Космонавт комаров владимир михайлович – все о космосе

Космонавт Комаров Владимир Михайлович

Космонавт Комаров Владимир Михайлович

Космонавт: Комаров Владимир Михайлович (16.03.1927 – 24.04.1967 гг.)

  • 7-й космонавт СССР (11-й в мире), позывной «Рубин-1»
  • Длительность полета (1964 г.): 1 сутки  17 минут
  • Длительность полета (1967 г.): 1 сутки 2 часа 48 минут

Биография

16-го марта 1927-го года в столице РСФСР родился выдающийся космонавт Советского Союза — Владимир Михайлович Комаров. Семь лет среднего образования окончил в 1943-м году, после чего, желая стать летчиком, поступил в первую Московскую спецшколу ВВС, которую завершил летом 1945-го года, уже после Великой Отечественной войны.

Далее Владимир вступил в ряды курсантов Борисоглебского Военного авиаучилища для летчиков. Спустя год, Владимира Комарова перевели в Батайское военное авиаучилище им. А. Серова. Окончив в 1949-м году училище, будущий космонавт отправился на службу в роли военного летчика-истребителя. Дивизия базировалась в столице Чеченской Республики — городе Грозный.

Здесь же будущий космонавт встретил свою будущую жену Валентину.

В ноябре 1951-го года Комаров стал старшим летчиком, а спустя год его перевели в Закарпатскую область, город Мукачево, Где Владимир Михайлович прослужил два года. В 1959-м году будущий космонавт окончил Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА им. Жуковского), получив специальность в сфере авиавооружения.

После получения образования был распределен в Краснознаменный Научно-исследовательский институт ВВС в поселке Чкалоский, где работал помощником главного инженера, а также испытателем одного из отделов.

Проводя испытания различной новой авиационной техники, Владимир Комаров привлек внимание комиссии по отбору в отряд космонавтов. Комиссия предложила будущему космонавту некую секретную миссию, и Комаров согласился.

Таким образом, Владимир попал в самый первый набор отряда космонавтов.

Космическая подготовка

С марта 1960-го года по апрель 1961-го года Владимир Комаров проходил общую космическую подготовку, и, сдав выпускные экзамены, в апреле 1961-го года, получил должность космонавта ЦПК ВВС.

С июня по август 1962-го года инженер-капитан Комаров проходил подготовку как дублер пилота космического аппарата «Восток-4». Позже, после старта «Восток-4» — дублер пилота «Восток-5». С июня 1964-го года готовился на роль командира экипажа корабля «Восход».

Первый полет

12-го октября 1964-го года стартовал 7-й пилотируемый космический корабль СССР – «Восход-1».

В состав экипажа вошли командир – Владимир Комаров, научный сотрудник Константин Феоктистов и врач Борис Егоров. Впервые в космическом полете участвовал экипаж без скафандров.

Причиной тому стало требование Никиты Хрущева запустить в космос одновременно трех космонавтов, при наличии лишь двухместных проектов кораблей.

Космическая миссия успешно окончилась уже через сутки – 13-го октября. Примечательно, что в момент полета и в день приземления «Восход-1», Генсек ЦК КПСС Никита Хрущев был смещен, а на его пост взошел Леонид Брежнев, которому и докладывали о результатах полета.

Ввиду значительных успехов США в области космонавтики за последние два года, руководство Советского Союза подгоняло работу конструкторских бюро.

Поэтому дальнейшая подготовка инженера-полковника и Героя СССР, Владимира Комарова проходила в рамках программы «Стыковка», на корабле нового и еще недостаточно отработанного образца «Союз-1». 30-го марта 1967-го года Владимир Михайлович успешно сдал экзамены по теоретической подготовке, а также практический экзамен по управлению кораблем.

Второй полет

23-го апреля 1967-го года командир корабля Владимир Комаров стартовал с первой площадки Байконура на борту «Союз-1». Данный полет был первым испытанием космического корабля новой серии «Союз».

Кроме того, спустя почти сутки, вслед за Комаровым должен был последовать экипаж корабля «Союз-2», в состав которого входили космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев. Основной задачей данной космической программы была стыковка двух кораблей на орбите Земли.

Однако, вероятно по причине запуска кораблей нового образца, были упущены некоторые неполадки.

С выходом на орбиту космонавт Комаров столкнулся со следующей проблемой: панель с одной из двух солнечных батарей не раскрывалась, что приводило к недостатку энергии.

Владимир Михайлович совершил сложный маневр — раскрутку космического аппарата вокруг своей оси, однако ситуация не изменилась. По этой причине космический полет был прекращен досрочно, а корабль сошел с орбиты и отправился на Землю.

На завершающем этапе, уже после вхождения в атмосферу, на высоте около 7 км, вытяжной парашют не смог вытянуть прикрепленный к нему основной парашют. Кроме того, запасной парашют, который вышел на высоте 1,5 км, не раскрылся полностью, так как его стропы намотались на вытяжной парашют, который, в свою очередь, не был отстрелян.

По вышеуказанным причинам спускаемый аппарат с полковником Комаровым внутри ударился о поверхность Земли на скорости 50 метров в секунду.

Кроме того, на борту спускаемого аппарата находились контейнеры с пероксидом углерода, которые, после значительного повреждения, незамедлительно загорелись и привели к практически полному сгоранию спускаемого аппарата.

Причина неполадки парашютной системы окончательно выяснена не была. Полет длительностью чуть более суток был трагически окончен – космонавт Комаров разбился неподалеку от города Орск, что в Оренбургской области, где был установлен Мемориал.

Ввиду неполадок корабля «Союз-1», космический аппарат «Союз-2» не был запущен, что, возможно, спасло жизнь экипажу.

Память

Получив во второй раз, но уже посмертно, звание Героя СССР, Владимир Комаров окончил свою деятельность в отряде космонавтов, оставив за собой значительный вклад в отечественную космонавтику. В результате трагической катастрофы корабля «Союз-1», неполадки, связанные с парашютной системой был устранены.

Урна с прахом космонавта Комарова была помещена в Кремлевской стене в Москве. В память об уважаемом космонавте был установлен бронзовый бюст в Москве, а также бюст у школы, в которой учился заслуженный космонавт.

В честь Владимира Михайловича был назван вулкан на Камчатке, кратер на Луне, астероид, планета в видеоигре Mass Effect 2, поселок в Оренбургской области, самолет аэрофлота А320, юношеский отряд космонавтов в Запорожье, Ейский авиационный институт, несколько школ и десятки улиц на территории СССР.

Источник: http://SpaceGid.com/kosmonavt-komarov-vladimir-mihaylovich.html

Все, что осталось в 1967 году от космонавта Комарова

Дорога человечества к звездам усыпана трупами героев.

Одним из таких героев был советский космонавт Владимир Комаров. Его полет на на Союзе 1 сделал из него первого человека, побывавшего в космосе дважды, и он стал и первым погибшим в ходе выполнения миссии.

Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата.

На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении с землей и вследствие начавшегося после этого возгорания остатков конструкции.

Советские военные перед останками космонавта Владимира Комарова.

Трагедия произошла из-за спешки в подготовке полета.

На 50-летие

Октябрьского переворота партия и правительство захотели от космонавтов чего-нибудь этагого, большого и толстого.

Лёня Брежнев решил стать режиссером невиданного доселе космического спектакля: встречи двух кораблей в пространстве. План заключался в том, чтобы запустить два космических корабля и состыковать их в пространстве с тем, чтобы космонавты могли перейти из одного отсека в другой.

Первую капсулу должен был вывести на орбиту Союз 1 с Комаровым внутри. На другой день хотели запустить Cоюз 2 с еще двумя космонавтами. Две космопосудины встречаются, стыкуются, Комаров переходит из своего отсека в другой, его партнер занимает место в первой капсуле и два космонавта возвращаются домой на втором судне. Брежнев дал четко понять, чего именно он хочет.

Гагарин, тем не менее, высказался за то, чтобы отсрочить полёт.

Вопрос был: кто скажет об этом Брежневу? Первый в мире космонавт написал 10-страничный рапорт и дал его лучшему другу, кагэбэшнику Вениамину Руссаеву, но никто так и не осмелился переслать этот рапорт по команде.

Когда до старта оставалось меньше месяца, Комаров вдруг понял, что отсрочка полёта не является выходом из ситуации. Один из его друзей в КГБ посоветовал вообще отказаться от полёта

Согласно книге “” (Starman) авторов Джейми Дорана и Пирса Байзоуни (Jamie Doran and Piers Bizony), Комаров ответил: “Если я не полечу, они пошлют запасного.” А запасным был Юрий Гагарин. Владимир Комаров не мог так поступить по отношению к своему другу. В книге приводится его прямая речь слов, сказанных со слезами на глазах: “Я умру вместо него, надо, чтобы он жил”.

По мере того, как день полёта приближался, настроение падало у всех всё больше. Обнаружились серьёзные проблемы с управлением корабля в космосе. Предполётные испытания не внушали никакого оптимизма, техники, осматривавшие корабль, обнаружили 203 структурные проблемы. На космодроме царила мрачная атмосфера: когда Комаров садился в машину, которая должна была доставить его до космического корабля, вид у него был отречённый.Товарищи пытались развеселить его, шутили, подначивали, начали петь, приглашая его подхватить. Ко времени подъезда он уже пел вместе с ними и настроение немножко приподнялось. Гагарин появился на площадке в полном полётном снаряжениии и попытался убедить команду позволить ему пилотировать корабль вместо Комарова, но все, включая последнего, отказались даже впустить его в кабину. Комаров полетел, зная почти наверняка, что погибнет.Восемь минут спустя он уже управлял самым сложным аппаратом, который когда – либо запускался в космос.

Проблемы начались, когда одна из панелей солнечной электробатареи не смогла расправиться и батарея села, после чего выключились несколько навигационных приборов. Потом начались другие неполадки.

Первая попытка изменить орбиту корабля не удалась: он стал вращаться вокруг своей оси и, когда Комаров пытался исправить проблему, вращение только усиливалось.

Вышла из строя система термического контроля, свзяь с Землей стала прерываться и перебои в электропитании мешали ориентации корабля в пространстве.

Космический корабль Союз 1 (рисунок), место катастрофы и Владимир Комарпов.

Ввиду всех этих проблем пункт управления полётом на Земле принимает решение прекратить полёт и командует космонавту покинуть корабль при первом удобном случае. Космонавт безуспешно пытается сориентировать модуль в течение пяти часов. Сигналы, поступавшие с корабля по поводу состояния бортовых систем, были абсолютно неадекватными и, в конце концов, связь теряется вовсе.

Используя процедуры, которым он не был обучен при тренировках, ему удаётся выравнять корабль и запустить ретродвигатели самому, но несмотря на все эти героические усилия худшее было впереди. Он успешно вошёл в слои атмосферы на своей 19+й орбите, но когда начал спуск, запасной парашют вышел, а основной заклинило в контейнере. См. выше в поста, что случилось.

Комаров погиб в 7 утра.

Когда Комаров падал вниз, на американских прослушивающих станциях в Турции могли слышать, как он матерится, проклиная тех, кто послал его на неподготовленном к полёту корабле. Наземным службам он сказал, что погибает. Косыгин позвонил ему по видео телефону сообщить о том, что он герой.

Его жене тоже удалось поговорить с космонавтом и она спросила, что ей сказать детям. Косыгин плакал. Когда начался последний этап спуска, американская разведка слышала его крики и переводчики уловили слова о том, что жар в кабине поднимается.

Читайте также:  Зодиакальное созвездие стрельца - все о космосе

Он также употребил слово “убили” для того, чтобы описать, что инженеры сделали с ним.

После этого случая власти допустили, что вся миссия была осуществлена в ненужной спешке и запуск произошёл, когда много чего не было готово как следует. Детали смерти Комарова были тщательно описаны. В интервью газете “Правда” спустя несколько недель Юрий Гагарин подверг резкой критике начальство, которое дало добро на полёт Комарова.

Надо отметить, что Гагарин в 1967 году был уже не тот простой и безалаберный парень, которого все видели в 1961. Смерть Комарова легла на его плечи огромной тяжестью, он даже порывался получить аудиенцию у Брежнева, чтобы говорить об этом.

Он находился в постоянной депресии из-за того, что не осмелился заявить Брежневу о том, что полёт нужно отменить.

Гагарин погиб, разбившись на истребителе, через год после смерти Комарова. В народе ходили слухи, что он был пьян и его не хотели допускать к полёту, но не могли перечить первому в мире космонавту.

Валентина Комарова, вдова советского космонавта Владимира Комарова, целует фотографию покойного мужа во время официальных похорон, состоявшихся на Красной площади 26 апреля 1967 года

Прах Комарова был погребен в у кремлёвской стене. Американские астронавты просили у советского провительства разрешения послать своего представителя на похороны, но им было отказано.

Посмертно его наградили вторым Орденом Ленина и присвоили второе звание Героя Советского Союза.

Почему его останки до кремации были положен в открытый гроб и была дана возможность сделать снимок?

Говорят, что об этом попросил сам Комаров, чтобы начальство увидело, что с ним сделало, как бы это была его финальная месть.

Лично я в этом сомневаюсь – партийным бонзам было всегда плевать на людей. Может быть, и скорее всего это было сделано по распоряжению самого “сиськи-масиськи”, чтобы отвести вину от себя и преподать нечто вроде урока “инженерам”.

В любом случае материалы о смерти как Комарова, так и Гагарина рассекречены не все и, скорее всего, мы никогда не узнаем, кто дал эту команду, но зрелище – из малоприятных и вовсе не из таких уж необходимых.    

По материалам зарубежной печати и упомянутой выше книге (для тех комментаторов, кто вечно просит ссылок – их полно по ключевым словам).

Фотографии: РИАНовости / Photo Researchers, Inc / AFP / Getty Images

Апдейт от 23 ноября. Не ожидал что у спаммеров так рванет пукан. Чтобы не тратить времени на ответы всем, Благогуев, вот вам меч ссылка. http://rarehistoricalphotos.com/remains-astronaut-vladimir-komarov-man-fell-space-1967/

Переведено почти слово в слово, за рюмкой чая, без надежд, что публика ТАК возбудится. Там и про видео телефон есть…

Для тех, кто по-английски ни гу-гу, есть, к примеру, статья в Компьютерре от 2011 года : http://science.compulenta.ru/600336/

Источник: https://montrealex.livejournal.com/915302.html

Комаров Владимир Михайлович

(1927-1967) советский космонавт

24 апреля 1967 года, когда завершался испытательный полет на космическом корабле новой серии «Союз-1» трагически погиб один из первых покорителей космоса Владимир Михайлович Комаров. Юрий Гагарин сказал о нем: «Комаров сделал важное дело: испытал новый корабль.

Но и другое очень важное дело сделал он: заставил всех нас быть еще собраннее, еще придирчивее к технике, еще внимательнее ко всем этапам проверок и испытаний, еще бдительнее при встрече с неизвестным. Он показал нам, как крута дорога в космос. Его полет и его гибель учат нас мужеству.

Мы горды тем, что он был нашим другом, каждый из нас пронесет память о нем через всю свою жизнь».

Владимир Комаров родился в Москве. С этим городом связано его детство и многие события его не такой уж долгой жизни. Родители Владимира были людьми малообразованными, но мечтали о том, чтобы дать хорошее образование своему сыну.

Мальчику было семь лет, когда он впервые попал на аэродром. Впервые в жизни он так близко увидел самолеты, мог подойти и потрогать их рукой. С тех пор Володя часто бывал там, наблюдал за полетами, а люди в кожаных шлемах с парашютами за спиной стали его героями.

В школе он учился очень старательно, учебники и тетрадки содержал в полном порядке. В его характере была еще одна особенность: он не любил опаздывать.

Каждое лето, во время каникул, Володя уезжал к бабушке в деревню. Она давала внуку полную свободу, не опекала по мелочам, приучала к самостоятельности. Ее философия была простой: жизнь сама научит распознавать добро и зло. Однажды оступишься — второй раз будешь осторожней.

Там же, в деревне, его застала война. Четырнадцатилетний юноша на фронт, конечно, не попал, но стал работать в колхозе. Сильный и выносливый, он трудился за троих, поскольку в деревне оставалось все меньше и меньше мужчин.

В 1942 году, закончив семь классов, Комаров узнал, что в Лаврушинском переулке формируется специальная летная школа, и поступил туда учиться.

В конце войны он закончил учебу, затем продолжил образование в Батайском военно-авиационном училище, стал летчиком и всю оставшуюся жизнь посвятил небу.

Это был высокообразованный, эрудированный специалист. В двадцать семь лет Комаров поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского, где стал учиться в инженерной группе.

Однажды он прочитал, что счастье дается только знающим: «Чем больше человек знает, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями».

Эти слова стали для него жизненным правилом.

Всех поражала работоспособность Комарова, он умел рационально планировать свои силы и время, поэтому успевал всюду: много работал, занимался спортом, пел в хоре. Кроме того, он много времени посвящал и научной работе, а в его зачетной книжке не было оценки ниже четверки.

К тому времени Комаров был уже женат. Его жена Валентина Яковлевна работала учительницей и преподавала в той же школе, где когда-то учился он сам. В семье родился сын Евгений, а потом и дочь Ирина. Жить было нелегко, да и тесно вчетвером в маленькой комнате, но конфликтов по этому поводу в семье никогда не возникало.

Дипломная работа Комарова была посвящена малоисследованной теме и привлекла внимание ученых. Защитившись на отлично, высококвалифицированный инженер получил направление в один из научно-испытательных институтов.

Туда и пришел ему вызов на медицинскую комиссию, которая очень придирчиво отбирала кандидатов в какую-то группу особого назначения. Только потом стало ясно, что их готовили к полетам на космических кораблях, они должны были стать первыми испытателями космической техники.

Владимир Михайлович был членом отряда космонавтов с 1960 года, входил в его первый состав.

Комаров имел преимущества перед своими товарищами по отряду. Они особенно проявились, когда начался теоретический курс, ведь большую часть того, что им преподавали, он уже хорошо изучил в академии. Но было и много нового.

Сейчас практически каждый мальчишка знает, из чего состоит программа подготовки космонавтов, а тогда она только внедрялась, и Комаров был одним из первых, кто ее осваивал на себе.

Итак, в Звездном полным ходом шли тренировки, а в конструкторских бюро завершалась работа над созданием первого космического корабля. Приближался день 12 апреля 1961 года.

Первый полет человека в космос прошел отлично. Но впереди предстояли более сложные и длительные полеты. Готовился к ним и Комаров, хотя ему пришлось лишний раз убедиться, что на пути к звездам существуют и тернии.

Случилось так, что ему надо было лечь на операцию по поводу паховой грыжи. После курса лечения врачи запретили космонавту всякие тренировки, он целых полгода не должен был летать, прыгать с парашютом, заниматься на тренажерах.

Комаров волновался, оставят ли его в отряде, но сказать ему об этом определенно никто не мог. На совещании, где решалась его судьба, единого мнения так и не сложилось.

Были опасения, что болезнь может прогрессировать, но, с другой стороны, молодой тренированный организм позволял надеяться на полное выздоровление. Хотя большинство настаивало на том, чтобы отчислить Комарова из отряда космонавтов.

Комаров все-таки не сдался и заставил поверить в себя. А когда его включили в группу непосредственной подготовки к полету, радости не было предела.

В то время готовился совместный полет двух «Востоков» — третьего и четвертого. Командирами экипажей назначили А. Николаева и П. Поповича, а их дублерами стали В. Быковский и В. Комаров.

По сложившейся традиции дублер становится командиром следующего экипажа. Но Комарова снова подстерегла беда.

Во время одной из медицинских проб на ленте электрического прибора, с помощью которого врачи записывали работу сердца, появился всплеск кривой, и ему твердо сказали: «Не годен».

Таким образом, мечта Комарова полететь в космос снова рушилась. Он очень переживал, хотя старался никому не показывать своего состояния.

Но Комаров и на этот раз не думал сдаваться. Он сам разработал для себя дополнительные упражнения, связанные с перегрузками, отрабатывал каждое движение, многократно повторяя нагрузки, увеличивая их.

Он терпеливо ждал, но врачи относились к нему с опаской, не хотели брать на себя ответственность, если вдруг что-то случится. Комаров все-таки своего добился. Его сначала допустили к испытаниям на центрифуге, потом к прыжкам с парашютом.

Здоровье не подвело, и ему официально разрешили приступить к тренировкам.

12 октября 1964 года Владимир Комаров наконец отправился в космос на первом в мире трехместном пилотируемом корабле «Восток» в качестве командира вместе с К. Феоктистовым и Б. Егоровым. Уже потом Комарова спросили, что он вынес из этого полета, что он дал ему как летчику, инженеру, космонавту.

Космонавт ответил: «Кто поднимался на высокую гору, тот знает, каким обновленным и безбрежным предстает мир. Горизонт раздвигается, и видишь необъятный простор. Как будто нет ему конца и края. Перед тобой расступаются горы, которые раньше закрывали обзор, и глаз ласкают, изумляют снежные пики, зеленые долины, светлые города, синие воды.

Почти сказочная гамма цветов и оттенков. И все увиденное словно приближается к тебе, принимает зримые, живые черты».

Старт в космос открыл перед Комаровым новые горизонты, у него рождались новые планы, более конкретные и перспективные.

Он продолжал учебу в адъюнктуре Академии имени Жуковского, готовил материалы для защиты диссертации. В Звездном он возглавил отдел летной и космической подготовки.

Коллеги относились к нему с большим уважением, верили ему и ставили его опыт в пример будущим покорителям космоса.

Так прошло два года. Готовился новый космический полет, программа которого предусматривала летные испытания нового пилотируемого космического корабля, получившего название «Союз». Для выполнения этой ответственной задачи отобрали нескольких опытных летчиков-испытателей. Среди первых кандидатов были Ю. Гагарин и В. Комаров.

Снова началась напряженная пора подготовки к полету и тренировки. Государственная комиссия утвердила Комарова космонавтом-испытателем корабля «Союз-1», который 23 апреля 1967 года стартовал в космос.

Прошли сутки испытательного космического полета. За это время космонавт полностью выполнил намеченную программу испытаний систем нового корабля, провел все запланированные научные эксперименты. В ходе полета он совершал маневрирование кораблем, проводил испытания основных его систем на различных режимах. Корабль начал спуск на землю.

Сначала все шло штатно. Но потом случилось непредвиденное: при открытии основного купола парашюта на семи-километровой высоте его стропы скрутились, и космический корабль стал падать с большей скоростью, чем это было рассчитано.

Читайте также:  Планеты за пределами нашей солнечной системы - все о космосе

Никто никогда не сможет рассказать о разыгравшейся на пути из космоса драме. Владимир Комаров унес с собой тайну своих последних минут.

Его жизнь оборвала случайность, которой трудно было бы избежать в таком сложном и малоизведанном деле, как покорение космического пространства.

С тех пор прошло не одно десятилетие, но имя Комарова помнят не только люди, связанные с космосом. Его именем названы площадь и улица в Москве, школа, в которой он учился.

На Луне есть кратер, также названный в честь Владимира Комарова. Когда думаешь об этом обаятельном, мужественном человеке и других покорителях космоса, погибших там, всякий раз на память приходят строчки В.Маяковского: «…

чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела».

Источник: http://biografiivsem.ru/komarov-vladimir-mihaylovich

Комаров Владимир Михайлович

История исследования космоса > Космонавты > Советские космонавты > Комаров Владимир Михайлович

Комаров Владимир Михайлович (1927-1967 гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №7;

Космонавт мира: №11;

Число полетов: 2;

Продолжительность: 2 суток 03 часа 04 минут 55 секунд;

Комаров Владимир Михайлович – 7 космонавт СССР и 11 мира.

Комаров Владимир Михайлович появился на свет 16 марта 1927 г. в Москве. В 1943 году Владимир закончил семь классов в 235-ой средней школе г. Москвы. 1945 год ознаменовался тем, что Комаров стал выпускником 1-й московской специализированой школы ВВС (окончив при этом 10 классов).

Сентябрь 1946 года приблизил будущего космонавта на шаг к его мечте, он поступил Борисоглебское военное авиационное училище летчиков. Почти год Комаров проходил курс теоретической подготовки, чтобы в июле 1947 г. быть переведенным в Батайское ВАУЛ. В декабре 1949 г. Владимир завершил обучение в Батайском ВАУЛ. В 1959 г.

закончил кафедру авиавооружения Военно-воздушной инженерной академии им.Н.Е.Жуковского.

Космос

Покорение космоса – это весьма непростая задача, которая требует основательной подготовки. Владимир Михайлович одолел длительную и непростую стезю, прежде чем покорить космос. 7 марта 1960 г.

стало первой ступенькой к достижению его цели: Комарова зачислили на место слушателя-космонавта ЦПК ВВС (согласно с указом Главкома ВВС №267). С марта 1960 г. и по апрель 1961 г. Владимир Михайлович проходил общекосмическую подготовку. 3 апреля 1961 г.

сдал заключительные экзамены, а уже 4 апреля 1961 г. одержал пост космонавта ЦПК ВВС.

В июне 1962 г. Григория Нелюбова отстранили от подготовки, и Комаров заменил его. Владимир Михайлович с июня и по август 1962 г. обучался роли дублера корабля “Восток-4”. 12 августа 1962 г. (время старта “Восток-4”) был каскадером пилота корабля. Начиная с сентября 1962 г.

готовился к коллективному полету в роли каскадера пилота корабля “Восток-5”. К сожалению, в мае 1963 г. его вынуждены были освободить от приготовлений в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья. Период с июня по сентябрь 1964 г.

был насыщен подготовкой в качестве руководитля экипажа КК “Восход” в составе целой группы космонавтов, а период с июля 1964 г. – в бригаде совмесно с Феоктистовым и Егоровым. 9 октября 1964 г.

Госкомиссия приняла постановление о назначении Комарова Владимира Михайловича командиром ведущего экипажа корабля «Восход».

Первый полет

Первый полет Комаров (а позывной – “Рубин-1”) свершил в роли руковолителя корабля “Восток” коллегиально с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым с 12 по 13 октября 1964 г. Первый полет длился 1 сутки 00 ч 17 мин 03 сек.

Второй полет

Второй полет космонавта (позывной – “Рубин-1”) состоялся с 23 по 24 апреля 1967 г., он был руководителем экипажа “Союз-1”. Изначально была запланирована стыковка “Союз-1” с “Союз-2” и пересадка через открытый космос Елисеева и Хрунова.

В силу того, что одна из панелей солнечных батарей не смогла раскрыться, запуск “Союз-2” был отменен. Космический корабль “Союз-1” вынужден был совершить досрочную посадку.

К сожалению, уже на завершающей стадии посадки на Землю вышла из строя парашютная конструкция, и аппарат потерпел крушение в Оренбургской области, это привело к смерти Владимира.

Личная жизнь

Владимир Михайлович был женат на Киселевой Валентине Яковлевне. У них родились: сын Евгений и дочка Ирина.

Космонавт катастрофически погиб 24 апреля 1967 г. из-за отказа парашютной системы. Похоронили Владимира Михайловича в Москве на Красной площади в Кремлевской стене. 25 апреля товарищи космонавта похоронили остатки, которые удалось разыскать, в степи около г. Орска.

Источник: http://v-kosmose.com/kosmonavtyi/sovetskie-kosmonavtyi/komarov-vladimir-mihaylovich/

Владимир Комаров: первый погибший космонавт

Космонавт-герой, друг Гагарина; его имя присвоено кратеру на обратной стороне Луны и малой планете. Комаров – виртуоз космонавтики. Он любил жизнь и геройски принял смерть.

Многие только начинали тернистый путь с обучения в Академии им. Жуковского, в то время как Комаров уже имел высшее образование по инженерной специальности, досконально изучил «Союз», разбирался в аппарате вплоть до малейших нюансов. Интересно, что он не отличался отличным здоровьем.

Таким, с которым становятся космонавтами. Дважды он был «отбракован» при отборе, но продолжал упорно добиваться поставленной цели.

По воспоминаниям дочери, Ирина Владимировны Комаровой, за полтора месяца до полета Владимир Михайлович даже не пил молоко и кефир из холодильника, чтобы не подорвать иммунитет.

Свой первый полет Владимир Комаров провел в качестве капитана корабля, пробыв на орбите сутки и 17 минут вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым.

Основной целью полета 12 октября 1964 года было показать приоритет Советского Союза во множественном составе экипажа, и с этой задачей космонавты справились. Впервые в космос отправились одновременно три человека на одном корабле – инженер, врач и летчик.

Первый полет без скафандров и с нововведенной системой мягкой посадки. За этот полет Комаров получил орден Ленина и медаль «Золотая звезда», а также удостоился звания героя Советского Союза.

Первым на орбиту отправлялся Комаров, на «Союзе-1», а 24 апреля планировался запуск второго корабля, на борту которого будут уже двое.

По задумке, корабли должны состыковаться в космосе, а Владимир Михайлович перебраться с одного на другой, таким образом, побывав на двух кораблях одновременно и вернувшись на Землю уже в составе вновь прибывшего экипажа. Это должен был быть триумф, приуроченный к дню 50-летия коммунистической революции.

При проверке на “Союзе-1” было выявлено 203 недостатка конструкции, но о неисправностях Брежневу никто сообщать не стал. Хотя Гагарин составил рапорт о недочетах в работе корабля, но он так и не был передан дальше сотрудников КГБ.

По воспоминания Вениамина Ивановича Русяева, бывшего кадрового офицера КГБ, о предстоящей трагедии Владимир Михайлович знал заранее. За месяц-полтора до старта Комаров пригласил Русяева с женой на ужин, познакомиться с семьёй.

Когда пришло время прощаться, хозяин квартиры вызвался проводить гостей. Прямо на лестничной площадке Владимир сказал своему опекуну и советчику, что из полета не вернется. Русяев попытался возразить, предложил отказаться от участия в запуске, но Комаров был непреклонен: «Нет.

Ты же знаешь: откажусь я – полетит первый. А его надо беречь». Первый – это Гагарин.

На высоте более 7 километров над Землей отстреливает крышка парашютного контейнера, извлекая вытяжной парашют. Вслед за ним – тормозной парашют, далее – основной купол. Последний не раскрылся. «Союз» продолжал падать с бесконечным увеличением вращения по оси, из-за чего сплелись стропы, не позволив раскрыться куполу.

Если бы на «Союзе-1» открылись обе солнечные батареи, и не было отказа датчиков, состоялся бы пуск «Союза-2», – писал позднее конструктор Борис Черток. – После стыковки Хрунов и Елисеев перешли бы в корабль Комарова. В этом случае они бы погибли втроем, а чуть позднее с большой вероятностью мог бы погибнуть и Быковский.

С Юрием Алексеевичем у Комарова сразу зародились дружеские отношения. Гагарин был частым гостем в семье, с удовольствием ходил с другом на охоту, участвовал в семейных мероприятиях.

По воспоминаниям Валентины Яковлевны, жены Комарова, они и дни рождения отмечали вместе – оба «мартовские».

Судьбы космонавтов трагически переплелись: Юрий Алексеевич учился в Оренбурге, Владимир Михайлович погиб под Оренбургом; родиной предков Комарова была Владимирская область, Гагарин погиб под Киржачом во Владимирской области.

Именно Юрий Алексеевич ходатайствовал о выдаче реальных фактов гибели товарища – изначально Валентине Яковлевне принесли свидетельство о гибели мужа в городе Щелково, от «обширных ожогов тела». В новом документе указали правду: «трагически погиб при завершении испытательного полета на космическом корабле «Союз-1».

Джейми Доран и Пирс Бизони, авторы изданной в 2011 году книги «Звездный человек: правда о легенде Юрии Гагарине», утверждают, что американская разведка перехватила последние слова Владимира Комарова, произнесенные за минуту до гибели.

Разобрать разговор с Центром управления довольно сложно, но Доран и Бизони предлагают читателю перевод из уст аналитика Агентства национальной безопасности США, Перри Феллвока: «В капсуле быстро растет температура» и «… убили». Космонавт был разгневан и в чем-то рьяно убеждал собеседника.

Также о последних минутах жизни Комарова взяли на себя смелость сообщить сотрудники станции слежения в Турции.

По их данным, был перехвачен разговор космонавта с женой, которая спросила, что ей сказать детям, а также диалог по видеофону с советским премьером Алексеем Косыгиным, в котором последний со слезами на глазах называет Владимира Михайловича героем.

Источник: http://russian7.ru/post/vladimir-komarov-pervyy-pogibshiy-kos/

“Металл горел как дерево”: Леонов о гибели космонавта Комарова

50 лет назад произошла первая трагедия в истории освоения космоса: 24 апреля 1967 года во время полета погиб советский космонавт Владимир Комаров, пилотировавший экспериментальный корабль “Союз-1”.

Для него этот старт был уже вторым космическим полетом. Первый он совершил за три года до этого вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Суточный полет проходил в корабле “Восход-1”. Тогда впервые в истории экипаж совершил полет без скафандров.

В 1965 году Комаров начал готовиться к полету на новом многоместном советском корабле серии “Союз”, в экипаж которого был утвержден в 1966 году.

О том, каким был в жизни летчик-космонавт Комаров и почему его второй полет закончился катастрофой, в интервью ТАСС рассказал дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос, известный космонавт Алексей Леонов.

“Я у него учился…”

Леонов и Комаров познакомились в июне 1960 года, когда уже был укомплектован полный состав первого отряда космонавтов. Комаров оканчивал Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, где занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Там ему предложили пойти на тогда еще секретную испытательную работу.

Читайте также:  Предел роша - все о космосе

К этому времени прошел первый сложный этап подготовки космонавтов, связанный с парашютной подготовкой. Тогда корабли были с системой катапультирования. На высоте 4 тысячи метров происходило катапультирование, и человек приземлялся отдельно от корабля на парашюте.

Неудобно, но по-другому тогда не решалось Алексей Леонов<\p>

Космонавт вспоминает: поскольку тогда никто не знал, куда корабль мог приземлиться, это могло быть и в тайге, и в горах, и в пустыне, и даже в море.

Программа парашютной подготовки давала навыки космонавту приземлиться во всех условиях.

Инструкторов на корабле “Восток” не было, за исключением разработчиков тренажера. Надо было самим учиться и учить других. Была создана группа инструкторов, куда вошли Владимир Комаров, Павел Беляев, Валентин Варламов и Алексей Леонов.

Я после летного училища и моложе его был на 10 лет. Методически очень отставал от него. Я у него учился… как построить занятие, как построить разбор… у меня были свои взгляды.

И мы даже с ним как-то сцепились по поводу ориентации: как делать — по тангажу, крену или, зная опорные точки, с одной перейти в другую по сектору Алексей Леонов<\p>

Летчики вообще не любят прыгать и редко кто хочет этим заниматься, уточняет Леонов.

Космонавты в течение месяца учились с тремя видами парашютов и с задержкой до двух минут в свободном падении. Комаров прыгал хорошо. Затем он, будучи подготовленным инженером в военной академии, проявил себя на знании материальной части космического корабля “Союз”.

И когда стоял вопрос, кто полетит первый на “Союзе”, то при мне было сказано Юрием Гагариным Сергею Королеву: “Есть космонавт 1-го класса, он будет способен провести испытания корабля”.

Вот со слов Гагарина Комаров заработал такую рекомендацию со стороны профессионала Алексей Леонов<\p>

По словам Леонова, Комаров был во всем очень сдержанным человеком, однако любил играть в командные игры — футбол и баскетбол. Хорошо знал и любил театры. “Характер спокойный, вдумчивый, рассудительный, логичный.

Он относился к категории московских коренных интеллигентов, мещанин московской культуры”, — уточнил он. Его родители были инженерами, что дало о себе знать.

Неудачи с “Союзами”

Первый “Союз” должен был взлететь еще в 1962 году, но работы затянулись на четыре года, и в свой первый полет многоместный корабль в беспилотном режиме отправился только в конце 1966 года. В преддверии старта Комарова было проведено три беспилотных запуска. Все они закончились неудачно.

Первый “Союз” взорвался при спуске с орбиты, во время запуска второго корабля сработала система аварийного спасения, и он приземлился в 300 метрах от стартового стола. Третий успешно слетал в космос, но при посадке затонул в Аральском море.

Почему? Не понятно. Глубина там небольшая была, мы его вытащили. Что же оказалось? На лобовом щите сделали контрольную пробу плотности вот этого щита. Потом рассверлили и пробкой закрыли. Заделали смолой.

Но! Никто не понимал и не знал порядок температуры при входе в плотные слои атмосферы.

И плазма прошла по резьбе, пробка выскочила, и плазма прожгла днище корабля Алексей Леонов<\p>

По словам космонавта, дальше происходило все штатно и хорошо, парашюты срабатывали и корабль благополучно садился. Было ясно: в пилотируемом варианте никаких проблем не будет.

У нас практически на всех этапах были аварии. Они проявляются в процессе испытаний. Все-таки мало времени, техника совершенно новая. Никто никого не гнал, просто мы не знали, как себя будет вести техника. Ну кто мог додуматься и связать пробку с контейнером? Это совершенно разные вещи.

А это проявляется только в процессе испытаний. Никто никого не торопил Алексей Леонов<\p>

Космонавты к полету на “Союзах” были хорошо подготовлены, корабль прошел все необходимые проверки, но уверенности в успехе миссии это не прибавляло.

Однако причин отменять полет, когда были учтены и исправлены все обнаруженные ранее недостатки, тоже не было.

Планом полета предусматривалось следующее: Комаров стартует на “Союзе-1”, после успешного выхода на орбиту вслед за ним стартует “Союз-2” с тремя членами экипажа — Валерием Быковским, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым.

Двум последним после стыковки кораблей “Союз” на околоземной орбите предстояло выйти в открытый космос и перейти с борта второго “Союза” в корабль Комарова, вместе с которым вернуться на Землю.

Дублером Комарова был назначен первый космонавт Земли Юрий Гагарин, рвавшийся в космос.

Как вспоминал впоследствии генерал Николай Каманин (организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов. — Прим. ТАСС), будь жив к тому моменту Сергей Королев, основным испытателем “Союза” непременно был бы назначен Гагарин.

“Он не понимал, что происходит…”

Старт был назначен на 23 апреля в 5:30. Комаров и Гагарин прибыли на космодром еще ночью. Доложили государственной комиссии о готовности к старту, и Гагарин вместе с ним поднялся к кораблю. Первый космонавт Земли был последним, кто видел Комарова живым.

Через 540 секунд после запуска корабль вышел на орбиту. На втором витке с Комаровым была установлена связь и тот смог доложить на Землю о нештатных ситуациях: “Самочувствие хорошее, параметры кабины в норме, но не раскрылась левая солнечная батарея, зарядный ток только 13–14 ампер, не работает КВ-связь”.

Комиссия была создана. Почему не раскрылась солнечная батарея? Причина не найдена. Такой закон: пока не выясним, никаких пилотируемых полетов не должно быть. Я был в этой комиссии, которую возглавлял Борис Черток (соратник Сергея Королева. — Прим. ТАСС).

Но решение было однозначное: прекращать полет на вторые сутки и полет Быковского отставить до разбора Алексей Леонов<\p>

Для посадки Комарова необходимо было, чтобы он вручную сориентировал корабль на теневом участке полета, когда Земля не освещалась Солнцем, т. е. было сложно видеть бег Земли, но возможно, и он это сделал.

Спускаемый аппарат с космонавтом на борту приземлился в 65 километрах от Орска.

Что произошло? Когда открылся парашютный люк и пошел вытяжной парашют, давление в контейнере было меньше, а давление в самом корабле 760. Так вот этим давлением деформировало контейнер, сжало, и оказалось, что даже при усилии 7 тонн парашют не могли вытащить. Мы на земле потом это моделировали.

Недостаточная жесткость парашютного контейнера.

И вот когда пошел запасной парашют, то он запутался. И так со скоростью 25 метров в секунду (80 километров в час) корабль ударился о землю. Деформировался и загорелся. При ударе даже порвались привязные ремни.

И когда уже обследовали, Володя лежал на боку, ремни лопнули

Алексей Леонов<\p>

Официальную версию сообщил ТАСС: “При открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В.М. Комарова”.

Оно и правда было так. Никто ничего тут не придумал.

Под Оренбургом там, в степи (я сразу там был), воды-то нет, начали песком засыпать, а это получился своеобразный доменный процесс.

За счет того, что есть собственный кислород, металл горел как дерево. Когда комиссия прилетела на место, увидели удручающую картину: корабль осел и выглядел как песчаный холм высотой около одного метра.

И металл расплавленный был, как лужа воды

Алексей Леонов<\p>

Впоследствии некоторые СМИ писали о якобы страшных криках Комарова, которые слышали в радиоэфире на Земле, и что он перед смертью сильно ругался на конструкторов, создавших корабль. Это не так. Леонов назвал эти домыслы журналистов глупостью.

Там времени-то очень мало. Слышишь, как пошел вытяжной, и ждешь, когда пойдет тормозной, — это все в течение нескольких секунд. А потом ждешь, когда раскроется основной купол. Он не понимал, что происходит. Это все было очень скоротечно. Удар о землю, и все Алексей Леонов<\p>

Уроки Комарова

На Западе не поверили в гибель первого советского космонавта за 10 лет “космической эры”, поскольку в США к тому моменту жертвами космической программы стали уже трое астронавтов.

При этом у самих космонавтов гибель товарища не отбила желания отправиться в полет на кораблях новой серии, и они продолжили готовиться к полетам. Один лишь Гагарин, по воспоминаниям генерала Каманина, понимал, что теперь его второй космический полет явно состоится еще не скоро.

О Комарове, конечно, переживали, молодые ведь были. Но мысли о том, что хватит и не будем, ни у кого не возникало. Наоборот: давайте все сделаем, чтоб этого у нас не повторялось.

И давайте глубже изучать технику, чтобы не было случайных стечений обстоятельств Алексей Леонов<\p>

К расследованию гибели Комарова были привлечены лучшие специалисты, включая самих членов отряда космонавтов.

В рамках расследования были проведены сбросы фугасных авиабомб с такой же парашютной системой, как на “Союзах”, дополнительные сбросы самих кораблей. В большинстве случаев парашютная система не справлялась: парашют либо не раскрывался, либо раскрывался с запозданием.

Следующий запуск беспилотного “Союза”, а точнее, сразу двух, осуществивших автоматическую стыковку на орбите, состоялся в конце октября 1967 года. Нового пилотируемого полета пришлось ждать до конца 1968 года.

В настоящее время корабль “Союз”, прапраправнук первого, считается самым надежным космическим кораблем в мире. Лишь еще одна трагедия, произошедшая в 1971 году, когда при спуске в “Союзе-11” из-за разгерметизации погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, портит его репутацию.

На сегодняшний день лучше корабля нет ни у нас, ни у американцев, ни у кого. Китайцы полностью взяли один к одному наш корабль. Корабль “Аполлон”, на котором я летал, он предназначен для полета на Луну и для посадки на нее.

А наш — для транспортировки экипажа на выведение и на спуски и транспортировки груза.

С точки зрения эксплуатации и жизни человека он удобнее, чем “Аполлон”. Он имеет две кабины: спускаемый аппарат и орбитальный отсек.

Не случайно встреча с американским экипажем у нас была в орбитальном отсеке, где мы сидели вчетвером

Алексей Леонов<\p>

На сегодняшний день в космосе побывало 137 кораблей “Союз” разных модификаций, включая состоявшийся 20 апреля 2017 года успешный запуск к Международной космической станции модернизированного цифрового “Союза МС-04” с очередной экспедицией — российским космонавтом Федором Юрчихиным и американским астронавтом Джеком Фишером.

Сейчас основной корабль доставки экипажа на орбиту — наш.

Не будет корабля, значит, никто никуда не полетит Алексей Леонов<\p>

Учитывая, что космонавты и сотрудники ракетно-космической отрасли — суеверные люди, после аварии 1-го и 11-го “Союзов” в названии любого пилотируемого корабля новой серии начали обходиться без цифры 1. Первый из эксплуатируемых сейчас кораблей серии “Союз МС” тоже отправился в космос без номера.

Роман Азанов

Источник: http://tass.ru/kosmos/4200829

Ссылка на основную публикацию