Галактика ngc 1277 и черная дыра – все о космосе

Самое интересное в астрономии за 2012 год

Опубликовано Мир науки и техники в 10 Январь, 2013 – 12:57.

Астрономические открытия в 2012 году изменили наши представления о Вселенной и отдельных ее объектах. Предлагаем Вам краткий обзор удивительных космических находок.

Огромные черные дыры

Наблюдатели, видимо, не захотели бы слишком близко приближаться к галактике NGC 1277 (созвездие Персея), а тем более, к ее сверхмассивной черной дыре, которая занимает большую часть самой галактики.

Черная дыра находится в центре галактики, она в 17 миллиардов раз массивнее, чем Солнце. Ее масса составляет 14 процентов от массы галактики, тогда как в среднем для галактик это значение равно 0,1 процента.

Сверхмассивная черная дыра в центре галактики NGC 1277

Исследователи были так поражены размерами черной дыры, что дополнительно в течение года проверяли свои расчеты, прежде чем их опубликовать.

Самая близкая к Земле экзопланета

Сюрпризом 2012 года стало открытие землеподобной планеты в тройной звездной системе альфа Центавра. Одна из звезд этой системы – Проксима – самая близкая к нам звезда после Солнца. Расстояние до нее составляет 4,3 световых лет.

Планета Альфа Кентавра Bb, которая лежит в лишь 4,3 световых лет от Земли, в представлении художника

Как сообщает mirnt.ru, на этой планете, пожалуй, нет жизни, ведь ее твердая поверхность может быть расплавленной: планета вращается вокруг материнской звезды на расстоянии 6 млн. км (Земля, как известно, находится на расстоянии 150 млн. км от Солнца).

Экзопланету Альфа Кентавра Bb открыли путем наблюдений колебаний положения звезды на небесной сфере, вызванных гравитационным воздействием планеты на звезду.

Колебания очень малы – смещение звезды составляют не более 1,8 км в час. Исследователи заявили, что открытие сделано на пределе возможностей современной техники.

Именно это дает основание некоторым астрономам сомневаться, что планета вообще существует.

Недавно другая исследовательская группа обнаружила пять потенциальных планет, вращающихся вокруг звезды Тау, которая находится всего в 11,9 световых лет от Земли. Ученые уверяют, что одна из возможных экзопланет в этой системе содержится в зоне жизни, а поэтому может быть потенциально обитаемой.

Воображение художника о системе из пяти возможных планет, вращающихся вокруг звезды Тау Кита

Наименьший инопланетный мир

Астрономы, работающие с космическим телескопом NASA “Кеплер”, открыли три небольших планеты на расстоянии 120 световых лет от Земли. Они вращаются вокруг звезды-карлика KOI-961 (на 70 процентов больше, чем Юпитер). Наименьшая из трех планет имеет размеры, соизмеримые с Марсом.

Планетная система красного карлика KOI-961, которая содержит три планеты меньше, чем Земля

«Это компактная система планет», – сказал Джон Джонсон из Калифорнийского технологического института в Пасадене.

Наименьшая солнечная система

Планетная система KOI-500 насчитывает пять планет, расположенных очень близко друг к другу (на участке пространства в 150 раз меньшем, чем орбита Земли) и к материнской звезде. Продолжительность их «года» составляет всего лишь 1,3, 4.6, 7.1 и 9.5 дней. Кроме того, планеты имеют не очень большие размеры: от 1,3 до 2,6 раза больше Земли.

Космический телескоп «Кеплер» открыл пять планет в тесном ряду вокруг звезды KOI-500 (находится на расстоянии 1100 световых лет от Земли). Рисунок художника

Самая удаленная галактика

Новые наблюдения галактики UDFj-39546284, выполненные в 2012 году с помощью Космического телескопа им. Хаббла, позволили выяснить, что эту звездную систему мы наблюдаем лишь через 380 млн. лет после Большого Взрыва. Галактика является одной из семи звездных систем, образовавшихся в промежутке 400 – 600 млн. лет от рождения Вселенной и которые астрономам удалось надежно наблюдать.

Новое глубочайшее изображения (Hubble Ultra Deep Field, HUDF), полученное Космическим телескопом им. Хаббла 2012 показывает ранее неизвестные семь далеких галактик, образовавшихся в период 350 – 600 млн. лет после Большого Взрыва.

Старые (самые удаленные) сверхновые звезды

В 2012 астрономы нашли объяснение вспышкам самых удаленных сверхновых звезд. Ученые считают, что некоторые из этих вспышек является результатом эволюции сверхмассивных звезд (в 100-250 раз массивнее, чем Солнце). Источником вспышки таких звезд может быть не термоядерная реакция в ядре, а столкновения частиц и античастиц.

На фотографии – результаты моделирования вспышки сверхмассивной звезды в галактике (ранняя Вселенная), что приводит к появлению очень ярких сверхновых

Самое массивное скопление галактик

Астрономы выяснили, что скопление(кластер) галактик Феникс (Phoenix) в 2000 раз массивнее, чем Млечный Путь. Это большое скопление галактик лежит на расстоянии около 7 млрд. световых лет от Земли и содержит тысячи галактик разных размеров.

Представления художника о галактике в центре кластера Феникс (Phoenix), в котором происходит образование около 740 новых звезд в год

Впервые кластер Phoenix наблюдали в 2010 г., но тогда не были изучены его масштабы. Наблюдения с помощью рентгеновской обсерватории NASA “Чандра” показали, что кластер является самым мощным рентгеновским источником из всех известных ныне в астрономии.

Самая большая карта Вселенной

Создав мега-карту, астрономы еще на один шаг приблизились к пониманию того, как возникла Вселенная. Консорциум Sloan Digital Sky Survey III выпустил карту, на которой показано более миллиона галактик в пространственном объеме размером 70 миллиардов кубических световых лет. Карта может помочь астрономам понять природу таинственных темной материи и темной энергии.

На фотографии показан фрагмент кадра с анимационной карты Вселенной, созданной Sloan Digital Sky Survey-III. Анимация показывает положение галактик в 3D-пространстве

Самый глубокий взгляд на Вселенную

Космический телескоп им. Хаббла смотрит на Вселенную все дальше и дальше во времени. Знаменитая орбитальная обсерватория увидела свет, вышедший 13200000000 лет назад, когда Вселенной было лишь 500 миллионов лет.

Фотография, полученная «Хаббл», показывает очень маленький кусочек звездного неба, за которым телескоп периодически наблюдал на протяжении 10 лет.

Этот снимок является продолжением глубоких обзоров, которые телескоп делал в 2003 и 2004 годах.

На фотографии кадр из видео о чрезвычайно глубоком обзоре (Extreme Deep Field) Хаббла.

Самая большая магнитная звезда

На расстоянии 20 тысяч световых лет от Земли в созвездии Персея лежит звезда с уникальным магнитным полем.

Она примерно в 35 раз массивнее, чем Солнце, а ее магнитное поле в 20 000 раз сильнее, чем магнитное поле нашей звезды и в 10 раз мощнее, чем в любой известной звезды.

Сильные магнитные поля имеют очень мало из известных нам звезд (известно лишь несколько таких объектов, но гораздо меньшей массы). Авторы исследования считают, что находка такой звезды – это большая удача.

На фотографии показано художественную интерпретацию магнетара

Рентгеновские взрывы в молодой Вселенной

Струю рентгеновских лучей, выходящих из квазара GB 1428 – галактики, имеющий в центре огромную черную дыру – найдено на расстоянии около 12,4 миллиарда световых лет от Земли.

По оценкам размеры полосы излучения примерно в два раза больше, чем поперечник Млечного Пути. Предварительный рентгеновский рекордсмен находится в 12,2 миллиарда световых лет от Земли.

Такие наблюдения позволяют астрономам изучать сверхмассивные черные дыры, которые находятся в центре большинства галактик на этапе их формирования в ранней Вселенной.

На фотографии – композиция самой отдаленной рентгеновской струи из всех, которые когда-либо наблюдали. Рентгеновские данные обсерватории «Чандра» показаны синим цветом, радио данные Very Large Array NSF – фиолетовым, а оптические данные «Хаббла» показаны желтым цветом

Самая большая из известных галактик

Галактика A2261-BCG (Abell 2261 Brightest Cluster Galaxy) имеет звездный диск поперечником один миллион световых лет (это в 10 раз шире диска Млечного Пути). Необычность этой галактики еще и в том, что у нее, возможно, нет центральной сверхмассивной черной дыры …

На фотографии в центре изображения (обнародована 25 октября 2012) – гигантская галактика, самый массивный и яркий объект скопления галактик Абель 2261. Фото Космического телескопа им. Хаббла

Источник: http://mirnt.ru/aviation/samye-udivitelnye-astronomicheskie-okrytia-v-2012-godu

Астрономы наблюдали реликтовую галактику с «остановкой развития»

Космический телескоп Hubble помог астрономам рассмотреть необычную группу весьма древних звезд. Миллиарды лет назад галактика NGC 1277 была молода и рождала новые звезды в тысячи раз быстрее современного Млечного Пути. Но она быстро выработала свои внутренние ресурсы и прекратила звездообразование – сегодня это тусклый, красный и «мертвый» реликт прошлого.

Компактная линзовидная галактика NGC 1277 была открыта еще в конце XIX в.

Она находится в 220 млн световых лет от нас, в центре созвездия Персей, и считается реликтом ранней Вселенной: звездообразование в ней стартовало еще 12 млрд лет назад, было очень интенсивным, но кратким.

Сегодня она заселена популяцией богатых тяжелыми элементами, красных и тусклых звезд на 7 млрд лет старше нашего Солнца. Звезды образуют достаточно компактную группу вдесятеро меньше Млечного Пути, в центре которой растет сверхмассивная черная дыра.

©NASA, ESA, M. Beasley (Instituto de Astrofísica de Canarias), P. Kehusmaa

О новых наблюдениях этой необычной галактики рассказывается в статье, опубликованной журналом Nature.

Майкл Бизли (Michael Beasley) и его коллеги из испанского Университета Ла-Лагуна называют NGC 1277 «галактикой с остановкой в развитии»: из-за слишком активного звездообразования такие объекты быстро исчерпывают имеющийся объем вещества, но не могут притянуть новый из-за отсутствия подходящих тел поблизости. Предполагается, что одну из примерно тысячи массивных галактик ожидает такая судьба.

Успешно растущие галактики содержат звезды разных популяций: и более древние, красные, сформировавшиеся еще во время молодости материнской галактики; и звезды помоложе, голубые, которые образовались из вещества, полученного в ходе поглощения соседних галактик поменьше. Так выглядит и Млечный Путь, включающий порядка 180 подобных скоплений, но не галактика NGC 1277, все звезды которой – древние и красные. «Я исследую скопления в галактиках много лет, но впервые вижу нечто подобное», – говорит Майкл Бизли.

Читайте также:  Серебристые облака - все о космосе

©NASA, ESA, and J. DePasquale (STScI)

Полное отсутствие звезд «поздних» популяций в NGC 1277 говорит о том, что она ни разу не поглощала другие галактики и не получала достаточного для эволюции притока вещества.

В самом деле, хотя она находится в массивном скоплении Персея, содержащем тысячи галактик, собственное движение NGC 1277 слишком быстро.

Она несется мимо соседей на скорости в миллионы км/ч и увлеченные ее притяжением звезды и облака попросту не успевают влиться в галактику и влить в нее жизнь.

Источник: https://naked-science.ru/article/sci/astronomy-nablyudali-reliktovuyu

Черные дыры

Объекты глубокого космоса > Черные дыры

Черные дыры, несомненно, самые странные и загадочные объекты в космосе.  Их причудливые свойства могут бросить вызов законам физики Вселенной и даже природе существующей действительности.

Чтобы понять, что же такое черные дыры, мы должны научиться думать “вне коробки” и применить немного фантазии.

Черные дыры образуются из ядер супер массивных звёзд, которые можно охарактеризовать как область пространства, где огромная масса сосредоточенна в пустоте, и ничего, даже свет не может там избежать гравитационного притяжения.

Это та область, где вторая космическая скорость превышает скорость света. И чем более массивный объект движения, тем быстрее он должен двигаться для того чтобы избавиться от силы своей тяжести. Это известно как вторая космическая скорость.

Черные дыры настолько массивны, что их вторая космическая скорость быстрее, чем скорость света. Поскольку ничего не может двигаться быстрее, чем свет, то ничего и не может избежать гравитация черной дыры. Теория относительности Эйнштейна является первым ключом к пониманию черных дыр.

Она утверждает, что гравитация влияет на время. Чем более массивный объект в космосе, тем больше он замедляет время. Гравитация же черной дыры настолько огромна, что она практически останавливает ход времени.

Если снаружи черной дыры наблюдать, как падает космический корабль, то можно увидеть, что он все больше и больше замедляется и, в конце концов, исчезает.

Распространенный миф о черных дырах говорит, о том, что они всасывают всю материю вокруг себя. Но, это не так. Они будут всасывать материю, которая находится на определенном расстоянии, а в остальном они действуют не иначе, чем массивные звезды. Если, например, наше Солнце станет черной дырой, планеты будут и дальше вращаться по своей орбите, как они это и сегодня.

Черные дыры космоса: рецепт для монстра

Теория относительности Эйнштейна описывает гравитацию как искривление пространства-времени. Чем массивнее объект, тем больше это искажение будет. Черные дыры настолько огромны, что они искажают  пространство времени, и оно отодвигается в глубокую и бездонную пустоту, от которой ничто не может укрыться.

Черные дыры, на самом деле формируется из сверхмассивных звезд, масса которых, по крайней мере, в десять раз больше, чем наше Солнце. Когда горят звезды, в процессе синтеза выделяется сплав водорода.

Данная ядерная реакция производит давление, которое позволяет выталкивать из центра водоворота звезды. И противодействует силе тяжести, которая тянет ее обратно внутрь. Эти две силы идеально сбалансированы. Что позволяет звезде не разрушиться.

Когда она исчерпывает свой запас водородного топлива, баланс нарушается.

Массивные звезды погибают и в результате взрыва, образуются сверхновая звезда. Что происходит после этого, зависит от ее массы. Большинство из них остаются позади ядра, именуемого Белым Карликом. Оно обычно окружено постоянно расширяющейся оболочкой газа.

В некоторых, редких случаях масса звезды настолько велика, что гравитация черной дыры будет тянуть ее тело очень сильно, после чего она может стать крошечной, компактным объектом, известным как нейтронная звезда.

Но в очень редких случаях, существует так много массы в звезде, что гравитация буквально сходит с ума. Ничто во Вселенной не может остановить распад. Звезда коллапсирует в самой себе и останавливается только тогда, когда занимает определенную точку в пространстве.

Она в буквальном смысле перестает существовать. Однако при этом, оставляя за собой массу и силу тяжести. Теперь это еще одна черная дыра, один из самых необычных объектов в космосе.

Анатомия черных дыр Вселенной

Когда супер массивная звезда коллапсирует в черную дыру , она не становиться  настолько маленькой, чтобы  больше не иметь никакого физического размера.  Это ее плотная, уменьшенная модель, но при этом содержащая то же количество массы, что и исходная звезда. Главная особенность черной дыры это то, что известно как сингулярность, и она определяет ее центр.

Область, где фундаментальные законы физики и самой ткани пространства прекращают свое существование. Сингулярность – это в невидимый барьер, называемый горизонтом событий. Он знаменует собой появление внешней границы черной дыры, проявляющимся экстремальным гравитационным притяжением. Это точка, откуда нет возврата.

Все, что пересекает горизонт событий, даже свет, обречен.

Зависимость между массой черной дыры и массой балджа

Горизонтом событий является точка, в которой вторая космическая скорость равна скорости света. Внутри черной дыры эта скорость превышает скорость света. Поскольку ничто не может двигаться быстрее света, ничто и не может вырваться из пределов горизонта событий.

Как только объект очутится за его пределами, его ожидает сингулярность. Поскольку гравитация возрастает все больше при такой высокой скорости, она действует на части этого объекта.

Подобные приливные силы видоизменяют сам объект, который, впоследствии будет протянут в длинную и тонкую струну, после чего перестанет существовать во вселенной. Расстояние между сингулярностью и горизонтом событий известен как радиус Шварцшильда.

Чем массивнее черная дыра, тем больше его радиус Шварцшильда будет . Если Солнце была бы черной дырой, ее радиус Шварцшильда бы в 3 км . Типичная черная дыра с массой в 10 раз больше Солнца будет иметь радиус Шварцшильда 30 километров .

Преследование невидимых черных дыр

Поскольку свет не может вырваться из массивных животных силков, он не может быть виден. Поэтому чтобы искать черные дыры, можно полагаться только на косвенные доказательства их существования.

Одним из способов поиска черной дыры, являются нахождение областей в открытом космосе, которые обладают большой массой и находятся в темном пространстве.

При поиске подобных типов объектов, астрономы обнаружили их в двух основных областях: в центрах галактик и в двойных звездных системах нашей Галактики.

На самом деле, большинство астрономов теперь считают, что супер массивная черная дыра может существовать в центре нашей галактики Млечный Путь. Означает ли это, что она в конечном итоге все поглотит?  На самом деле, нет. Черная дыра имеет ту же массу, что и оригинальные звезды, потому как была сформирована из них.

Пока ничего не предвещает слишком близкого приближения к горизонту событий, так что  это безопасно. Вполне вероятно, что миллиарды звезд в нашей галактике будет продолжать орбиту вокруг этой гигантской черной дыры миллиарды лет вперед. Доказательства этой и других черных дыр может быть подтверждены с помощью функции поиска для рентгеновских лучей.

Астрономы полагают, что черные дыры излучают их в большом количестве.

Черная дыра Млечного Пути может являться источником высокоэнергетических нейтрино

Многие из звезд в нашей галактике существуют как двойные звездные системы, в которых одна из звезд может становиться черной дырой. Когда это произойдет, черная дыра может начать сосать все на своем пути независимо от другой звезды.

Эта материя кружится вокруг нее, формируясь как диск ускорения, двигаясь все быстрее и быстрее по мере приближения к центру. Считается, что эта материя испускает излучения в виде рентгеновских лучей, и как только они  как это входит в черную дыру, материя начинает разрушаться.

Расположения четырех звездной скоплений вокруг черной дыры в центре NGC2110.

Двойные звездные системы, которые излучают сильные количество рентгеновских лучей, являются хорошими кандидатами в черные дыры. Как только эта система была определена, астрономы попытались определить массу компаньона звезды.

Измеряя орбитальную скорость ее видимости, они могут выяснить массу ее невидимого собрата. И если масса объекта компаньона достаточно большая, то это вполне может быть черная дыра. Один из наиболее вероятных кандидатов на сегодняшний день для черной дыры Лебедь X -1.

Этот интенсивный рентгеновский источник радиоизлучения находится в созвездии Лебедя.

Источник: http://o-kosmose.net/chernyie-dyiryi-v-kosmose/

Открытая черная дыра-супертяжеловес перевернула представление ученых о росте галактик

ВСЕ ФОТО

Недавно обнаруженная сверхмассивная черная дыра разрушила представление ученых о росте галактик. Ее масса совершенно непропорциональна размеру галактики, в которой она находится, и у ученых нет объяснения тому, как дыра могла дорасти до таких масштабов, пишет журнал Nature.

Обычно такие черные дыры занимают место в самом центре галактики и управляют множеством процессов в ней. Ранее считалось, что сверхмассивные черные дыры растут вместе со своими галактиками.

В большинстве систем масса черной дыры составляет примерно 0,1% от массы центральной области галактики. Однако сейчас исследователи открыли черную дыру, на которую приходится 59% массы центральной области галактики.

Сама по себе черная дыра является одной из самых больших, а вот галактика, в которой она сидит, значительно меньше нашей.

Группа астрономов под руководством Ремко ван ден Боша из Института астрономии Общества Макса Планка в Гейдельберге (Германия) исследовала галактику NGC 1277, удаленную от нас на 228 миллионов световых лет в созвездии Персея.