Космонавт добровольский георгий тимофеевич – все о космосе

Космонавт Добровольский Георгий Тимофеевич

Добровольский Георгий Тимофеевич

Космонавт Добровольский Георгий Тимофеевич (01.06.1928-30.06.1971 гг.)

  • 24-й космонавт СССР (52-й в мире), позывной «Янтарь-1» (1971 г.)
  • Длительность полета (1971 г.): 23 суток 18 часов 21 минута 43 секунды

Краткая биография

Георгий Тимофеевич родился 1 июня 1928 г. в приморском солнечном городе – Одесса. До войны подросток успел завершить шестилетнее обучение в местной школе. В 1944-м году Георгия арестовали оккупанты за хранение пистолета, в результате чего ему грозили 25 лет каторги.

Однако в том же году жители Одессы подкупили охрану тюрьмы и благодаря поддельным документам Георгий смог бежать. Позже Добровольский поступил в Одесскую школу ВВС.

Следующее образования получал в военном училище города Чугуев с 1948-го по 1950-й год, имел звание «летчик-истребитель».

С 1950-го по 1963-й год Георгий Тимофеевич служил в ВВС СССР. Параллельно со службой проходил обучение в Военно-Воздушной Академии, сейчас им. Ю. Гагарина, в Московской области. Завершил образование в 1961-м году.

Карьера космонавта

С января 1963-го года Георгий начал проходить космическую подготовку. В 1965-м году, закончив свое обучение и сдав все экзамены по общей космической подготовке, получил квалификацию «космонавт ВВС».

Дальнейшая подготовка Георгия Добровольского проводилась для различных миссий, среди которых был облет Луны на КК «Союз 7К-Л1», а также программа «Алмаз».

Однако с 1971-го года начал тренироваться в роли командира экипажа для полета на ОКС «Салют-1» на борту «Союз-11».

7 июня 1971 года группа в составе Г. Добровольского, а также космонавтов В. Волкова и В. Пацаева отправилась по направлению к космической станции.

После благополучной стыковки с «Салют-1» космонавты занялись проведением технических и исследовательских работ, которые продлились 22 суток.

При проверки корабля «Союз-11» на герметичность не возникло никаких проблем, однако компьютерная система предупреждала космонавтов об открытом люке. Экипаж определил данное предупреждение как поломку датчика.

Позже, 30-го июня, во время приземления корабля внезапно прервалась связь с экипажем «Союз-11». Поисковая команда обнаружила космический аппарат в 2 тысячах километрах от запланированного места посадки. Все космонавты погибли. Причиной катастрофы оказалась разгерметизация кабины корабля в результате крайне маловероятной поломки одного из открывающихся клапанов.

За проведение сложной и опасной космической миссии Георгия Тимофеевича посмертно наградили званием Герой Советского Союза. Также в память о космонавте  Добровольском названо множество улиц, кратер на Луне и малая планета.

Источник: http://SpaceGid.com/kosmonavt-dobrovolskiy-georgiy-timofeevich.html

Добровольский Георгий Тимофеевич

История исследования космоса > Космонавты > Советские космонавты > Добровольский Георгий Тимофеевич

Добровольский Георгий Тимофеевич (1928-1971 гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №24;

Космонавт мира: №52;

Число полетов: 1;

Продолжительность: 3 суток 18 часов 21 минута 43 секунды;

Добровольский Георгий Тимофеевич – советский летчик-космонавт, родился первого июня 1928-го года в городе Одесса. Совершил один полет, который завершился катастрофой, в следствие разгерметизации спускаемого аппарата «Союз-11». Занимает 24-е место среди космонавтов СССР и 54-й космонавт в мире. 2-й набор ВВС.

До 1941-го года обучался в Одесской средней школе №99, окончив 6 классов. После освобождения города в 1944-ом Георгий Тимофеевич поступил в специальную школу ВВС, которую он успешно окончил в 1946-ом.

В 1948-ом году поступил в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. В 1950-ом получил 2-ю степень “Летчика-истребителя” и начал службу в ВВС СССР.

Не отрываясь от службы, прошел обучение в вечернем Университете марксизма-ленинизма. Окончил его в 1952-ом, а в 1961-ом году получил командно-шатбную специальность на факультете заочного обучения Военно-воздушной академии (ныне ВВА им. Ю.А. Гагарина).

Космос

После окончания ВВА, в 1962-ом году Добровольский успешно прошел медобследования в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале.

В мае этого же года он получил допуск от  Центральной врачебно-летной комиссии, а спустя год был зачислен в ряды космонавтов. 10 января 1963-го года был зачислен слушателем-космонавтом. После зачисления он еще 2 года проходил общекосмическую подготовку.

13 января 1965-го года Добровольский прошел аттестацию “космонавта ВВС” и спустя 10 дней получил должность космонавта 2-го отряда.

Начиная с сентября 1966-го года, Георгий Тимофеевич проходил годовую подготовку в составе группы по программе облета Луны на космическом корабле “Союз 7К-Л1”. С 1967-го по 1968-ой год готовился в составе группы поп программе “Алмаз”.

В 1971-ом году проходил подготовку с 27 апреля по 27 мая по программе полета на ДОС-1 «Салют». Добровольский тренировался в качестве командира дублирующего экипажа  «Союз-11». В состав группы входили Владислав Волков и Виктор Пацаев.

Полет по программе полета на орбитальную станцию “Салют 1” состоялся 6-го июня в составе Волкова и Пацаева под командованием Добровольского.

Спустя 23 суток 18 часов 21 минуту и 43 секунды полета произошло непредвиденное: во время возвращения спускаемого аппарата, произошла разгерметизация.

Официальной причиной является преждевременное открытие клапана вентиляции. Все участники экспедиции погибли.

Прах покойного Георгия Тимофеевича был помещен в Кремлевской стене. Он посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Личная жизнь

Георгий Тимофеевич Добровольский воспитывался матерью. Тимофей Трофимович Добровольский  1907 г.р., отец Георгия, ушел из семьи, когда сыну было 2 года.

Он работал в органах безопасности, в частности – начальником отдела контрразведки. Ушел в отставку в 1657-ом году. Каменчук Мария Алексеевна 1907 г.р.

, подрабатывала уборщицей в одном из местных магазинов, а позже устроилась в артиллерийском училище продавщицей.

Брат Георгия Трофимовича, Добровольский Александр Тимофеевич родился в 1946-ом году. Работал механиком в Ялтинском управлении тралового флота.

Жена – Стеблева Людмила Тимофеевна 1938, г.р., педагог. В 1960-ом году родила Георгию Тимофеевичу первую дочь. Девочку назвали Мариной. Получив высшее образование, она работает профессором в МГУ, где преподает английский язык. Вторая дочь – Наталия Георгиевна, родилась в 1967-ом году.

Источник: http://v-kosmose.com/kosmonavtyi/sovetskie-kosmonavtyi/dobrovolskiy-georgiy-timofeevich/

К 90-летию георгия добровольского

В чём смысл жизни?

– В жизни, ребята, в самой жизни!

90 лет назад родился Георгий Тимофеевич Добровольский.

Что мы знаем о нём? Немного.

Не довелось ему оставить книгу о себе, как многим из космонавтов. Записи, которые он вёл в бортовом журнале, находясь на первой в мире обитаемой космической станции “Салют”, дошли до нас лишь в отрывках, отфильтрованных кем-то из “заботливых” органов.

Интернетные статьи о Георгии Тимофеевиче повторяют друг друга. Родился 1 июня 1928 г. в Одессе. В 1944-м, мальчишкой, был пойман румынами с оружием и сидел в каторжной тюрьме. Бежал. Мечтал стать моряком, а стал лётчиком-истребителем, окончив Чугуевское военное авиаучилище. В 1962-м окончил Военно-воздушную академию.

В 1963-м по второму набору был зачислен слушателем в Центр подготовки космонавтов. В 1965-м прошёл аттестацию на космонавта военно-воздушных сил. С 1966 г. готовился к облету Луны на космическом корабле “Союз 7К-Л1” по программе “УР500К-Л1”, а с 1968 г. – к работе на орбитальной станции “Алмаз”.

В январе 1971 года начал тренироваться в роли командира дублирующего экипажа для полета на станцию “Салют-1” на борту корабля “Союз-11”.

За два дня до старта ему и его товарищам – Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву – пришлось стать основным экипажем корабля. Полёт, начавшийся 6 июня, проходивший с трудностями и трагически закончившийся 30 июня 1971 г., показал все лучшие черты командира: надёжность, уверенность, выдержку, умение управлять собой и экипажем в критический момент.

Спустя несколько лет, в 1978-м, в свой первый рейс вышел предназначенный для сопровождения космических программ страны корабль – научно-исследовательское судно “Космонавт Георгий Добровольский”.

С этим именем – именем лётчика-космонавта и именем корабля – вот уже много лет не расстаются мои товарищи-моряки, служившие Космосу, находясь в Океане.

Моряки, с гордостью называющие себя: мы – “добровольцы”.

Из книги И.Давыдова “Триумф и трагедия советской космонавтики” :

[Добровольский о том, как в 44-м оказался схвачен румынами] “Всё было гораздо прозаичнее и совсем не выглядело геройством.

Просто все мы — и ребята, и взрослые — ненавидели врагов и в меру сил и возможностей старались освободить Советскую землю. Война оставила так много жестоких отпечатков…

Да, нужно вспоминать те времена, чтобы люди ничего не забыли и не позволили вновь повториться тому кошмару.”

[Автор о Добровольском] “Состав группы космонавтов [выехавших в Туркмению на тренировки по астронавигации] по возрасту и воинским званиям был разношерстным, но цементировал его старший группы космонавтов сверхкоммуникабельный и жизнерадостный Георгий Добровольский.”

Из книги Г.Пацаевой “Отвага исканий”. Космонавт Е.Хрунов о Г.Добровольском :

“Георгий Добровольский пришёл к нам в 1962 году с должности заместителя командира по политической части. Должность замполита в армии требует прежде всего душевной мягкости, точности, деликатности. И в то же время твёрдости, принципиальности. Такой он и есть. Георгий всегда смотрит прямо в глаза, приятен или неприятен ему разговор. Вот эта прямота и подкупает.”

Из последнего интервью журналистам :

– И в заключение: в чём смысл жизни?
– В жизни, ребята, в самой жизни!

Таким мы его и запомним – жизнелюбивого и с улыбкой.

На эту публикацию откликнулась дочь космонавта – Марина Добровольская. Благодарю Марину Георгиевну за уточнение по тексту и за несколько дополнительных материалов к нему.

В дополнение. В Новой Зеландии, в Окленде существувет солнечная обсерватория, названная именем Георгия Добровольского. (Ссылки: #1 и #2)

Памяти экипажа “Союз-11” >>
Добровольский, Волков, Пацаев: последнее интервью >>
“Союз-11”: Хроника полёта >>
О памятнике на месте посадки >>
Ко дню рождения В.Пацаева >>
Почтовые марки, посвящённые экипажу “Союз-11” >>

Источник: http://niskgd.ru/mix/p99/index.htm

Добровольский Георгий Тимофеевич

1 июня 1928 года – 30 июня 1971 года

Родился 1 июня 1928 года в Одессе в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1954 года. Когда Георгию исполнилось 2 года, отец ушел из семьи. Воспитывался матерью. В 1941 году окончил 6 классов в средней школе №99 города Одессы. 

В 1941 году разразилась война, а вскоре город осадили фашистские и румынские войска. 13-летний подросток помогал рыть окопы, ухаживал в госпитале за ранеными, попытался прибиться к какому-нибудь партизанскому отряду, чтобы бить захватчиков. Все попытки ни к чему не привели: мал еще. 

Однако и сидеть без дела Георгию тоже не хотелось. Вместе с такими же друзьями-подростками Добровольский мечтал о мщении. Подражая взрослым, они решили собрать свой партизанский отряд, а первым заданием для всех был поиск оружия. Ребята нашли несколько пистолетов, автоматов, гранат. Пистолеты оставили у себя, а автоматы зарыли в землю, чтобы при первой возможности воспользоваться оружием. 

Их выследили. Жандармская полиция нагрянула к Добровольским с обыском очень неожиданно. Спрятать пистолет у Жоры не было никакой возможности. Оружие нашли, 15-летнего подростка увели в тюрьму.

Никакого снисхождения к возрасту не было: малолетний узник 22 февраля 1944 года был приговорен военно-полевым судом к 25 годам каторжных работ.

Во многом из-за того, что во время пыток не выдал никого из своих товарищей. 

Читайте также:  Сколько звезд на небе? - все о космосе

Они его не забыли, устроили побег. Это случилось 19 марта. А меньше, чем через месяц, 10 апреля, в Одессу вошли первые батальоны советских войск, принеся с собой освобождение от оккупации.

https://www.youtube.com/watch?v=T21gKKYwLsQ

После освобождения Одессы в 1944 году Георгий сдал экзамены за 7 и 8 классы и поступил в школу №58 в 9 класс, а затем перевёлся в спецшколу ВВС. В 1946 году окончил 10 классов спецшколы ВВС города Одессы. 

В Советской Армии Георгий Тимофевич с 1946 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков лётчиков (ВАУЛ) по 2-му разряду по специальности «летчик-истребитель» в 1950 году. 

С 9 ноября 1950 года служил летчиком, а с 11 ноября 1952 года – старшим летчиком 965-го истребительного авиационного полка (ИАП) 123-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) ПВО 32-й ВИА Донбасского района ПВО (14 октября 1952 года дивизия была передислоцирована на территорию Восточной Германии и вошла в состав 71-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) 24-й ВА).

В 1952 году окончил вечерний Университет марксизма-ленинизма. 

С 19 января 1955 года служил заместителем командира эскадрильи по политической части, с 18 ноября 1955 года служил командиром звена. 1 октября 1956 года 123-я ИАД вошла в состав 30-й ВА Прибалтийского ВО и была передислоцирована в город Валга Эстонской ССР. 6 марта 1959 года 965-й ИАП вошел в состав 263-й ИАД 30-й ВА.

17 ноября 1959 года 965-й ИАП был переименован в 965-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков 2-й линии (АПИБ). 

С 7 мая 1960 года служил командиром звена, с 25 ноября 1960 года – штурманом, заместителем командира эскадрильи.

7 июля 1961 году окончил заочный факультет Военно-воздушной академии (ВВА) по специальности «Командно-штабная ВВС». С 29 июля 1961 года – заместителем командира эскадрильи по политической части, с 12 октября 1961 года – начальником политотдела, заместителем командира по политической части 43-го отдельного АПИБ 30-й ВА Прибалтийского ВО. 

6 марта 1962 года был признан одним из лучших командиров авиазвена. В этом же году проходит медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и в мае 1962 года получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК).

6 сентября 1971 года приказом МО СССР №192 был навечно зачислен в списки личного состава в/ч 23300 (1-й авиационной эскадрильи).

8 января 1963 года на заседании мандатной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №14 от 10 января 1963 года был зачислен в ЦПК в качестве слушателя-космонавта.

В 1964 году заочно окончил Военно-воздушную академию. При подготовке к космическим полетам Добровольский не щадил своих сил, стремился вникнуть в специфику работы летчика-космонавта до мельчайших деталей.

Напряженно, с полной отдачей работал он все 8 лет вплоть до того дня, когда Государственная комиссия утвердила его командиром экипажа космического корабля “Союз-11” и орбитальной пилотируемой научной станции “Салют”.

23 января 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда (военные космические программы). В феврале 1965 года изучил матчасть самолета МиГ-21 в 4-м Центре боевого применения в Липецке. Летал на МиГ-21у, УТИ МиГ-15, Ту-104, Ил-14 с инструктором.

С сентября 1966 по 1967 год проходил подготовку по программе облета Луны (на КК 7К-Л1) в составе группы космонавтов.

В 1967 – 1968 годах проходил подготовку в группе по программе «Алмаз» в составе группы.

С августа по декабрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК «Союз» в составе третьего (резервного) экипажа по программе «Стыковка».

30 апреля 1969 года был назначен космонавтом 1-го отдела 1 управления 1 НИИ ЦПК. 

В 1969 – 1970 годах проходил подготовку по программе «Контакт» в качестве командира экипажа КК «Союз», сначала в группе, а затем вместе с Петром Колодиным (с января по март 1970 год), с Олегом Макаровым (с марта по май 1970 года) и с Виталием Севастьяновым (в ноябре – декабре 1970 года).

С 10 февраля 1970 года был инструктором-космонавтом 2-го отдела, заместителем командира отряда по политической части. 7 января 1971 года был вновь назначен космонавтом 1-го отдела 1-го управления.

С 18 сентября 1970 по февраль 1971 года проходил подготовку по программе полета на ДОС-1 «Салют» в качестве командира четвертого (резервного) экипажа, вместе с Виталием Севастьяновым и Анатолием Вороновым.

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку по программе полета на ДОС-1 «Салют» в качестве командира второго (дублирующего) экипажа корабля «Союз-11», вместе с Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым.

Экипаж «Союза-11» сложился не сразу. Дело в том, что в конце 60-х в космос летали по двое космонавтов. А тут американцы запустили на орбиту сразу трех. Было принято решение и советский экипаж создать из трех человек.

Причем, по иронии судьбы, перед самым стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Говорят, что три скафандра не умещались на корабле, поэтому решили лететь в спортивных костюмах.

В это трудно поверить хотя бы потому, что чуть больше, чем за месяц до старта «Союза 11», 23 апреля 1971 года В. Шаталов, А. Елисеев и Н. Рукавишников на корабле «Союз-10» уже побывали в космосе, но не смогли попасть на орбитальную станцию.

На состоявшемся 4 июня 1971 года заседании Государственной комиссии основной экипаж корабля «Союз-11» (Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Пётр Колодин) был отстранен от полета из-за обнаруженного врачами затемнения в легком у Валерия Кубасова. Основным экипажем корабля «Союз-11» был назначен экипаж Добровольского.

6 июня 1971 года в 7.55 по московскому времени ракета-носитель с кораблем “Союз-11” стартовала в космос. Георгий Тимофеевич выступил в качестве командира КК «Союз-11» и первой основной экспедиции (ЭО-1) на ДОС-1 «Салют», вместе с В.Волковым и В.Пацаевым. 

7 июня в 10.45 корабль состыковался с орбитальной станцией “Салют”, находившейся на орбите с 19 апреля. С этого момента впервые в мире на орбите начала функционировать пилотируемая научная станция.

За это время экипаж выполнил обширную программу испытаний систем станции, медико-биологических исследований и астрофизических экспериментов. По словам академика М.В.

Келдыша, проведенные эксперименты Lоткрывают большие перспективы для метеорологии, геологии, географии, по исследованию океана, растительного покрова и ресурсов Земли.

Продолжительность полета составила 23 суток 18 часов 21 минута 43 секунды. Позывной: «Янтарь-1». 

30 июня, в 01.35, была включена тормозная двигательная установка «Союза». Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты. После аэродинамического торможения в атмосфере нормально раскрылся парашют, сработали двигатели мягкой посадки, спускаемый аппарат плавно приземлился в степи Центрального Казахстана, западнее горы Мунлы.

Источник: http://nauc.ucoz.ru/publ/biografii_kosmonavtov/dobrovolskij_georgij_timofeevich/dobrovolskij_georgij_timofeevich/76-1-0-68

Добровольский Георгий Тимофеевич

Добровольский Георгий Тимофеевич – командир космического корабля “Союз-11” и первой в мире орбитальной станции “Салют”, лётчик-космонавт СССР, подполковник.
Г. Т. Добровольский с женой Людмилой и дочерью Мариной, 1962 г Родился 1 июня 1928 года в городе Одессе (Украина) в семье рабочего.

Русский. Член КПСС с 1954 года. Когда Георгию исполнилось 2 года, отец ушёл из семьи. Воспитывался матерью. Учился в школе. Когда началась Великая Отечественная война ему было 13 лет. Георгий рыл окопы, гасил зажигалки, помогал защищать родной город. Когда осенью 1941 года Одесса пала, решил бороться с оккупантами в рядах партизан.

Он раздобыл пистолет, но использовать его не успел. Во время облавы был схвачен, избит и за ношение оружия брошен в тюрьму. Румынский военно-полевой суд приговорил его к 25 годам каторжных работ.

19 марта 1944 года, незадолго до освобождения города (Одесса была освобождена 10 апреля), по подложным документам, изготовленным подпольщиками, ему удалось бежать. После войны поступил в Одесскую спецшколу ВВС. В Советской Армии с 1946 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков в 1950 году.

Служил в истребительной авиации, прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи по политической части.

  Г. Т. Добровольский. Одесса, 1950 г

В январе 1963 года зачислен в отряд космонавтов. В 1964 году заочно окончил Военно-воздушную академию. При подготовке к космическим полётам Добровольский не щадил своих сил, стремился вникнуть в специфику работы лётчика-космонавта до мельчайших деталей.

Напряжённо, с полной отдачей работал он все 8 лет вплоть до того дня, когда Государственная комиссия утвердила его командиром экипажа космического корабля «Союз-11» и орбитальной пилотируемой научной станции «Салют».

  Доклад командира Г.Т.

Добровольского о готовности к полету в космос 6 июня 1971 г. Байконур

6 июня 1971 года в 7.55 по московскому времени ракета-носитель с кораблём «Союз-11» стартовала в космос. 7 июня в 10.45 корабль состыковался с орбитальной станцией «Салют», находившейся на орбите с 19 апреля. С этого момента впервые в мире на орбите начала функционировать пилотируемая научная станция. Полёт продолжался 23 суток. За это время экипаж выполнил обширную программу испытаний систем станции, медико-биологических исследований и астрофизических экспериментов. По словам академика М.В. Келдыша, проведённые эксперименты «открывают большие перспективы для метеорологии, геологии, географии, по исследованию океана, растительного покрова и ресурсов Земли».

30 июня 1971 года при возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата (преждевременно открылся клапан, стравивший воздух).

Когда поисковая группа открыла люк спускаемого аппарата, то обнаружила космонавтов неподвижно сидящих на рабочих местах. Все реанимационные мероприятия результатов не дали.

Экипаж корабля (Добровольский Георгий Тимофеевич, Волков Владислав Николаевич, Пацаев Виктор Иванович) погиб.

30 июня 1971 года Г.Т.Добровольскому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями.

Похоронен на Красной площади в Кремлёвской стене. Навечно зачислен в списки воинской части.

Именем Добровольского названы астероид в созвездии Льва, научно-исследовательский корабль АН СССР, улицы в ряде городов, школы № 10 в Одессе и № 54 во Владивостоке. Почётный гражданин города Одессы.

В Одессе на проспекте его имени установлен памятник. В Могилёве на улице его имени установлена мемориальная доска. Проводился Международный турнир по прыжкам на батуте памяти Добровольского.

Биография предоставлена А.Е.Мельниковым

Источник: http://odesskiy.com/d/dobrovolskij-georgij-timofeevich.html

Добровольский Георгий Тимофеевич (1928-1971)

Георгий Тимофеевич Добровольский – лётчик-космонавт, Герой Советского Союза (посмертно), подполковник ВВС, Почетный гражданин Одессы.

Родился 1 июня 1928 в Одессе в семье военнослужащего. Отец оставил семью, когда мальчику было всего два года, и мать одна воспитывала сына. С детства Жора был влюблен в свой город, его кипучую жизнь, порт, мечтал стать капитаном океанского корабля.

Но все изменила война. Врезались в память первые дни войны: затемнения, налеты вражеской авиации. Потом оккупация, облавы на улицах и виселицы. Попал в облаву, был арестован. Приговор – 25 лет каторжных работ за хранение пистолета.

Случай вызволил из тюрьмы – удалось бежать.

После освобождения города поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Там и созрело твердое решение стать летчиком-истребителем. Новая жизнь началась в 1946 в знаменитом Чугуевском военно-авиационном училище.

Навсегда остался в памяти день первого самостоятельного полета. После присвоения воинского звания лейтенанта – назначение к месту службы в Одесский военный округ. Потом была служба в группе советских войск в Германии.

Читайте также:  Космонавт комаров владимир михайлович - все о космосе

В отпуск обязательно приезжал в Одессу к матери, навещал семью отца. Женился, в 1959 родилась дочь.

После окончания Военно-воздушной академии был назначен заместителем командира полка по политчасти без отрыва от летной работы. В 1962 рекомендован в отряд космонавтов. Неизгладимое впечатление оставила встреча с Юрием Гагариным, поразило дружелюбие нового командира.

В отряде космонавтов Георгий отличался жизнерадостностью, человеческим обаянием, трудолюбием. Долгих девять лет ждал своей очереди в полет. И наконец увидел машину, на которой ему с товарищами предстояло почти месяц провести в космосе.

В канун 1971 последний раз побывал в Одессе, перевез мать на новую квартиру.

Владислав Николаевич Волков, Георгий Тимофеевич Добровольский и Виктор Иванович Пацаев

Пришел долгожданный день. Космический корабль “Союз-11” стартовал 6 июня 1971. Среди многочисленных поздравлений, принятых во время полета, особенно растрогала телеграмма: “Одессит в космосе. Одесситы счастливы. Леонид Утесов”.

И вот настал день, когда космонавты по старому обычаю присели на дорогу и покинули свой обжитой космический дом – перешли в транспортный корабль. Георгий Тимофеевич включил тормозную двигательную установку, начали расти нагрузки. Корабль входил в плотные слои атмосферы.

Сработали автоматы, и освобожденный аппарат приближался к Земле. И вдруг…

Правительственное сообщение: 30 июня 1971 после завершения программы полета на первой пилотируемой станции “Салют” при возвращении на Землю погибли отважные космонавты – подполковник Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-испытатель Виктор Пацаев. Неожиданно произошла разгерметизация спускаемого аппарата – раньше, чем нужно, открылся один из клапанов.

Похороны героев состоялись на Красной площади. Урны с их прахом были установлены в Кремлевской стене.

В своем последнем интервью из космоса Георгий Тимофеевич шутя заметил: “Одесса нас не забудет”. И действительно, одесситы свято чтут память о своем земляке. Еще 22 июня 1971 года решением сессии Одесского городского Совета за проявленные мужество и героизм в полете на космическом корабле “Союз-11” ему было присвоено звание Почетного гражданина города.

Георгий Добровольский навечно зачислен в списки авиаполка, где проходил службу, его именем назван проспект. В 1979 был открыт памятник (авторы – скульптор И. Бродский и архитектор И. Покровский), а на доме, где он родился, и доме, где помещалась спецшкола ВВС (ныне – средняя школа № 10 им. Г.Т. Добровольского и Г.С.

Шонина c углубленным изучением французского языка), установлены мемориальные доски.

Виктор Головань,
кандидат исторических наук

Источник: http://odessa-memory.info/index.php?id=479

Добровольский Георгий Тимофеевич – Летчик-Космонавт

Георгий Добровольский родился 1 июня 1928 года в городе Одессе, Украина. Член КПСС с 1954 года. Воспитывался матерью. Когда началась Великая Отечественная война ему было 13 лет. Георгий рыл окопы, гасил зажигалки, помогал защищать родной город.

Когда осенью 1941 года Одесса пала, решил бороться с оккупантами в рядах партизан. Румынский военно-­полевой суд приговорил его к 25 годам каторжных работ.

19 марта 1944 года, незадолго до освобождения города, по подложным документам, изготовленным подпольщиками, ему удалось бежать.

   После войны поступил в Одесскую спецшколу ВВС. В Советской Армии с 1946 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков в 1950 году. Служил в истребительной авиации, прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи по политической части.

    В январе 1963 года зачислен в отряд космонавтов. В 1964 году заочно окончил Военно­-воздушную академию.

При подготовке к космическим полётам, Добровольский, не щадил своих сил, стремился вникнуть в специфику работы лётчика­-космонавта до мельчайших деталей.

Напряжённо, с полной отдачей работал он все 8 лет вплоть до того дня, когда Государственная комиссия утвердила его командиром экипажа космического корабля «Союз­-11» и орбитальной пилотируемой научной станции «Салют».

     В 1971 году 6 июня в 7.55 по московскому времени ракета-­носитель с кораблём «Союз­11» стартовала в космос. 7 июня в 10.45 корабль состыковался с орбитальной станцией «Салют», находившейся на орбите с 19 апреля. С этого момента впервые в мире на орбите начала функционировать пилотируемая научная станция.

Полёт продолжался 23 суток. За это время экипаж выполнил обширную программу испытаний систем станции, медико-биологических исследований и астрофизических экспериментов. По словам академика М.В.

Келдыша, проведённые эксперименты «открывают большие перспективы для метеорологии, геологии, географии, по исследованию океана, растительного покрова и ресурсов Земли».

     В 1971 году 30 июня при возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Когда поисковая группа открыла люк спускаемого аппарата, то обнаружила космонавтов неподвижно сидящих на рабочих местах. Все реанимационные мероприятия результатов не дали. Экипаж корабля погиб.

     Похоронен на Красной площади в Кремлёвской стене.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1971 года за мужество и героизм, проявленные в космическом полёте, подполковнику Добровольскому Георгию Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями.

      Навечно зачислен в списки воинской части. Именем Добровольского названы астероид в созвездии Льва, научно-­исследовательский корабль АН СССР, улицы в ряде городов, школы в Одессе и во Владивостоке. Почётный гражданин города-­героя Одессы. В Одессе на проспекте его имени установлен памятник.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/dobrovolskij-georgij-timofeevich

Трагедии в Космосе

                    Катастрофы в отечественной космонавтике

Самой первой жертвой советских космических полетов, по-видимому, нужно считать члена первого отряда космонавтов Валентина Васильевича  Бондаренко.

Он погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Будущему космонавту было всего 24 года.

Когда он отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула.

Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут.

                                                                                     сурдобарокамера 

                                                                 внутри сурдобарокамеры

От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах.

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля “Союз-1”, в результате чего погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров.

Это был испытательный полет “Союза”. Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень “сырым”, запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами.  

28 ноября 1966 года запуск “первого” автоматического “Союза-1” (который позже в сообщении ТАСС был переименован в “Космос-133”) закончился аварийным сходом с орбиты.

14 декабря 1966 года пуск “Союза-2” также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом “Союзе-2” не было). Несмотря на все это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая.

Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. У космонавта, который должен был отправиться на “Союзе”, после сообщений о таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет.

Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что “Союз-1” будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина). 

                                       Юрий Алексеевич Гагарин и Владимир Михайлович Комаров                    

Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника.

Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью.

Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей.

Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.

Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты.

Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого – деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.

                                                                        место гибели В.М. Комарова

   Георгий Тимофеевич Добровольский

       Владислав Николаевич Волков

  Виктор Иванович Пацаев

 

30 июня 1971 года при возвращении на Землю погибли советские космонавты Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков

Космический корабль Союз-11 стартовал с Байконура 6 июня 1971 года.

Экипаж, корабля, состоявший из командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и космонавта-исследователя Виктора Пацаева, готовился как дублирующий для экипажа Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина.

Однако за два дня до старта медицинская комиссия забраковала Валерия Кубасова: у него были обнаружены признаки аллергии. В связи с этим было решено заменить основной экипаж дублирующим. 

Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией Салют-1 прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите. 

Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.

Читайте также:  Биография карла гаусса - все о космосе

После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало телевилионную связь с Землёй.

За время пребывания на станции космонавты ни разу не брились, и на землю должны были вернуься со внушительными бородами. 

                                                      экипаж “ Союз-11 “

29 июня 1971 года, Союз-11 стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжала гореть надпись «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке. 29 июня в 21:25:15 ДМВ Союз-11 отделился от станции. Командир корабля доложил об этом в ЦУП.

30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включён на торможение и отработал заданное время. В 01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля,  а связь с экипажем прервалась из-за вхождения корабля в радиотень. В 01:54 ДМВ станции слежения ПВО обнаружили спускаемый аппарат в 2200 км от расчётного места посадки.

В 02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, и вскоре он был обнаружен встречающими вертолётами. С вертолета Ми-6, который должен был забрать на внешней подвеске спускаемый аппарат, было хорошо видно, как плавно, медленно покачиваясь под куполом большого парашюта, спускалась кабина корабля.

Однако экипаж на связь не выходил.

В 02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полёт завершился в заданном районе: в 245 километрах юго-западнее Караганды и в 176 километрах юго-восточнее Джезказгана.

Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия, но результатов они не дали.

По предварительному заключению врача Анатолия Лебедева, сделанному на месте посадки, экипаж погиб от резкого понижения давления в кабине корабля. 
В кабине Союза-11 были выключены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застёгнут только верхний поясной замок.

Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.

Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений Мир показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в кабине спускаемого аппарата стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст.

Темп снижения давления соответствовал отверстию вентиляционного клапана. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.

Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в тумане, который заполнил кабину после разгерметизации, закрыли не тот клапан, и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её. 

После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей Союз – следующий пилотируемый корабль Союз-12 был запущен 27 сентября 1973 года.

За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек.

Частично место третьего члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности легких скафандров, в составе которой заметный объем занимала криогенная ёмкость с запасом воздуха.

В 1973 году на месте приземления корабля Союз-11 был установлен мемориальный знак, который уже в наше время был разрушен вандалами. 

                                            То, что осталось от памятника погибшим космонавтам.

5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля “Союз-18/1”. К счастью, система спасения сработала безупречно.

С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет.

Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. 

                                            Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.

                                  Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров

26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала.

Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопку катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый – ответственный за ракету, второй – за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения).

Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15-18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через 2 секунды (точнее, 1,8 с) после отделения капсулы.

                  Титов Владимир Георгиевич                                                      Стрекалов Геннадий Михайлович

                                                                                            САСК

Система аварийного спасения космонавтов (САСК), разработанная под руководством академика Жукова, спасла жизнь космонавтам. За тот сентябрьский старт летчики–космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.

В постсоветское время, несмотря на плачевное состояние российской космической индустрии, человеческих жертв не было. Впрочем, и летали в космос меньше. Была череда различных технических неполадок, которые уже не были столь надежно спрятаны от публики и журналистов, как раньше.

Вопреки высокомерию американцев (чего только стоят кадры из блокбастера “Армагеддон”, где русский космонавт, затерянный на “Мире” и похожий на бомжа, поросший щетиной и непрерывно прикладывающийся к бутылке, с помощью монтировки и такой-то матери чинит сложный буржуазный агрегат) космонавтам на орбите каким-то чудом удавалось справиться с одряхлевшей техникой. 

Вероятно, сказываются многолетние “тренировки”, к которым безалаберное государство и неистребимая бюрократическая система вынуждает не только каждого нашего космонавта, но и любого гражданина.

Ну и всяческая смекалка и дополнительные средства спасения, которыми наши инженеры снабжают космические корабли, не особо надеясь на то, что какой-нибудь очередной механик не просверлит очередное лишнее отверстие в обшивке.

               На пути освоения космоса жертв и аварий не удалось избежать ни нам, ни американцам

27 января 1967 г. Во время наземной подготовки к предстоящему старту к Луне на американском корабле Apollo от случайной электрической искры вспыхнул пожар. Ни астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи, ни наземные службы ничего не успели предпринять. 

                                                                                       в корабле “ Аполлон “

Это первая официально объявленная потеря.

14 апреля 1970 г. Едва не закончился трагически полет астронавтов Д. Ловелла, Д. Суайгерт,  Ф. Хейса к Луне. На четвертые сутки полета на корабле взорвался бак с кислородом, который повредил двигательную установку служебного модуля. 

 28 января 1986 г. Самая крупная трагедия: корабль Challenger взорвался после 75 секунд полета. Миллионы людей, наблюдавшие этот старт по телевизору, увидели, как на высоте около 16 км над Землей вспыхнул огненный шар. 

                                                                    взрыв “ Челенджера “ 

Двадцать восьмого января 1986 года в 11:39 по восточному стандартному поясному времени потерпел катастрофу второй спейс шаттл НАСА.

На 73 секунде полета многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» взорвался над водами Атлантического океана, в результате чего погибли все семь членов Экипажа: командор Френсис Скоби, пилот Майкл Смит, а также специалисты Роналд Мак Нэйр, Джудит Резник, Эллисон Онидзука, Криста Мак Олифф и Грегори Джарвис.

                                                              Катастрофа шаттла “Колумбия”: семь жертв

В феврале 2003 года шаттл “Колумбия” возвращался из своего 28-го полета. На борту находилось семь человек. Кроме американцев среди астронавтов были гражданка Индии и израильтянин.

НАСА потеряло связь с кораблем за 16 минут до предполагаемой посадки на мысе Канаверал во Флориде. В это время шаттл начал разваливаться. Катастрофа произошла при скорости 20 тыс. км/час. Все семь космонавтов погибли. 

                                                                                   гибель “ Колумбии “ 

Экипаж корабля: командир Рик Хасбэнд, пилот Уильям Мак Кул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Калпана Чавла летела в космос второй раз, она была первой женщиной-астронавтом индийского происхождения. 

Падение обломков сняли на любительские камеры случайные очевидцы трагедии. Почти сразу после катастрофы фрагменты “Колумбии” стали подбирать предприимчивые люди и продавать их на интернет-ауционах.

                                                                  обломок “ Колумбии “

Расследование показало, что еще при старте от “Колумбии” отвалился кусок теплоизоляции и повредил обшивку корабля. Этот инцидент, на который никто не обратил внимания, и возымел трагические последствия спустя 16 дней, во время посадки.

Источник: http://lemur59.ru/node/9161

Ссылка на основную публикацию