране большего государственного секрета, чем всё, что было связано с космической программой. Такая секретность порой приводила к появлению самых невероятных легенд и мифов, муссировавшихся в западной прессе и подхватываемых конспирологами.

 Мы вспомнили самые невероятные мифы и легенды о советской космической программе.

Нулевые космонавты

Так называемые нулевые космонавты — это люди, якобы отправленные СССР в космос ещё до полёта Гагарина.

Однако эти запуски закончились неудачно, поэтому советское руководство из соображений престижа якобы строжайше засекретило не только факт запусков, но и личности «нулевых космонавтов».

О них ничего неизвестно, поэтому их ещё иногда называют космонавтами-призраками, поскольку ни в одном архиве нет даже упоминаний о них.

Сенсацию об этих космонавтах запустило в 1959 году итальянское информационное агентство Continentale.

Источником информации послужил некий неназываемый чехословацкий коммунист, который по большому секрету поведал корреспонденту страшную тайну — на самом деле СССР уже несколько раз запускал человека в космос, но каждый запуск заканчивался катастрофой, поэтому в Кремле было принято решение строго засекретить эти запуски.

Издание тем временем сообщало всё новые подробности. Стали известны имена погибших космонавтов и даже обстоятельства их гибели. Первый — Алексей Ледовский погиб во время запуска пилотируемой баллистической ракеты с полигона Капустин Яр 1 ноября 1957 года.

1 февраля 1958 года погиб Сергей Шиборин. 1 января 1959 года — Андрей Митков. Все они якобы погибли при попытке совершить пилотируемый суборбитальный полёт.

Четвёртой погибшей стала Мария Громова, якобы разбившаяся при запуске орбитального самолёта с ракетным двигателем.

Космонавт Королев

Возможно, в тех условиях информация итальянцев, переданная через «чешского коммуниста», выглядела вполне правдоподобно. Однако сейчас можно уверенно сказать, что это утка. СССР действительно осуществлял суборбитальные полёты с начала 50-х годов, правда непилотируемые. Пассажирами этих ракет были собаки.

Вероятно, какие-то сведениях о советских запусках до западных разведчиков и аналитиков доходили, хотя и в искажённом виде. Так, все названные итальянцами даты не совпадают с реальными датами запусков ракет с Капустина Яра.

Проект суборбитального пилотируемого полёта в космос действительно существовал (проект ВР-190) и собак запускали как раз в рамках подготовки к нему.

Однако после запуска спутника в космос Королёв потерял интерес к «ненастоящим» суборбитальным полётам и загорелся идеей осуществить настоящий полёт с выходом на орбиту и витком вокруг Земли.

И с начала 1959 года вся советская космическая программа переключилась на подготовку первого пилотируемого полёта в космос.

Несколько сомнительно, что Королёв, совершив несколько неудачных суборбитальных запусков и не совершив ни одного удачного пилотируемого, вдруг переключился бы на полноценный космический полёт, осуществить который было на порядок сложнее.

Космонавт Королев

В конце концов, в архивах нет вообще никаких упоминаний об этих людях. Они не упоминаются ни как летчики, ни как космонавты. Нет ни единого их следа. О них никто не упоминает в мемуарах. Даже с наступлением гласности и раскрытием архивов никто не обмолвился об этих людях, хотя ещё были живы многие имевшие отношение к советской космической программе.

Конспирологи могут сказать, что эти люди просто чрезвычайно засекречены, но добиться такой секретности очень сложно и, главное, незачем. Но СССР было очень важно первенство именно с имиджевой точки зрения. Важен был сам факт осуществления полёта.

Известно, что перед полётом Гагарина заранее было заготовлено три шаблона: первый извещал весь мир о первом полёте человека в космос, второй был обращением ко всем государствам с просьбой оказать помощь в поисках космонавта (на случай его приземления в непредусмотренном месте), третий извещал о гибели первого космонавта в истории человечества. То есть подготовка к полёту была тщательно засекречена, но сам полёт делать секретом никто не планировал даже в случае его неудачи. Поэтому не очень понятно, что могло бы заставить советское руководство так тщательно скрывать пилотируемые суборбитальные полёты, ведь они были бы в любом случае первыми.

В российских СМИ к 40-летней годовщине гагаринского полёта появилась сенсационная информация. Некий Михаил Руденко из ОКБ-46 подтвердил факт трёх суборбитальных полётов, завершившихся неудачно. Однако в его заявлении настораживает несколько моментов. Во-первых, он не сообщает никаких подробностей свыше тех, что упоминались в жёлтой прессе.

Во-вторых, не существует ни одного интервью Руденко, за исключением этого невероятно короткого, состоявшего буквально из двух-трёх предложений. Хотя, несомненно, человек, действительно что-то знавший, выступал бы в СМИ значительно чаще. В-третьих, в разных источниках путается его должность.

Читайте также:  Сфера дайсона - все о космосе

Одни называют его инженером-экспериментатором, другие — старшим инженером, третьи — главным инженером.

По всей видимости, «заявление Руденко» было либо чьей-то шуткой, либо мистификацией какого-то журналиста.

Поскольку Владимир Молодцов, один из создателей корабля «Восток», позднее утверждал, что никакого Руденко в ОКБ-46 он никогда не видел, а кроме того, оспорил и пилотируемые суборбитальные запуски, заявив, что присутствовал почти на всех таких запусках лично и ни разу в них не принимали участие пилоты.

Джеймс Оберг

Точку в истории с космонавтами-призраками поставил знаменитый американский историк космоса Джеймс Оберг, который в своё время подробно изучал легенду о нулевых космонавтах и ещё в 80-е годы пришёл к выводу, что истории о советских суборбитальных космонавтах являются не более чем легендами.

Космонавт Джеймс Оберг

Другие потерянные космонавты

Тем не менее потерянные космонавты появлялись и позднее. На этот раз, правда, их гибель увязывалась с неудачными запусками советских кораблей и спутников, которые действительно имели место. На роль погибших космонавтов также назначались реально существовавшие люди.

В мае 1960 года СССР произвёл запуск прототипа «Востока». Полёт был экспериментальным, в качестве пассажира был отправлен «Иван Иванович» — манекен человека, необходимый для отработки системы жизнеобеспечения. Однако корабль отклонился от курса и в результате его обломки упали не в СССР, а в Америке. Сохранить это в тайне, разумеется, было невозможно.

«Иван Иванович»

Вновь отличились итальянцы из того же самого агентства, сообщавшего о погибших космонавтах. На этот раз они уверенно сообщили о том, что при запуске корабля погиб советский космонавт Геннадий Завадовский.

Осенью 1960 года сенсационные известия сообщила уже американская пресса. СССР совершил сразу два неудачных запуска человека в космос: в сентябре взорвался на старте корабль с космонавтом Иваном Качуром, а в октябре на орбите взорвался космический корабль, на борту которого находился космонавт Пётр Долгов.

Чуть позже на арену вышли итальянские братья Юдика-Кордилья. Эти двое радиолюбителей якобы слышали и даже записывали на определённых радиочастотах переговоры советских космонавтов с центром управления. И каждый раз, когда братья их слушали, происходило что-нибудь страшное.

То космонавт сообщал, что его корабль уходит в открытый космос, то задыхался, то извещал о пожаре. В феврале 1960 корабль Геннадия Михайлова унесло в открытый космос. В ноябре того же года аналогичная судьба постигла и корабль Алексея Грачёва, потерявшегося в космических дебрях после ухода с орбиты.

Также сообщалось о гибели некой женщины-космонавта Людмилы и ещё трёх космонавтов во главе с Алексеем Белоконевым, задохнувшихся из-за разгерметизации корабля.

Стоит отметить, что поначалу подробно сообщались имена погибших космонавтов, а в последних случаях их имена уже не сообщались. Всё дело в том, что за советских космонавтов приняли совсем не тех людей.

В конце 50-х в «Огоньке» опубликовали фотографии техников-испытателей Института авиационной и космической медицины. Кое-какое отношение к космосу они имели, но вот в космос не летали. В отличие от первого отряда космонавтов, строго засекреченного, их имена не были секретными.

Их звали: Алексей Белоконов, Геннадий Завадовский, Иван Качур, Пётр Долгов, Алексей Грачёв и Геннадий Михайлов. Кто-то из заграничных аналитиков увидел их фотографии в журнале и пришёл к выводу, что это и есть первые советские космонавты, готовящиеся к полёту.

Эта информация была подхвачена заграничными СМИ, которые в дальнейшем и «запускали» их в космос, а их полёты, как правило, приурочивались к реальным запускам.

Так, утверждалось, что Иван Качур погиб при взрыве во время запуска в сентябре 1960 года. В действительности в сентябре была запущена ракета Р-2 с собаками по кличке Малёк и Пальма. Запуск был успешным. А вот Долгова «похоронили» в связи с неудачным запуском космического аппарата к Марсу. Михайлов стал «жертвой» неудачного запуска станции к Венере.

Иван Качур получает последние наставления перед «полетом» на центрифуге

На самом деле все эти люди были живы и вполне здоровы и продолжали работать в Институте авиации.

Сын Белоконова уже после распада СССР с большим удивлением рассказывал о том, что, будучи подростком, услышал по заграничному радио, вещавшему на территории СССР, информацию о том, что его отец задохнулся на орбите.

И это в то время, когда он мирно спал в соседней комнате.

Пётр Долгов действительно погиб, но через два года после его мнимой гибели. В отличие от остальных техников, он был парашютистом-испытателем и погиб при прыжке со стратостата с высоты 28 километров (из-за треснувшего гермошлема).

Итальянские братья Юдика-Кордилья в первой половине 60-х стали настоящими звёздами итальянских СМИ, однако через несколько лет, по мере снижения уровня секретности советской программы, их записи стали подвергаться всё большей критике. Указывалось, что космонавты в них разговаривают на русском языке, грамматически неверно строя предложения, что просто невозможно для людей, чей русский язык является родным с рождения.

По мере развития космической техники стало ясно, что в то время было просто невозможно попасть в открытый космос, ибо двигатели первых кораблей не имели достаточной мощности, чтобы уйти с орбиты.

Для выхода в межпланетное пространство корабль должен был достигнуть как минимум второй космической скорости, а для ухода из сферы притяжения Солнца и выхода в межзвёздное пространство — третьей космической скорости.

Поэтому «потеряться» в межпланетном пространстве для нулевых космонавтов было очень проблематично.

После серии критических отзывов итальянские братья перестали «слышать» советских космонавтов и сейчас их фамилия упоминается только в разного рода конспирологических исследованиях.

Первый советский космонавт в плену у китайцев

В апреле 1961 года английское издание Daily worker сообщило сенсационное известие: СССР запустил человека в космос, им стал Владимир Ильюшин — сын знаменитого советского авиаконструктора, создавшего самолёты Ил. СССР сразу же выступил с опровержением этой информации, но со временем она была подхвачена конспирологами и обросла самыми невероятными деталями.

Владимир Ильюшин

Оказывается, Ильюшин совершил первый полёт на «Востоке» ещё в апреле 1960 года, но траектория его приземления была рассчитана неверно — и он упал на территории Китая. Космонавт сильно пострадал при приземлении и был захвачен в плен китайцами, которые приняли его за шпиона и арестовали.

Советскому руководству только через несколько месяцев удалось добиться от китайцев возвращения космонавта, но история приняла такой оборот, что Ильюшина решили засекретить, а космонавтом назначить Юрия Гагарина, в действительности не бывавшего в космосе.

Гагарин якобы очень тяготился этим и хотел рассказать миру правду, но его убили, подстроив авиакатастрофу.

В качестве подтверждения своей версии авторы указывали на тот факт, что Ильюшин на костылях был принят в Кремле и награждён звездой Героя Советского Союза.

История, бесспорно, получилась интересной и захватывающей. В жизни всё было куда прозаичнее. Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Ильюшин в 1960 году действительно был награждён званием Героя Союза, действительно передвигался при помощи костылей и действительно некоторое время провёл в Китае.

Однако награждён он был за работу лётчика-испытателя, награду он принимал после тяжёлой автокатастрофы, в которой получил травму обеих ног и после лечения в Москве действительно провёл некоторое время в Китае, где проходил реабилитацию. Он никогда не входил в состав отряда космонавтов, хотя в настоящее время известны все его члены, включая тех, кто по различным причинам не побывал в космосе.

Гагарин погиб на Луне

Это значительно более поздняя и откровенно маргинальная теория, строящаяся на огромном числе умозрительных предположений. Она заключается в следующем.

СССР стремился во что бы то ни стало взять верх и в лунной гонке, для чего в спешке отрабатывалась лунная программа.

Хорошо известно, что Гагарин очень хотел снова побывать в космосе и уговорил руководство позволить ему принять участие в лунной программе.

Однако программа была ещё не обкатана, поскольку готовилась поспешно. Тем не менее желание обогнать американцев было столь велико, что было решено пойти на риск и отправить Гагарина на Луну в начале марта 1968 года на аппарате «Зонд-4».

2 марта состоялся старт аппарата под управлением Гагарина, однако из-за сбоя в системе навигации корабль полетел не к Луне, а в другую сторону. При возвращении на Землю корабль также сбился с пути и совершил неудачное приземление в Гвинейском заливе.

Гагарин погиб 9 марта. Все люди, которые видели его в промежутке между 9 марта и 27 марта, на самом деле видели специально подобранного двойника, чтобы скрыть неудачный полёт на Луну.

А чтобы обман не был раскрыт, 27 марта была инсценирована гибель Гагарина в авиакатастрофе.

Легенда базируется на откровенно слабых аргументах: Гагарин хотел лететь в космос, Гагарин был на космодроме в день запуска «Зонда-4», Гагарин был капитаном отряда советских космонавтов. Всё остальное — домыслы и вымыслы.

Гагарин действительно хотел отправиться в космос ещё раз и даже уговорил руководство назначить его на программу «Союз». Он готовился к полёту и был назначен дублёром космонавта Комарова.

Однако «Союз» ещё был сырым и недоработанным, произошла катастрофа, Комаров погиб. После этого руководство и слышать не хотело о полётах Гагарина, боясь потерять живой символ советской космической победы.

Гагарин был на космодроме, как и другие космонавты, наблюдавшие за запусками аппаратов.

СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты «Зонд» для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года.

Однако полёт так и не состоялся в связи с ненадёжностью техники. Начиная с 1964 года СССР совершил 18 запусков «Зонда» — и почти все они оказались неудачными.

Были серьёзные проблемы как с ракетой-носителем, грешившей неполадками, так и с системой навигации.

Из-за неудачных запусков пилотируемый полёт был перенесён из-за практически гарантированной гибели космонавта. Первый удачный запуск был осуществлён лишь в августе 1969 года, через две недели после высадки американцев на спутник Земли.

Кроме того, стоит отметить, что Гагарин не входил в число космонавтов лунного отряда. Первыми должны были лететь Быковский и Рукавишников, которые не совершали бы высадку на Луне, а просто облетели её и вернулись.

Высадиться должен был Леонов, летевший в паре с Макаровым. Но ни один советский космонавт к Луне не отправился.

После высадки американцев лунная гонка была проиграна и больше не было целесообразности в подготовке рискованного полёта.

Источник: http://hot-info.ru/2017/04/12/kosmonavty-prizraki-i-gagarin-pogibshij-na-lune-legendy-o-sovetskom-kosmose/

Ссылка на основную публикацию