Космонавт феоктистов константин петрович – все о космосе

Cамый упрямый воронежский космонавт: 10 фактов о Константине Феоктистове

Он был ближе к звёздам, чем каждый из нас, его имя знают во всём мире: Герой, фронтовик, космонавт первого звёздного отряда, конструктор, учёный, писатель. 7 февраля исполняется 90 лет со дня рождения нашего земляка Константина Петровича Феоктистова. «Вести-Воронеж», изучив по-настоящему звёздную биографию, вспомнили 10 самых интересных фактов о воронежском космонавте.

1. После прочтения книги стал мечтать о звёздах

Ему было около десяти лет, когда старший брат Борис принёс домой книгу Якова Перельмана «Межпланетные путешествия». Она произвела на Константина Феоктистова огромное впечатление. По его признанию, однажды он заявил своему однокласснику Коле Морозову: «В 1964 году полечу на Луну».

2. Воскрес из мёртвых

В своей книге «Траектория жизни» Константин Феоктистов описывает удивительную историю собственного… расстрела. Школьником будущий космонавт буквально сбежал на фронт. Ему было всего 16 лет. Во время выполнения разведзадания в Воронеже был схвачен немецким патрулём:

«Выхожу на перекресток и вижу, что по поперечной улице с двух сторон подходят патрули. Подошли. Один из них, высокий, с эсэсовскими молниями в петлицах, схватил меня за руку, что-то крича, и повёл через арку во двор.

Притащил к глубокой яме, поставил к ней спиной, достал пистолет, снял с предохранителя и, продолжая орать, махал им перед моим носом. Я не успел испугаться, увидел только мушку на стволе пистолета, когда немец вытянул руку и выстрелил мне в лицо.

Я почувствовал будто удар в челюсть и полетел в яму. На какой-то момент я, наверное, потерял сознание, но тут же очнулся и сообразил: не шевелиться, ни звука! Пуля, как потом выяснилось, прошла через подбородок и шею, навылет. Опухоль в шее мешала и говорить, и пить.

Однако через некоторое время говорить я все же начал. Дотащился до своей разведгруппы, рассказал, что и как было, что видел».

3. Единственный беспартийный и первый гражданский космонавт в СССР

Удивительное предчувствие про 1964 год: на Луну Феоктистов так и не полетел, но в этом году стал первым в мире гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт.

4. Участник первого группового экипажа и впервые – без скафандров

Воронежец вошёл в состав первого группового экипажа (вместе с космонавтами Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым), который совершил полёт на первом аппарате новой серии «Восход».

Кстати, в разработке многоместного корабля, Феоктистов принимал непосредственное участие.

В космосе «Восход» находился сутки и 17 минут, облетев за это время земной шар 16 раз.

Все три участника полёта были без скафандров и сидели практически неподвижно: было слишком тесно.

5. Самый упрямый космонавт

Для первого и единственного своего полёта Феоктистов оказался, как говорят, не в нужной физической форме.

Руководитель полётов Сергей Королев настоял на том, чтобы вместе с военными летчиками на орбиту отправился и инженер-конструктор. Военные категорически были против: опасались, что щуплый Феоктистов не выдержит перегрузок.

Но Королёву на орбите был нужен не пилот, а специалист, который смог бы оценить, как в космосе работает техника. Упёрся и Феоктистов. Он усиленно тренировался и успешно сдал все нормативы.

После этого его стали называть самым упрямым космонавтом.

6. Пока Феоктистов летал, на Земле произошли глобальные перестановки во власти

Удивительно, несмотря на небольшую продолжительность полёта, космонавты улетали при Никите Хрущёве, а докладывали о результатах полёта уже Леониду Брежневу. На следующий день после посадки Хрущёв был смещён со своего поста на Октябрьском пленуме ЦК КПСС.

Вот как сам Константин Феоктистов вспоминал этот момент: «Нас привезли на космодром и буквально через день должны были везти в Москву. Отложили. Один раз отложили, второй раз отложили.

Начали слушать радио, что же происходит. Потом кто-то объяснил, да там адрес меняется. Что такое адрес? Ну, так опять жались, жались, адрес в докладе меняется.

Тогда стало более-менее ясно, дальше было понятно, что произошло».

7. Феоктистов некоторое время был невыездным

В 1979 году Феоктистову было запрещено выезжать за пределы СССР. Основанием для такого решения стали представленные сотрудником нашего посольства материалы о «неправильном поведении» космонавта за рубежом.

В служебных донесениях говорилось, что космонавт нанёс оскорбление Кубе: находясь на исторической яхте «Гранма», Феоктистов «швырнул в море букет, который ему вручили радушные хозяева». Константин Петрович, конечно же, не собирался никого оскорблять.

На Острове свободы существует традиция: ежегодно в память о погибшем команданте Камило Сьенфуэгосе в день его смерти бросают в море цветы. Феоктистов просто возложил венок на воду. И кубинцы этот жест прекрасно поняли. Вопрос пришлось решать на уровне самого председателя КГБ Юрия Андропова.

8. Более 10 лет был старейшим из живущих советских космонавтов.

Из всех советских космонавтов раньше Константина Феоктистова родились лишь трое – Георгий Береговой (1921), Павел Беляев (1925) и Лев Дёмин (11 января 1926). Таким образом, последние 11 лет жизни Феоктистов был старейшим из живущих советских космонавтов.

9. Феоктистов есть даже на Луне

Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. Есть улицы Феоктистова в Воронеже, Россоши и Камышине. Константин Петрович – почётный гражданин нашего города. А воронежская школа № 5 носит имя Феоктистова

10. Суеверный наоборот

Традиция Звёздного городка – смотреть фильм «Белое солнце пустыни» – известна всем. В 1964 году это кино ещё не сняли. Константин Петрович в интервью рассказывал, что фильм Владимира Мотыля видел позже, и он получился неплохой. Но перед своим полётом времени не было ни на фильмы, ни на другие вещи.

А вообще о суевериях космонавт говорил так: «Учёные суеверны наоборот. Мы помним приметы, чтобы постоянно их нарушать. «Восход-1», как известно, был запущен в понедельник, в «день тяжёлый». Порой мы возвращаемся с пути – назло примете.

Удачное решение одной сложной проблемы мне пришло в голову, когда дорогу мне перешла женщина с пустыми ведрами. Я это запомнил».

Коротко о космонавте – история за 35 секунд

Источник: http://vestivrn.ru/novosti/camyiy-upryamyiy-voronezhskiy-kosmonavt-10-faktov-o-konstantine-feoktistove_2016-2-5_9-0

Константин Петрович Феоктистов: биография, награды

Константин Петрович Феоктистов – это единственный человек в истории советской космонавтики, который не был членом компартии Советского Союза. Возможно ли такое? Свою первую космическую экспедицию исследователь совершил в октябре 1964 года. Космонавты Комаров, Феоктистов, Егоров – первый в СССР и мире групповой космический экипаж с трёхместным размещением на борту.

Родился будущий космонавт 7 февраля 1926 года в Воронеже. Константин стал вторым сыном в семье бухгалтера Петра Павловича и медсестры Марии Фёдоровны Феоктистовых.

В своей книге «Траектория жизни» Константин Феоктистов подробно описал детские и юношеские годы. О том, что его дед по отцовской линии был священником, парень узнал незадолго до поступления в институт.

Родители всячески скрывали от сыновей этот факт, чтобы не осложнять им жизнь.

Войну пятнадцатилетний Константин Петрович Феоктистов встретил в Воронеже. Однако при эвакуации семьи из города дерзкий подросток сбежал на фронт. Парня зачислили разведчиком в одну из войсковых частей Воронежского гарнизона Брянского фронта, отступающего на восток страны.

При совершении разведывательной операции в родном городе Константин был схвачен фашистами и расстрелян. К счастью, выстрел в горло оказался не смертельным.

После госпиталя юного разведчика отправляют в эвакуацию к родителям в Коканд (Узбекистан), где он в 1943 году получает среднее образование.

Переезд в Москву был связан с поступлением в высшее учебное заведение (МВТУ им. Н. Э. Баумана), которое Константин Петрович Феоктистов окончил в 1949 году, получив специальность инженера-механика по тепловым и гидравлическим машинам.

После успешной защиты дипломного проекта молодой инженер получает распределение в г. Златоуст Челябинской области в секретное конструкторское бюро (СКБ-385).

Там, начиная с рядового инженера-конструктора, Константин Петрович Феоктистов дошёл до начальника проектной группы.

Первая встреча с главным конструктором С. П. Королёвым состоялась в ОКБ-1, где будущий космонавт стажировался и защитил учёную степень. В 1957 году К. П. Феоктистов переходит на работу в ОКБ-1, который в последующем переформировали в научно-производственное объединение «Энергия», и приступает к проектированию первого спутника Земли в качестве начальника проектной экспериментальной группы.

Заместитель начальника особого проектно-конструкторского отдела, начальник сектора, руководитель 9-го секретного отдела – это краткий послужной список К. П. Феоктистова.

После формирования первого отряда космонавтов, Константин Петрович знакомит будущих покорителей космоса с устройством корабля «Восток», активным разработчиком которого он являлся.

Преподавание материальной части в Центре подготовки космонавтов и первый полёт Ю. А. Гагарина сформировали у учёного желание самому участвовать в космическом полёте.

В 1964 году, пройдя полный курс общей космической подготовки, Константин Петрович становится первым гражданским специалистом в отряде космонавтов. Тот неожиданный факт, что будущий исследователь не является членом КПСС, очень огорчил членов правительства.

Однако с личного одобрения Л. И. Брежнева и после его триумфальной победы по смещению Н. С. Хрущёва с поста генерального секретаря ЦК КПСС этому факту в биографии Константина Петровича не придали особого значения. Свой первый полёт к звёздам К. П.

Феоктистов, космонавт № 12, совершил 12 октября 1964 года.

Состав первого группового многоместного экипажа космического аппарата «Восход»:

  • В. М. Комаров – командир и пилот космического корабля.
  • Б. Б. Егоров – первый в стране «космический» врач и заместитель командира.
  • К. П. Феоктистов – гражданский космонавт-исследователь.

Продолжительность полёта аппарата «Восход» длилась чуть больше суток. Уникальность его заключалась, в том, что впервые на космической орбите люди находились без скафандров. Ещё одна задача этой экспедиции заключалась в попытке мягкой посадки на Землю, которая была успешно выполнена.

Научным интересом космонавта-исследователя было определение оптических характеристик атмосферы, испытание системы навигации и бортовой аппаратуры. За этот полёт правительство страны присвоило космонавтам звания Героев Советского Союза. Медаль «Золотая Звезда» № 11227 была вручена К. П.

Феоктистову.

  • Идея космического полёта без скафандров на аппарате «Восход» родилась за несколько дней до старта. Тесная кабина корабля не предусматривала размещение трёх космонавтов в полной экипировке.
  • За время космической командировки экипаж облетел планету 16 раз.
  • Система катапультирования на борту аппарата полностью отсутствовала.
  • Отчёт о старте космического экипажа 12 октября 1964 года принимал Никита Сергеевич Хрущёв, а доклад о завершении экспедиции на следующий день уже получил новый председатель правительства Леонид Ильич Брежнев.
  • В 1979 году лётчику-космонавту К. П. Феоктистову было запрещено покидать пределы Советского Союза. Основанием стало его неправильное поведение на Острове свободы. Во время церемонии в честь памяти погибшего кубинского революционера Камило Сьенфуэгос Горриарана космонавт «швырнул цветы в море». Вопрос о его дальнейших зарубежных командировках решался на уровне председателя Госбезопасности СССР.

Всего в арсенале наград Константина Петровича находится более 30 государственных знаков отличия. Это знак благодарности не только от советского правительства, но и мировое признание других государств:

  • Герой Советского Союза.
  • Герой Труда ДРВ (Демократическая Республика Вьетнам).
  • Орден Ленина.
  • Орден Трудового Красного знамени (дважды).
  • Орден «Знак Почёта» и многие другие награды.

Кроме этого, К. П. Феоктистов – лауреат Ленинской и Госпремии, почётный гражданин Воронежа и Калуги. Его именем назван крупнейший ударный кратер в северном (обратном) полушарии Луны. Много улиц в городах и посёлках бывшего Советского Союза носят имя двенадцатого космонавта Земли.

В связи с проблемами со здоровьем в 1987 году исследователь покидает отряд космонавтов. Все последующие годы Феоктистов Константин Петрович, биография которого стала «космической», тесно был связан с научными разработками и проектировкой орбитальных станций.

Более 15 лет К. П. Феоктистов возглавлял кафедру Московского университета. Его научные труды, авторские изобретения и книги по истории покорения космоса переведены на многие иностранные языки. 21 ноября 2009 года закончил свой жизненный путь Феоктистов Константин Петрович.
Семья утратила любящего супруга и заботливого отца. Жена (Вера Викторовна 1955 г. р.) и дети (Наталия Константиновна 1979 г. р. и Константин Константинович 1982 г. р.) похоронили лётчика-космонавта на Троекуровском кладбище.

Источник: https://pimpavlov.blogspot.com/2016/09/blog-post_16.html

Космические корабли космонавта К. П. Феоктистова

Когда создавался первый в мире пилотируемый космический корабль «Восток», главной проблемой был поиск формы спускаемого аппарата. Один из участников этого проекта В. В. Молодцов вспоминал: «Я отчётливо помню, что Феоктистов разглядывал компоновочную схему космического планера, у которого лобовая часть представляла собой полусферу.

И тут он произнёс: “А ведь конструкцию можно сильно упростить, если в качестве возвращаемого аппарата использовать шар!”» Мысль была дерзкая, но правильная. У выдающегося конструктора, соратника С. П. Королёва, космонавта К. П. Феоктистова было много правильных мыслей относительно развития пилотируемой космонавтики, и большинство из них он воплотил в жизнь.

Конструктор космической техники космонавт Константин Петрович Феоктистов (1926—2009).

Детище К. П. Феоктистова — космический корабль «Восход» вместе с ракетой-носителем на стартовой площадке.

Экипаж космического корабля «Восход», совершившего 12—13 октября 1964 года первый групповой полёт вокруг Земли (справа налево): К. П. Феоктистов (инженер-исследователь), В. М. Комаров (командир корабля), Б. Б. Егоров (врач).

К. П. Феоктистов (в первом ряду третий справа) среди сотрудников НПО «Энергия». Конец 1980-х годов.

С Константином Петровичем Феоктистовым мне довелось познакомиться в начале 1960-х годов. Тогда его уже знали как ведущего проектанта первого пилотируемого корабля «Восток». В ноябре прошлого года Феоктистова не стало, и мне захотелось вспомнить о наших встречах, о том, какой неоценимый вклад он внёс в освоение космоса.

В то время в Институте медико-биологических проблем практиковались научные семинары, на которые приглашали с докладами специалистов из смежных организаций. На одном из таких семинаров ведущий конструктор КБ 1 Феоктистов делал сообщение о проектировании космического корабля, рассчитанного на трёх космонавтов.

Многоместный корабль «Восход» создавался под руководством К. П. Феоктистова на базе уже летавшего космического корабля «Восток». В его шарообразном корпусе, первоначально рассчитанном на одного члена экипажа, три космонавта едва помещались.

Для экономии места и снижения веса корабля пришлось отказаться от скафандров, систем катапультирования и свести к минимуму систему жизнеобеспечения. Всё это значительно увеличивало риск пилотируемых полётов.

Создатели «Восхода» стремились повысить надёжность корабля за счёт более тщательного соблюдения всех требований технологии и снижения опасностей, связанных с внешними факторами полёта.

Одним из основных факторов риска была радиационная безопасность. Академик С. П. Вернов, директор Института космических исследований и главный специалист в области космических излучений, считал, что излучения создают серьёзную опасность для космонавтов, особенно в связи с предлагаемым Феоктистовым отказом от скафандров.

Мы провели анализ экспериментальных и теоретических данных о космических излучениях, исследовали на ускорителях заряжённые частицы, изучили их прохождение через различные материалы и воздействие на биологические объекты.

Исследования показали, что оболочка скафандра лишь незначительно защищает космонавта от радиоактивных излучений и её отсутствие не может угрожать здоровью членов экипажа.

Чтобы обеспечить радиационную безопасность, полёты стали планировать с учётом прогноза протонных вспышек на Солнце, после которых в космосе наблюдается всплеск проникающих излучений. Была разработана и система оповещения, что также снижало опасность облучения космонавтов.

Как потом оказалось, Константин Петрович проектировал корабль «Восход» для себя. Он попал в отряд космонавтов в начале 1964 года, когда встал вопрос о полёте инженера-исследователя. 12—13 октября того же года в возрасте 35 лет К. П.

Феоктистов совершил свой первый и единственный космический полёт на корабле собственной разработки. Командиром был военный лётчик Владимир Михайлович Комаров, в состав группового экипажа входил и врач-космонавт Борис Борисович Егоров.

Феоктистов оказался первым учёным и, что примечательно, первым гражданским специалистом, побывавшим в космосе. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Находясь в космосе одни сутки и 17 минут, корабль «Восход» 16 раз облетел вокруг Земли. Во время полёта Феоктистов проводил испытания новых систем ориентации, управления и контроля бортовой аппаратуры, выполнял другую инженерную работу. Побывав в космосе, он, по-видимому, пришёл к пониманию того, что к невесомости можно привыкнуть.

Анализ состояния космонавтов на орбите показал, что для их адаптации к невесомости необходимо продлить начальную стадию полёта. Тогда они смогут более адекватно выполнять возложенную на них работу, например стыковку с другим космическим аппаратом. Такое решение было продиктовано, в частности, и неудачным полётом Г. Т.

Берегового, не сумевшего выполнить стыковку с беспилотным кораблём «Союз-2» из-за дискомфорта, вызванного невесомостью.

В середине 1960-х годов начались испытания новых пилотируемых космических кораблей серии «Союз». После нескольких удачных и неудачных беспилотных пусков на орбиту отправился пилотируемый корабль «Союз-1». Но случилась катастрофа — 24 апреля 1967 года при посадке корабль разбился и загорелся.

Пилот лётчик-космонавт СССР В. М. Комаров погиб. 7 июня 1971 года — новый удар: после успешной стыковки с орбитальной станцией «Салют-1» и двухнедельной работы на орбите в результате разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж «Союза-11» — космонавты Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И.

Пацаев.

После этой трагедии пилотируемые полёты не возобновлялись целых полтора года. За это время были пересмотрены и доработаны многие системы корабля «Союз».

В частности, удалось улучшить компоновку органов управления, вновь вернуться к скафандрам, которые стали использовать во время подъёма и спуска на случай разгерметизации обитаемого отсека, при этом количество мест для членов экипажа уменьшилось до двух. В работе по повышению надёжности кораблей «Союз» активное участие принимал К. П. Феоктистов.

С мая по октябрь 1980 года Константин Петрович проходил подготовку к новому космическому полёту в качестве космонавта-исследователя основного экипажа корабля «Союз Т-3».

В это время мы оказались вместе на тренировочных сборах недалеко от горнолыжного курорта Бакуриани.

Вечерами, после тренировок и медицинских обследований, Феоктистов обучал меня разным видам пасьянса, который, как он говорил, тренирует внимательность, память, успокаивает нервы и заставляет продумывать действия на несколько ходов вперёд.

Мне часто приходилось слышать о тяжёлом, неуживчивом характере Константина Петровича. Однако за две недели сборов, при достаточно тесном контакте, он ни разу не дал мне повода в этом удостовериться.

Наоборот, несмотря на разницу в возрасте и положении, Феоктистов всегда поддерживал между нами ровные, дружеские отношения.

Вероятно, мнение о его неуживчивости и тяжёлом характере сложилось из-за того, что он всегда бескомпромиссно отстаивал свои проекты космических кораблей и научные программы исследований.

Точка зрения Феоктистова расходилась с мнением представителей ВВС и в вопросе эффективности пилотируемых и беспилотных космических полётов. Константин Петрович считал, что исследования космоса с помощью беспилотников значительно более эффективны и экономичны, чем при пилотируемых полётах. Академик Ю. Б.

Харитон, выражая своё отношение к этому вопросу, как-то вспомнил в разговоре со мной слова основоположника ядерной физики Эрнеста Резерфорда.

Оценивая исследовательскую работу, всемирно известный учёный утверждал, что неважно, какие исследования проводятся, а важно, кто их проводит! Дело в том, что не всякий инженер может стать хорошим исследователем, так же как не каждый может стать хорошим певцом, музыкантом, художником. Здесь тоже нужен талант.

Несомненно, Феоктистов обладал таким талантом. Однако критерии отбора кандидатов в космонавты–исследователи ещё только предстоит разработать. До сих пор, как сказал один из космонавтов, «отбирают по здоровью, а требуют по уму».

Константин Петрович не раз говорил, что он должен сам испытывать новые корабли, потому что как разработчик лучше других знает создаваемые им новые изделия и обязан на деле проверить их надёжность. Но жизнь распорядилась по-своему. На очередной медкомиссии у Феоктистова обнаружили нарушения в работе сердца, и его отстранили от подготовки ко второму полёту.

Жизнь с детства испытывала Константина Петровича на «прочность». Когда началась Великая Отечественная война, он бросил учёбу и ушёл на фронт. Четырнадцатилетним мальчишкой стал разведчиком в войсковой части. Однажды его схватил немецкий патруль и, не долго думая, повёл на расстрел.

Фашист поставил Феоктистова у края ямы и выстрелил. К счастью, пуля прошла через подбородок и шею навылет, а Костя, упав в яму, догадался не шевелиться. Немец счёл его мёртвым. После такого испытания Феоктистов благополучно дошёл до конца войны. Потом закончил школу и поступил в МВТУ им. Н. Э. Баумана.

А там попал на лекции Сергея Павловича Королёва, и эта встреча определила его дальнейший путь. Феоктистов стал доктором технических наук, конструктором космической техники, был заместителем Главного конструктора НПО «Энергия». Про него говорили: «Конструктор от Бога».

Такая оценка лишний раз подтверждает огромный вклад Константина Петровича Феоктистова в развитие пилотируемой космонавтики.

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/18106/

Первый гражданский в космосе

Девяносто лет назад, 7 февраля 1926 года, родился Константин Петрович Феоктистов — Герой Советского Союза, инженер-разработчик первых советских космических кораблей и орбитальных станций, лётчик-космонавт.

В подростковом возрасте, будучи разведчиком во время Великой Отечественной, он едва не погиб от пули эсэсовца.

Но уцелел, стал первым гражданским специалистом в космосе и вместе со своими разработками дожил до XXI века.

Мечты, прерванные войной

Впервые Константин увлёкся космосом ещё в десять лет, когда старший брат принёс ему книгу легендарного популяризатора науки Якова Перельмана «Межпланетные путешествия».

В ней исключительно доходчиво описывались принципы космического полёта, искусственные спутники Земли, внеземные станции, схемы ракет и двигателей для них. А также первые конструкторы ракет — Оберт, Годдард, Валье, Опель и другие.

Неудивительно, что мальчик сразу же загорелся идеями о космосе.

Обложка книги Перельмана «Межпланетные путешествия», 1932 год http://epizodsspace.no-ip.org/

Затем Феоктистов увидел фильм о полёте к Луне — «Космический рейс» 1937 года, который консультировал лично Циолковский.

Тогда он заявил однокласснику: «В 1964 году полечу на Луну».

По расчётам Феоктистова, шесть лет должно было уйти на окончание школы, пять лет на институт, и ещё 15–17 лет — на разработку, проектирование и постройку корабля, а также подготовку к полёту.

Но планы Феоктистова, как и мечты миллионов других людей, нарушила Великая Отечественная война. Константину в июне 1941 года было всего 15 лет. Летом 1942-го родной Воронеж оккупировали немцы.

Вместе с беженцами Феоктистов ушел на восток. Юноша добился приёма в разведгруппу при Воронежском гарнизоне. На рассвете 6 июля Феоктистов пошёл в свою первую разведку за линию фронта.

Он переплыл реку Воронеж, ходил по улицам города и благополучно вернулся обратно.

Не имеющему практически никакой подготовки подростку долго везло при встрече с оккупантами. Но на пятой вылазке эсесовский патруль схватил Феоктистова. Один из эсесовцев поставил мальчика спиной к яме и выстрелил из пистолета в лицо. Феоктистов ощутил удар в челюсть и, потеряв сознание, упал в яму.

Притворившись мёртвым, Феоктистов выбрался из несостоявшейся могилы, когда немцы ушли, и ночью переплыл к своим. Пуля навылет прошла через подбородок и шею, которая так опухла, что только через трое суток мальчик смог выпить воды. В медсанбате Феоктистова нашла мать и увезла его в узбекский Коканд.

В конструкторском бюро

Уже перед окончанием школы в эвакуации Феоктистов нашёл в библиотеке книгу Макса Валье «Полёт в мировое пространство» — и решил поступать в авиационный институт как наиболее близкий к заветной цели.

Однако в МАИ Феоктистов опоздал подать документы, поэтому поступил в МВТУ имени Баумана на факультет тепловых и гидравлических машин — ведь ракета тоже, в общем-то, тепловая машина.

И в МВТУ Феоктистов нашёл нужные курсы, в итоге защитив проект воздушно-реактивного двигателя.

После окончания института молодой конструктор распределяется в конструкторское бюро под Златоустом, где быстро продвигается по службе и запускает линию сборки хвостового отсека ракеты Р-1.

В январе 1950 года талантливого инженера посылают на стажировку в Подлипки, ОКБ-1 Королёва. Затем Феоктистов поступает в НИИ-4, занимавшийся созданием реактивного вооружения, где его научным руководителем становится конструктор Михаил Клавдиевич Тихонравов.

Феоктистову поручают темы по теории движения ракет — сначала крылатых, а потом баллистических, типа Р-7.

В конце декабря 1957 года Феоктистов переходит в КБ Королёва. Там молодой специалист начинает работать над пилотируемыми аппаратами — которых на тот момент ещё не существовало в природе.

Одной из его важнейших задач было найти оптимальный метод спуска с орбиты, а также наиболее подходящую форму для спускаемой части космического аппарата.

В конечном итоге были выбраны баллистический спуск с орбиты, посадка на парашютах и форма спускаемого аппарата в виде шара.

Феоктистов участвовал в разработке «Востоков», «Зенитов», «Восходов», «Выходов» и других космических аппаратов. Кроме того, он преподавал первой шестёрке советских космонавтов и принимал у них выпускные экзамены.

Каждый из слушателей должен был знать о космическом корабле «Восток-3А» буквально всё, на каждом этапе полёта — от посадки в кабину до приземления, особенно уметь сориентировать корабль перед включением тормозной установки, действовать после посадки в пустыне или в воде.

Поэтому космонавты составили специальную инструкцию, как действовать будущему пилоту космического корабля в любых условиях — например, при ручном спуске с орбиты или, наоборот, увеличенной продолжительности полёта. А Королёв, Каманин (организатор и руководитель подготовки), Феоктистов, Галлай её долго редактировали.

Феоктистов также очень помог в проработке вариантов посадки «Востока» на территории СССР — какие витки наиболее благоприятны для посадки, районы, где приземлится корабль, и т.д.

В космосе

В новый корабль «Восход», разработанный на базе «Востока», помещался уже не один космонавт, а сразу три — командир корабля, учёный и врач. Командиром корабля должен был быть лётчик, а вот учёным мог впервые полететь в космос гражданский специалист.

Но ради вместительности пришлось пожертвовать многими системами безопасности (в т.ч. катапультами для экипажа), а космонавты не надевали скафандров — только шерстяные спортивные костюмы.

По мнению Каманина, условия полёта в «Восходе» были бы куда более трудными, чем в «Востоке», — поэтому лететь должны были физически крепкие люди.

Среди других кандидатур подал заявление и Феоктистов. Но на медкомиссии внезапно оказалось, что Феоктистова из-за близорукости (при остроте зрения только 0,3) нельзя допускать к парашютным прыжкам и полётам на самолётах — не то что в космос. Поэтому Феоктистов старался не носить очки в присутствии высокого начальства.

Дальнейшие обследования выявили дефекты позвоночника и двенадцатиперстной кишки. Королёв, заинтересованный в том, чтобы его инженеры получили опыт космических полётов, лично просил не отчислять Феоктистова.

Однако все врачи, и ВВС, и Министерства здравоохранения, единогласно решили, что допускать человека с таким состоянием здоровья в космический полёт нельзя.

Если с командиром экипажа особых вопросов не было, то проблемы также возникли с кандидатурой третьего члена экипажа — врача. Лететь должен были либо Борис Егоров, либо Василий Лазарев. С одной стороны, по мнению Королёва, Егоров был более подготовлен в качестве учёного.

Но, как утверждал Каманин, у Егорова слабое зрение, и он плохо переносит невесомость, тогда как Лазарев был не просто врачом, а врачом-лётчиком с 15-летним стажем в области авиационной медицины. Споры о том, кто же всё-таки полетит, приобретали эпический размах. В итоге военные капитулировали перед энергией Королёва.

Был утверждён экипаж в составе Комарова, Феоктистова и Егорова.

Экипаж «Восхода-1» (Феоктистов слева) http://www.leninsk.ru/

12 октября 1964 года точно в 10:00 состоялся долгожданный старт. В полёте Феоктистов наблюдал Землю, сделал несколько сотен фотоснимков, изучал поведение жидкости в условиях невесомости, снимал характеристики ионных датчиков ориентации корабля.

16 раз облетев вокруг Земли, после суток и нескольких минут полёта «Восход-1» благополучно и мягко приземлился. Впервые была отработана система мягкой посадки — её двигатель включался от выдвигающегося полутораметрового щупа.

Благодаря сильному ветру, который протащил спускаемый аппарат более 150 м, космонавты аккуратно «вспахали» землю рядом с Целиноградом (современная Астана) и получили медали «За освоение целинных земель».

Как раз в это время Хрущёва снимали со всех постов, что дало повод для шуток, якобы Комаров при докладе новому главе партии и правительства Брежневу вместо традиционной фразы «Готовы выполнить любое задание правительства!» оговорился «Готовы выполнить задание любого правительства!».

Почтовая марка с изображением Феоктистова

Ещё не раз Феоктистов пытался слетать в космос. Но теперь врачи были полностью неумолимы — полёты стали куда длительнее, времени на подготовку не хватало, да и возраст давал о себе знать. Поэтому волей-неволей Феоктистов посвятил себя разработке долговременных орбитальных станций — «Салютов».

Для более продолжительной работы в космосе необходимо было существенно переделать конструкцию.

Например, обеспечить возможность одновременной стыковки к станции и грузового, и пилотируемого корабля — станция без экипажа «грузовик» не разгрузит, а оставлять космонавтов без возможности эвакуации на пилотируемом корабле тоже не годится.

Топливные баки стали общими для всех двигателей станции, и теперь их можно было заправлять топливом с грузового корабля. Была продумана защита от микрометеоритов в длительном полёте — либо специальными экранами-кожухами, либо менее ценными элементами станции. На станции космонавты могли даже принимать на борту душ.

Космическая станция «Салют» http://www.energia.ru/

Но шло время. Возможности «Салютов» уже не удовлетворяли возросшие аппетиты. Было решено сделать такую станцию, чтобы на ней можно было менять инструменты (например, телескопы) и программу исследований.

Новая станция, получившая название «Мир», имела шесть узлов для стыковки, что позволяло присоединять к станции не только пилотируемые и грузовые корабли, но и научные модули. Некоторое время программа «Мира» конкурировала за ресурсы с программой «Бурана». Но всё же 20 февраля 1986 года базовый модуль новой станции «Мир» был запущен на орбиту.

Спустя более чем 15 лет, 23 марта 2001 года, «Мир» был сведён с орбиты и затоплен в Тихом океане.

Космическая станция «Мир» http://ruscosmos.narod.ru/

Феоктистов скончался 21 ноября 2009 года. После себя Константин Петрович оставил значительное число космических аппаратов, которые он помогал проектировать, и ещё большее число специалистов, которых он подготовил.

Источники и литература:

  1. http://www.russianspaceweb.com/
  2. Каманин Н. П. Скрытый космос. Кн. 1 1960–1963 гг. — М.: Инфортекст-ИФ, 1995.
  3. Каманин Н. П. Скрытый космос. Кн. 2 1964–1967 гг. — М.: Инфортекст-ИФ, 1997.
  4. Феоктистов К. П. Зато мы делали ракеты: Воспоминания и размышления космонавта-исследователя. — М.: Время, 2005.
  5. Феоктистов К. П. Траектория жизни. Между вчера и завтра. — М.: Вагриус, 2000.

Источник: https://warspot.ru/5246-pervyy-grazhdanskiy-v-kosmose

Скончался летчик-космонавт Константин Петрович Феоктистов

Константин Петрович Феоктистов. Фото с сайта astronaut.ruВ Москве на 84-ом году жизни скончался летчик-космонавт, конструктор, член-корреспондент Международной академии астронавтики, профессор Константин Петрович Феоктистов. Он был единственным за годы советской власти гражданским и беспартийным космонавтом, совершившим полет.

Феоктистов стал первым советским гражданским и беспартийным космонавтом, а также первым человеком, который сначала конструировал космические корабли, а потом на них летал.

В 1964 году он был в составе первого группового экипажа космического корабля “Восход” (вместе с Борисом Егоровым и Владимиром Комаровым).

Это был первый космический полет без скафандров.

После космического полета Феоктистов продолжал работать в ОКБ-1 и участвовал в разработке кораблей серий “Союз” и “Прогресс”. В 1990 году он перешел на преподавательскую работу в свою альма-матер – МГТУ имени Баумана.

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким Константина Феоктистова. Об этом сообщили в пресс-службе главы государства.

Коллеги скорбят о кончине знаменитого космонавта, вспоминают его как невероятно умного, талантливого, доброго, честного и порядочного человека. Вот что сказал летчик-космонавт Георгий Гречко: “Феоктистов – это проектант от Бога.

Наши корабли и первые орбитальные станции – всё это были проекты Феоктистова. Когда образовался наш первый отряд гражданских космонавтов, то Сергей Королев выдвинул первым на полет Феоктистова.

Так Королев наградил Феоктистова за его проектный гений.

Феоктистов был очень умный, образованный и думающий человек. Он выпустил несколько книг. Он был очень упорный. Все решения он отстаивал до того, что иногда даже выводил из себя Сергея Павловича Королева. Тогда Королев отбирал у него пропуск, рвал его и говорил: я тебя увольняю.

Но проходил день-два, без Феоктистова дела не шли. “Где Феоктистов?” – спрашивал Королев. “Вы же его уволили”. “Никого я не увольнял. Пусть идет на работу. Феоктистов был яростный спорщик. Я мог не соглашаться с его позицией, у меня всегда была своя. Но я всегда уважал его позицию, его взгляды, его подход”.

Теплые слова о Константине Петровиче сказал и нынешний ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Игорь Федоров: “Он был первым инженером, который побывал в космосе. Насколько я знаю, он лично убедил Сергея Королева в том, что космосе должен побывать инженер”.

Феоктистов Константин Петрович родился 7 февраля 1926 года в Воронеже. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего пятнадцать лет. Тем не менее, с шестнадцати лет он стал разведчиком в своем родном городе. Неоднократно попадался в руки немцам, но каждый раз чудом спасался. Однажды его даже пытались расстрелять.

Немцы, поставив его спиной к яме, выстрелили в упор и ушли, когда мальчик упал. Но пуля прошла навылет через шею, и он остался жив. Об этом впоследствии он написал в книге “Траектория жизни”.

В 1949 году Константин Феоктистов окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана по специальности “инженер-механик”. Уже в студенческие годы проявил себя как ученый и конструктор.

Активно работал в студенческом научном обществе, принимал участие в конструкторских разработках. Очень любил читать работы К.Э. Циолковского, с огромным удовольствием слушал лекции С.П.

Королева и мечтал о космосе.

После окончания института работал в НИИ-1, занимающемся разработками проектов и созданием ракетной техники, в группе М.К. Тихонравова, а с 1957 года – в ОКБ-1 С.П. Королева. Вместе с другими членами группы Тихонравова участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, был одним из создателей космических кораблей типа “Восток”.

В 1964 году был зачислен в отряд космонавтов, прошел курс общекосмической подготовки. 12-13 октября 1964 года совершил полет в космос в качестве научного сотрудника на первом трехместном космическом корабле “Восход-1” вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым. Полет продолжался 1 сутки 17 минут 3 секунды.

В 1964 году космонавту было присвоено звание Героя Советского Союза.

Он награжден орденом Ленина в 1964 году, двумя орденами Отечественной войны I степени в 1965-м и 1975 годах, двумя орденами Трудового Красного Знамени в 1957-м и 1961 годах, орденом “Знак Почета” в 1974 году.

За участие в Великой Отечественной войне удостоен медали “За победу над Германией”. Являлся лауреатом Ленинской премии в 1966 году и Государственной премии в 1976 году. Также был Героем Труда Демократической Республики Вьетнам.

В 1967 году стал доктором технических наук, а в 1969 году – профессором. Член-корреспондент Международной академии астронавтики.

После формирования отряда советских космонавтов преподавал в Центре подготовки космонавтов, читал первым космонавтам курс лекций об устройстве космического корабля “Восток”.

После ухода в 1987 году из отряда космонавтов продолжал работать над новыми космическими кораблями в НПО “Энергия” (бывшее ОКБ-1, ныне РКК “Энергия”), являлся ведущим разработчиком космических кораблей “Союз”, “Союз Т”, “Союз ТМ”, “Прогресс”, “Прогресс-М”, а также орбитальных станций “Салют” и “Мир”.

В НПО “Энергия” работал до 1990 года заместителем главного конструктора. С 1990 по 2005 год преподавал в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана.

Источник: https://www.epochtimes.ru/content/view/30765/3/

Константин Петрович Феоктистов – космонавт из 4 ЦНИИ

Не все из юбилейная знают, что в нашем городе в НИИ-4 Минобороны на протяжении 6 лет трудился первый в мире гражданский космонавт Герой Советского Союза Константин Петрович ФЕОКТИСТОВ.

Именно в нашем институте он окончил аспирантуру и успешно защитил свой первый научный труд — диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. Здесь же он работал над космическими проектами в легендарной группе М.К. Тихонравова, с которым в дальнейшем перешёл работать к С.П. Королёву в ОКБ-1.

Константин Феоктистов родился в Воронеже в 1926 году. Во время Великой Отечественной войны будущий космонавт служил в разведке. Был на волосок от смерти, получил тяжёлое ранение. В 1942 году 16-летний Константин Феоктистов был послан в разведку в родной Воронеж, который тогда был оккупирован фашистами.

Четыре раза он удачно пересекал линию фронта, незамеченным проникал в Воронеж, где выполнял задания командования. Но на пятый раз он был схвачен эсэсовским патрулём. После непродолжительного разбирательства, в результате которого эсэсовец решил, что юноша «рус шпион» и партизан, К. Феоктистова отвели для расстрела.

Немцы, поставив его спиной к яме, выстрелили в упор. Выстрелом юного разведчика отбросило в яму, но он не погиб. Пуля, как потом выяснилось, прошла через подбородок и шею, навылет.

Немцы, решив, что расстрелянный ими партизан мёртв, ушли, а Константин Феоктистов, притворившись мёртвым, дождался ухода своихпа-лачей и наступления темноты. Несмотря на тяжёлое ранение, он сумел вернуться к своей разведгруппе, где ему была оказана медицинская помощь. Затем самолётом его переправили в стационарный госпиталь.

После освобождения Воронежа в январе 1943-го К. Феоктистов вернулся в школу, по окончании которой продолжил учёбу в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана по специальности «инженер-механик».

Уже в студенческие годы он проявил себя как талантливый конструктор. Активно работал в студенческом научном обществе, принимал участие в конструкторских разработках, мечтал о космосе.

В 1949 году, по окончании МВТУ, Константин Феоктистов работает проектантом в одном из оборонных КБ и по-прежнему мечтает о космосе.

Узнав, что в военном НИИ-4, расположенном в подмосковном Болшево-1, работает ветеран отечественного ракетостроения, бывший гирдовец Михаил Клавдиевич Тихонравов, где он возглавляет специальную группу теоретических исследований перспективных проблем ракетно-космической техники, и что у Тихонравова есть группа аспирантов, Константин Феоктистов решил поступать в аспирантуру НИИ-4.

Поскольку руководство конструкторского бюро, где К. Феоктистов отработал лишь неполные 2 года, не приветствовало столь быстрый уход молодых специалистов, поступление в аспирантуру ему пришлось скрывать и использовать для сдачи вступительных экзаменов свой очередной отпуск. Только после успешной сдачи экзаменов К.

Феоктистов сообщил руководству, что уезжает в НИИ-4, в аспирантуру. Его как ценного специалиста уговаривали остаться, грозили не отпускать ни при каких обстоятельствах и даже назначили и. о. главного конструктора (на время его отпуска). Но когда из НИИ-4 пришёл официальный вызов, всё же вынуждены были отпустить.

Это было летом 1951 года.

Полтора года К. Феоктистов в НИИ-4 был «чистым» аспирантом — готовился и сдавал кандидатский минимум, собирал материалы к диссертации. Здесь же он начал заниматься баллистикой. Тему исследования решил взять из области теоретических расчётов движения искусственного спутника Земли. Его научным руководителем стал М.К. Тихонравов.

Поскольку гражданский аспирант вскоре обзавёлся семьёй, и на однулишь стипендию жить становилось трудно, весной 1953 года К. Феоктистову предложили одновременно с учёбой пойти работать на полставки младшим научным сотрудником в свой же, конечно, НИИ-4, в отдел, который возглавлял Г.С. Нариманов.

В начале 1955 года в НИИ-4 К. Феоктистов успешно защитил свою кандидатскую диссертацию. После защиты он продолжает в институте исследования, связанные с расчётами траекторий баллистических ракет. В его распоряжении уже тогда были ЭВМ, и он смог создать методы расчёта существенно более точные, чем были ранее. Вскоре К. Феоктистова назначили уже руководителем группы баллистиков.

Однако давняя мечта о космосе по-прежнему не отпускала К.П. Феоктистова. Он активно работал в группе энтузиастов ракетно-космических исследований под руководством своего учителя М.К. Тихонравова.

Возникла эта группа в 1948 году. Входили в неё сначала Игорь Марианович Яцунский, Глеб Юрьевич Максимов, Лидия Николаевна Солдатова, Алексей Андреевич Брыков, Ян Иванович Колтунов и другие. Чуть позже к ним присоединились Игорь Константинович Ба-жинов, Олег Викторович Гурко и другие.

Каждый из членов группы тогда решал одну или несколько теоретических задач, связанных со спутником: Яцунский (его считали универсалом) занимался участ-ком выведения спутника и возвращением его на Землю.

Максимов — анализом движения спутника по орбите, Бажинов — участком спуска, Гурко — тепловыми задачами, Колтунов — динамикой старта и т. д.

В своих воспоминаниях К.П. Феоктистов пишет: «С М.К. Тихонравовым работать было интересно и приятно. Он был человек настойчивый, даже иногда упрямый, но в то же время мягкий, внимательный, отзывчивый. Умел быть ироничным, умел подсказать, вовремя дать совет, умел и смолчать, когда надо. Он был человеком очень верным идее, за которую стоял».

С самого начала группа М.К. Тихонравова ориентировала свои расчёты на возможности ракет, разрабатываемых в КБ Королёва, поэтому в начале 1956 года М.К. Тихонравов переводится из НИИ-4 в ОКБ-1 С.П. Королёва.

Вдекабре 1957 годаи К.П.Феоктистов оказался в команде С.П. Королёва, в отделе Тихонравова, где сначала участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, а затем стал одним из создателей космических кораблей типа «Восток».

После формирования первого отряда советских космонавтов, как один из создателей космических кораблей, К.П.Феоктистов читал будущим космонавтам курс лекций об устройстве космического корабля «Восток».

Когда впервые встал вопрос о возможности полёта в космос инженера, К. Феоктистов предложил свою кандидатуру. Это решение встретило мощную поддержку со стороны С.П. Королёва, который придавал этому полёту большое значение.

Сергей Павлович считал, что полёт Феоктистова поможет в будущем создавать новые образцы космической техники. Именно поддержка С.П.

Королёва и помогла Феоктистову попасть в отрядкосмонавтов (специально для него были снижены требования к здоровью кандидата).

К.П. Феоктистов входил в состав первого группового экипажа (вместе с космонавтами Комаровым и Егоровым), который 12—13 октября 1964 года совершил полёт на первом аппарате новой серии «Восход» (впервые — без скафандров). Он стал первым космонавтом, не являвшимся военным, а также первым и единственным за всю историю СССР беспартийным участником космических полётов.

Во время полёта К. Феоктистов осуществил исследования оптических характеристик границы атмосферы, а главное, проводил испытания новых приборов системы ориентации, управления и контроля бортовой аппаратуры. Полёт космического корабля продолжался 1 сутки 17 минут 3 секунды. За этот полёт Феоктистов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В дальнейшем К.П. Феоктистов вплоть до 1990 года трудился над новыми космическими кораблями в ОКБ-1 (сейчас — НПО «Энергия»). Он разрабатывал корабли «Союз», «Союз-Т», «Союз-ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», долговременные орбитальные станции «Салют» и «Мир». С 1990 года преподавал в МГТУ имени Баумана.

Таким образом, с лёгкой руки своих учителей М.К. Тихонравова и С.П. Королёва вчерашний аспирант и младший научный сотрудник НИИ-4 стал первым космонавтом-инженером, продемонстрировавшим всем высочайшую научно-техническую подготовку, полученную, в том числе и в стенах нашего института.

Именем Константина Феоктистова назван кратер на обратной стороне Луны. Кроме того, его именем названа одна из улиц Воронежа и школа № 5. В ноябре 2009 года К.П. Феоктистов ушёл из жизни, однако память о нём не забыта.

Не только ветераны института, но и молодое поколение научных сотрудников 4 ЦНИИ Минобороны России помнят, что свой путь в космос К.П.

Феоктистов начинал рядовым научным сотрудником именно в нашем институте в легендарной группе под руководством выдающегося теоретика отечественной космонавтики М.К. Ти-хонравова.

Космонавты К.П. Феоктистов, В.М. Комаров, Б.Б. Егоров

Источник: газета “Спутник”

Источник: http://yubik.net.ru/blog/2011-04-12-319

Ссылка на основную публикацию