Как работает наше светило? – все о космосе

Частые заблуждения о космосе

ibigdan 13 сентября, 2011

Космос не океанЧего бы они там не рисовали в “звёздных войнах” и сериале “стартрек”, космос не океан. Слишком многие шоу оперируют научно неточными предположениями, отображая перемещение в космосе похожим на плавание по морю. Это не такВообще, космос не двухмерный, в нём нет трения, и у космолёта палубы не такие, как у корабля.Более спорные пункты – космические аппараты не будут называться согласно морской классификации (например “крейсер”, “линкор”, “эсминец” или “фрегат”, структура армейских званий будет похожа на звания ВВС, а не флота, а пиратов, скорей всего, вообще не будет.

Космос трёхмерен

Космос трёхмерен, он не двухмерный. Двухмерность – последствие заблуждения “космос это океан”.

Космические аппараты движутся не как лодки, для них доступно перемещение “вверх” и “вниз” Это нельзя сравнивать даже с полётом самолёта, поскольку у космического аппарата нет “потолка”, его маневр теоретически никак не ограниченОриентация в пространстве тоже не имеет значения.

Если вы видите как космические корабли “Энтерпрайз” и “Интрепид” проходят мимо друг друга “вверх ногами” – тут нет ничего странного, в реальности такое их положение ничем не запрещено. Больше того: нос корабля может быть направлен совсем не туда, куда в данный момент летит корабль.

Это значит, что атака противника с выгодного направления с максимальной плотностью огня “бортовым залпом” затруднена. Космические корабли могут приближаться к вам с любого направления, совсем не так, как в двухмерном пространстве

Ракеты не корабли

Плевать на то, как выглядит планировка корабля “Энтерпрайз” или “Боевой Звезды Галактика”. В научно правильной ракете “вниз” – это в сторону выхлопа ракетных двигателей. Другими словами, планировка космического корабля куда больше похожа на небоскрёб, чем на самолёт.

Этажи расположены перпендикулярно оси ускорения, и “верх” – направление, в котором ускоряется в данный момент ваш корабль. Думать иначе – одна из самых назойливых ошибок, крайне популярная в НФ-произведениях. Это я ПРО ВАС Звёздные войны, Стартрек и Боевая звезда Галактика!Это заблуждение выросло из ошибки “космос двухмерен”.

Некоторые произведения и вовсе превращают космические ракеты в что-то вроде лодок. Даже с точки зрения обычной глупости, торчащий из корпуса “мостик” будет отстрелен вражеским огнём куда быстрее, чем размещённый в глубине корабля, где у него будет хоть какая-то защита (тут немедленно вспоминаются Star Trek и “Uchuu Senkan Yamato”).

(Энтони Джексон указал два исключения. Первое: если космический аппарат действует как атмосферный самолёт, в атмосфере “вниз” будет перпендикулярен крыльям, противоположно подъёмной силе, но в космосе “вниз” станет направлением выхлопа двигателей.

Второе: ионный двигатель или иной двигатель малого ускорения может придать кораблю некоторое центростремительное ускорение, и “вниз” окажется направлен по радиусу от оси вращения. )

Ракеты не истребители

Крестокрыл и “вайпер” могут маневрировать на экране как им вздумается, но без атмосферы и крыльев атмосферных маневров не бывает.Да, развернуться “на пятачке” тоже не удастся. Чем быстрее движется космический аппарат, тем труднее маневрировать.

Он НЕ БУДЕТ двигаться как самолёт. Более удачной аналогией будет поведение разогнанного на большой скорости полностью загруженого тягача с прицепом на голом льду.Также под вопросом сама оправданность истребителей с военной, научной и экономической точки зрения.

Ракеты не стрелы

Космический аппарат вовсе не обязательно летит туда, куда указывает его нос. Пока двигатель работает, ускорение направлено туда, куда смотрит нос корабля. Но если отключить двигатель, корабль можно свободно вращать в желаемом направлении. При необходимости вполне можно лететь “боком”.

Это может быть полезным для совершения полного бортового залпа в бою.Так что все сцены из “звёздных войн” с истребителем, пытающимся стряхнуть врага с хвоста – полная чушь.

Им достаточно развернуться вокруг своей оси и расстрелять преследователя (неплохим примером будет эпизод сериала Babylon 5 “Midnight on the Firing Line”).

У ракет есть крылья

Если на вашей ракете есть силовая установка на некоторое количество мегаватт, абсурдно мощный тепловой двигатель или энергетическое оружие, ей потребуются огромные радиаторы для теплоотвода.

В противном случае, она довольно быстро расплавится, а то и запросто испарится. Радиаторы будут выглядеть как огромные крылья или панели. Это изрядная проблема для боевых кораблей, поскольку радиаторы крайне уязвимы к огню.

У ракет нет окон

Иллюминаторы на космическом корабле нужны примерно в той же мере, что и на подводной лодке. (Нет, Seaview не считается. Строго научная фантастика. Окон панорамного обзора на подводной лодке Trident не бывает).

Иллюминаторы – ослабление структурной прочности, да и потом, на что там смотреть? Если корабль не на орбите планеты или не вблизи другого корабля, видны только глубины космоса и ослепительное солнце. А ещё, в отличие от субмарин, на борту космического корабля окна пропускают поток радиации.

Сериалы Star Trek, Star Wars, и Battlestar Galactica ошибочны, поскольку битвы НЕ БУДУТ происходить на дистанциях в считанные метры. Направленное энергетическое оружие будет работать на тех дистанциях, где вражеские корабли видно только в телескоп. Глядя на битву в иллюминатор, вы ничего не увидите.

Корабли будут слишком далеко, или же вас ослепит вспышка ядерного взрыва или лазерного огня, отражённого от поверхности цели.Навигационный отсек может иметь обзорный астрономический купол на экстренный случай, но большая часть окон будет заменена радаром, телескопическими телекамерами и схожего типа сенсорами.

В космосе нет трения

В космосе нет трения. Здесь, на Терре, если вы ведёте машину, достаточно отпустить газ, и машина начнёт тормозиться трением о дорогу. В космосе, отключив двигатели, корабль сохранит свою скорость на весь остаток вечности (или пока не врежется в планету или что-то ещё).

В фильме “2001 A Space Odyssey” вы могли заметить, что космический аппарат “Дискавери” летел к Юпитеру без единого облачка выхлопа из двигателей.Вот почему бессмысленно говорить о “дистанции” ракетного полёта. Любая ракета не на орбите планеты и не в гравитационном колодце Солнца обладает бесконечной дистанцией полёта.

В теории можно зажечь двигатели и отправиться в Галактику Андромеды… добравшись до цели за какой-то миллион лет. Вместо дальности имеет смысл говорить об изменении скоростей.Ускорение и торможение симметричны. Час ускорения до скорости в 1000 километров в секунду требует примерно часа торможения чтобы остановиться.

Нельзя просто “нажать на тормоза” – как на лодке или автомобиле. (Слово “примерно” использовано потому, что корабль при ускорении теряет массу и его становится легче затормозить. Но эти детали пока можно игнорировать.

)Если вы хотите постигнуть интуитивно принципы движения космических кораблей, рекомендую поиграть в какую-нибудь одну из немногих точных игр-симуляторов.

Список включает компьютерную игру Orbiter, компьютерную же (к сожалению не переиздававшуюся) игру Independence War и настольные военные игры Attack Vector: Tactical, Voidstriker, Triplanetary, и Star Fist (эти две больше не издаются, но могут попасться тут).

Топливо не обязательно приводит корабль в движение напрямую

У ракет есть разница между “топливом” (указано красным) и “реакционой массой” (указана голубым). Ракеты соблюдают третий закон Ньютона при движении. Масса выбрасывается, придавая ракете ускорение.Топливо в данном случае расходуется на то, чтобы выбрасывать эту реакционную массу.

В классической атомной ракете уран-235 будет топливом, обычные урановые стержни в ядерном реакторе, но реакционная масса – водород, разогретый в этом самом реакторе и вылетающий из дюз корабля.Путаница вызвана тем, что в химических ракетах топливо и реакционная масса – одно и то же.

Шаттл или ракета Сатурн 5 расходуют химическое топливо, напрямую выбрасывая его из дюз.Автомобили, самолёты и лодки обходятся сравнительно малыми количествами топлива, но для ракет это не так. Половина ракеты может быть занята реакционной массой, а другая половина – элементами конструкции, экипажем и всем остальным.

Но куда вероятнее соотношение в 75% реакционной массы, а то и хуже. Большинство ракет – огромный бак реакционной массы с двигателем на одном конце и крохотным отсеком экипажа на другом.

В космосе нет невидимок

В космосе нет никакого практического способа спрятать корабль от обнаружения.Прежде чем возмущаться – прочитайте ссылку. Скорей всего вы обнаружите там все аргументы, что придут вам на ум, потому что этот спор повторялся уже миллион раз. В любом случае, сначала прочтите раздел Уважая Науку.

В космосе звука нет

Мне плевать, сколько вы видели фильмов с ревущими двигателями и громыхающими взрывами. Звук передаётся атмосферой. Нет атмосферы – нет звука. Никто не услышит ваш последний “бабах”.

Правильно этот момент отображался в крайне немногих сериалах, среди которых Babylon 5 и Firefly.

Единственное исключение – взрыв ядерной боеголовки в сотнях метров от корабля, в этом случае поток гамма-лучей заставит корпус издать звук при деформации.

Масса не вес

Есть разница между весом и массой. Масса всегда одинакова для объекта, а вот вес зависит от того, на какой планете объект. Кирпич массой в один килограмм будет весить 9.81 ньютонов (2.2 фунта) на Терре, 1.62 ньютона на Луне (0.36 фунтов), и ноль ньютонов (0 фунтов) на борту Международной Космической Станции.

А вот масса везде останется одним килограммом. (Крис Базон указал, что если объект движется на релятивистской скорости относительно вас, то вы обнаружите увеличение массы. Но это нельзя заметить на обычных относительных скоростях.

)Практические последствия этого сводятся к тому, что на борту МКС нельзя двигать что-то тяжёлое, постукивая по предмету одним мизинцем. (Ну, то есть, можно, где-то по миллиметру в неделю или около того.). Шаттл может висеть рядом со станцией, обладая нулевым весом… но сохраняя массу в 90 метрических тонн.

Если вы его толкнёте – эффект окажется крайне незначительным. (примерно как если бы вы толкнули его на посадочной полосе на мысе Кеннеди).И, если шаттл медленно движется к станции, а вы попались между ними, нулевой вес шаттла всё равно не спасёт вас от печальной участи превратиться в лепёшку.

Не стоит тормозить движущийся шаттл, упираясь в него руками. На это надо столько же энергии, сколько и на то, чтобы привести его в движение. В человеке столько энергии нет.Извините, но ваши орбитальные строители не смогут ворочать многотонные стальные балки так, словно это зубочистки.

Другой требующий внимания фактор – третий закон Ньютона. Толчок стальной балки вовлекает в себя действие и противодействие. Поскольку масса балки скорей всего больше, она едва сдвинется. А вот вы, как менее массивный объект, отправитесь в противоположном направлении с куда большим ускорением.

Это делает большую часть инструментов (например, молотки и отвёртки) бесполезными для условий свободного падения – приходиться идти на огромные ухищрения, чтобы создать похожие инструменты для условий нулевого тяготения.

Свободное падение не является нулевой силой тяжести

Технически, люди на борту космической станции не находятся в “нулевой гравитации”. Она там почти не отличается от гравитации на поверхности Земли (около 93% земной). Причина, по которой все “летают” – состояние “свободного падения”.

Если вы окажетесь в лифте когда оборвётся кабель, вы тоже переживёте состояние свободного падения и будете “летать”… пока не упадёте. (Да, Джонатан указал, что тут игнорируется сопротивление воздуха, но вы поняли основную идею.

)Дело в том, что станция находится на “орбите” – что является хитрым способом падать, постоянно промахиваясь мимо земли. Подробности смотрите тут.

Взрыва не будет

Оказавшись в вакууме без защитного костюма вы не лопнете как шарик. Доктор Джеффри Лэндис провёл достаточно подробный анализ этого вопроса.Вкратце: Вы останетесь в сознании на протяжении десяти секунд, не взорвётесь, всего проживёте около 90 секунд.

Им не нужна наша вода

Маркус Баур указал, что вторжение инопланетян на Терру ради нашей воды – всё равно что вторжение эскимосов в центральную америку ради кражи льда. Да, да, это про пресловутый сериал V.Маркус: Нет нужды прилетать на Землю за водой.

Это одна из самых распространённых субстанций “там, наверху”…

так что зачем гнать корабль за несколько световых лет ради того, что можно без труда раздобыть куда дешевле (и без этого назойливого человеческого сопротивления) в своей родной системе, чуть ли не “за углом”?

Отсюда

Источник: https://ibigdan.livejournal.com/9244541.html

Пишем про космос (монотрактат на тему литературного мастерства в области космической научной фантастики и космооперы)

Смотрю тут многие проводят какие-то мастерклассы. Думаю и я попробовать.

Итак, актуальная и востребованная тема про космос. Как про неё писать?

Как сказали небезызывестные братья Стргацкие — пиши или про то, что очень хорошо знаешь, или про то, чего не знает никто.

Вот этим и будем руководствоваться в своём написании интересной фантастики про космос.

Не смотря на научные открытия, достижения, множество теорий, можно считать в приближении с поправкой на то, что основной ЦА (целеелевой аудиторией) будет обыватель среднестатистический обыкновенный, не обременённый знаниями, эрудицией и областью профессиональной компетенции, можно считать, что про космос как раз таки не знает никто.

Не, ну спецы, фанатики научпопа и прочие очкарики, конечно, знают, но они не читают худлита, и особенно не читают его по своей собственной специальности, ибо мозоль на глазах от величайшего количества ляпов, которые эти самые спецы замечают невооружённым глазом даже будучи пьяными, и даже не смотря на то, что на этих самых глазах уже мозоль.

Так что давайте перейдёмте к нашей теме дальше. Что обыватель знает про космос? Да вот уже как говорилось — ничего. Вернее, он про космос знает исходя из своих обывательских представлений и своего обывательского опыта в условиях гравитационного и магнитного поля планеты Земля.

Читайте также:  Откуда появились современные названия созвездий? - все о космосе

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЯ О КОСМОСЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ДЖОРДЖА ЛУКАСА

То есть, обыватель знает, что все предметы падают вниз. И если посмотреть мультфильмы Джоржа Лукаса, такие компьютерные с убогой графикой, то там есть такие сценки: кораблики идут строем.

При том, хоть вокруг и как полагается для космоса — чернота со звёздами… Кстати да, обыватель про космос знает этот штамп — что космос — чернота со звёздами, так что будете про ето писать — штам этот не меняйте, а то вас обвинят в психологической недостоверности описания космоса… Но блин… Короче вернёмся к нашим корабликам.

Короче они все движутся на фоне черноты со звёздами, но все сосредоточены в одной плоскости, как будто они плывут по поверхности моря в безветренную погоду.

Не на парусах, естественно, потому что без ветра парус не работает… Но обыватель, он же ваш читатель, вряд ли о таком задумывается, если он припёрся читать про космос, а не про морскую тематику и проблематику. Ну в общем, для тех кто задумывется — пусть будут корабли на винтовой тяге. В общем, движутся они себе так медленно, как утюги по гладящемуся белью, строями и рядами, рядами и колоннами.

И тут по одному кораблику попадает что? Правильно, космический бластерь.

И что мы дальше видим? Во-первых, мы видим такой аккуратненький взрывчик, как дымное облачко. Такой взрывчик возможен только в условиях воздушной атмосферы вокруг кораблика, именно воздух тормозит выбросившиеся в ходе взрыва частицы, заставляя их своарчиваться в такие вот клубы, как клубы дыма. Во-вторых, загорелся огонь на корабле.

Но это объясняют фанаты Лукаса тем, что в салоне корабля был воздух, вот он и поставляет кислород для химической реакции горения бронированной обшивки космического горабля и других его негорючих частей, и частей, обработанных противопожарными средствами. А в-треьтих, кораблик начал медленно так тонуть вниз.

Где в космосе низ, спросите вы? Ну если бы была рядом планета, а корабли бы шли по её орбите — то всё просто, низ там, где планета, и направление низа всегда направлено к центру этой планеты. А если планеты нету, то направление низа отсчитывается как противоположное от того направления, куда сориентированы кабины космических пораблей.

А вообще у космических кораблей же тоже есть низ и верх внутри корабля, вот где у корабля низ, там и у нас ориентировочный низ.

В общем, попадает бластер в корабль откуда-нибудь сбоку, а корабль накренивается так, как будто в нём пробиась дырка, образовалась течь и набирается в трюм вода, а потом с медленной скоростью затанывания судна в условиях океяна, он начинает вниз куда-то там медленно так уплывать, как будто его в морском бою подбили.

Вот такой вот простой пример обывательского представления о космосе, который наглядно нассматривать на примере творчества известного американского кинорежиссёра Джорджа Лукаса.

В общем, говоря о Джордже Лукасе, у него невозможно не учиться тому, как надо правильно писать про космос.

Лукас сам прекрасно знал, что в космосе не распростряняются звуки, но сам использовал в космосе всевозможные гудения и грохоты.

Половине его, Лукаса, Целевой Аудитории (ЦА), это той половине, которая большая половина, вообще по барабану есть ли в космосе звуки, главное, чтобы в кине спецэффекты были покруче.

Второй половине аудитории, которая уже поменьше, не всё равно, но они стараются подвести под эту погоню Лукаса за зрелищностью и слышищьностью, научный обоснуй, дескать, при взрывах и выстрелах в космос выбрасываются частицы газа, и это именно в них и распространяются звуки.

Ну прямо точно так же, как ударная волна в земной атмосфере, словно эти выбросившиеся из салона корабля или малюсенькой бомбочки газы способны на большом радиусе (это несколько километров и более, область, в которой рассредоточены космические корабли и воображаемая кинокамера) создать такую же газовую среду, идентичную по своей плотности и акустическим характеристикам земной атмосфере. Есть ещё и третья половина ЦА Джорджа Лукаса, совсем маленькая — те, которые понимают, что звуки в космосе не распространяются, что обоснуй тут никак не подвести, потому что если, положим, что-то взорвалось и ударило по обшивке корабля, на котором летят герои, или на котором находится воображаемая кинокамера, то звук должен быть другой. Эта третья половина всё это понимает, но прощает ляпы, потому что фильм классный. А существует так же и четвёртая полвина ЦА, которая как раз плюётся, ругается, плачет, колется, но жуёт кактус. И с упоением выискивает эти ляпы, и вообще ловит кайф от вылавливания ляпов. Тем не менее, это тоже ЦА, которой до Лукаса не пофигу, то есть Лукас своего добился — внимания, призвания, славы и почёта. Значит, все его методики художественного отображения космоса работают и выполняют свою цель — цель привлечения зрительского внимания.

Но важно тут то, что Лукас — один из очень и очень знаковых («один из» — не путать с «единственный») основоположников обывательского представления о космосе.

И его успех состоит в том, что он своё художественное представление в космосе очень удачно вписал в обывательское представление о звуках, а так же о понятиях низа и верха, о понятиях взрывов и возгораний, и о кораблях.

Касаемо представления обывателей о кораблях — если присмотреться, то, как бластер попадает в корабль, и как на нём потом что-то взрывается и горит — это ж прямая копипаста с морского боя, особенно если считать, что корабли по-старинке сделаны из дерева, то там очень даже есть чему гореть!

ЧТО ЕЩЁ ОБЫВАТЕЛЬ ЗНАЕТ О КОСМОСЕ. ЦИФРЫ, МАСШТАБЫ И РАССТОЯНИЯ.

Обыватель неминуемо и неизбежно переносит свои представления о житейской действительности и в те области, которые подчиняются совершенно другим законам.

Так, представление о современной экономике и транспортной коммуникации Земного Шара обыватель легко переносит, страшно сказать, аж на всю мета-вселенную! То есть, смотаться до другой галактики для обывателя — это что-то совершенно аналогичное чем сгонять в другой город. Это потому, что многие обыватели на самолётах летают редко, но часто ездят на маршрутках.

Так и появляется понятие меж(угу, угу, вы не ослышались — МЕЖ!!!)галактической торговли, и плевать, что галактика имеет диаметр порядка стольника тысяч световых лет, а до ближайшей галактики (Магелланово Облако) 163 тысячи световых лет! Не, ну туда можно гонять и продавать там какую-нибудь марихуану, потому что у местных там своя марихуана не растёт, это связано… Да-да… С климатическими условиями, они в другой галактике сильно другие, чем в отдельно взятой климатической зоне планеты Земля. А ещё там другие полезные ископаемые, ну и вообще всякий хайтек куда выгоднее толкать дикарям именно из другой галактики, и желательно, чтобы она была вообще где-нибудь за горизонтом видимой области Вселенной, не, нуачо? Туда сгонять — это ж как на маршрутке прокатиться — будет стоить червонец или полтиник… Хотя сейчас запуски спутников и космических кораблей обходятся в миллиарды долларов, но это сейчас, а там же будущее наступит, и галактическое топливо, позволяющее преодолевать такие огромные расстояния в приемлемые сроки, будет стоить сущие копейки. Как и технологии, позволяющие совершать такие перемещения. Всё будет рентабельно и цель будет стоить затрачиваемых на неё средствов.

Опять же представление о космических кораблях у обывателя — именно как у кораблях. Обыватель ассоциирует их именно с кораблями, а не с самолётами, хотя с самолётами космические корабли имеют больше общего.

И да, возможно где-то там в галактике, находящейся за пределами горизонта Вселенной, нет каких-то полезных ископаемых, которые есть у нас, а нашинская марихуана очень подходит для живущих там инопланетян… В общем, реально там инопланетяне живут, а не такие же люди, то большой вопрос, но обо всём по порядку.

Сначала от расстояний перейдём к цифрам, говоря уж о ценах и рентабельности космических путешествий. Часто в космооперах можно встретить заяву, типа «колонизированы все звёзды в этой галактике». Это при том, что их порядка 200 миллиардов! Или обыватель уверен, что раз на Земном Шаре проживает шесть миллиардов людей, то несколько миллиардов планет — это тоже не так уж много.

Как и несколько миллиардов галактик.

И все они заселены и освоены (даже те, которые состоят из голого камня и голого железа, а на всех космических булыжниках открыты космические ларьки и казино), и более того — большая часть планет принадлежит одному (!) космическому феодалу, который успевает во всех этих своих владениях ещё рулить и разбираться, наводить порядки и отслеживать обстановку.

Разумеется, если одна галактика (все 200 миллиардов планет) — это уже фактически одно целое космическое государство, или одна волость, то торговать остаётся только с соседней галактикой, иначе экономика внутрегалактического натурального хозяйства без внешних связей и загнётся-то… Поэтому как тут без межгалактической торговли?

И да. Говоря о цифрах, следует так же заметить, что обыватель уверен, что квадрантов может быть больше четырёх (вероятно, счтёт идёт наматывающимся по спирали кругам), а октантов — больше восьми. Ну как и согласно примеру выше, где мы рассматривали четыре половины, при том, все они были не равного между собой размера.

НАСЕЛЕНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР, ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ

Обыватель точно знает, что вся галактика уже заселена. Это могут быть в отдельных случаях инопланетяне с европейскими чертами лица, но с несколько изменённой формой черепа (например остроконечная выступающая вверх макушка), или с интересной растительностью в виде щупалец вместо усов и волос.

Что у этих инопланетян растёт под мышками и в интимных зонах — лучше не пытаться себе представить, и да, возможно, оно с присосками, чтобы во время полового акта лучше удерживать партнёра.

Именно поэтому землянам интересно вступать в половые связи с подобными существами, и да, они генетически-совместимы.

Большую часть населения галактики всё равно представляю люди, которые либо всегда и везде были, либо экспансия по двумстам миллиардам солнечных систем прошла легко и быстро, а вообще, чего вы хотите, это же будущее, может быть, как раз и прошло достаточное количество лет, чтобы люди успели везде расселиться.

А вообще, говоря по секрету, авторам-основоположникам этого жанра тяжело реалистично описывать всяких вымышленных существ, поэтому с людьми, включая тех, у которых вместо волос щупальца с присосками, они просто выходят из положения, режиссёрская находка это.

Но обывателю не обязательно об этом знать, обыватель всё равно настроен читать про антропоморфных существ, потому что их проще понять и прочувствовать.

На худой конец сойдут и звероморфы, как в диснеевских мультиках про Скруджа МакДака, главное, чтобы обыватель сразу смог это ассоциировать с чем-то для себя знакомым.

И да, если используются зверомофные инопланетяне — то помните, что каждому животному основоположники художественной литературы обычно сопоставляли свой человеческий характер — козёл — сволочь, осёл — тупица, котик — милашка, лисичка — хитрюшка, собака — слепая преданность до фанатизма и т. п., а инсектоидные формы — большей частью совершенно однозначные злодеи и враги общества.

Но на планетах помимо разумных форм, должна быть ещё флора и фауна.

Животные и растения на других планетах отличаются от наших, но биологически делятся на те же царства (животные, растения, грибы, бактерии, вирусы), и на те же типы (позвоночные, насекомые), типы делятся на аналогичные классы (амфибии, рептилии, млекопитающие, птицы), хоть птицы на этой планете могут иметь четыре крыла, четыре ноги и два клюва, растущие вместо ушей, а вместо клюва — одно ухо, отличаться умом и сообразительностью, но всё равно это будет именно птица, биологически родственная птицам с Земли. Потому что Земля — это у нас точка отсчёта и мерило всех вещей с точки зрения рядового обывателя.

Но вернёмся к разумным существам. Такого понятия как языковой барьер быть не должно. Иначе Вас неправильно поймут. Обыватель привык, что на Земле либо существуют какие-то знания по тому, как с одного языка переводить на другой, либо есть переводчики — простые или электронные.

Аналогично в космосе все существующие языки или давно уже изучены, или есть какой=то прибор, который без проблем переводит с любого на любой, потому что умеет мгноверно, благодаря какой-то там нехитрой математике по паре слов просчитывать весь язык, а или может читать напрямую мысли и переводить их на язык того, кто держит в руках этот прибор.

Читайте также:  Космонавт пацаев виктор иванович - все о космосе

Уж мыслят-то все одинаково, от высших позвоночных до мыслящих мхов, даже если у них по-разному устроены нейронные сети и по-разному кодируются нервные импульсы.

МЕЖПЛАНЕТНО-МЕЖГАЛАКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Что для себя должен помнить каждый автор:

1. Расстояния не помеха для связи, даже если это радиосвязь;

2. Мощность радиосигнала на источнике радосигнала примерно такая же, как и на любом из его приёмнике, хоть и волна имеет сферический фронт распространения, и должна бы затухать пропорционально квадрату расстояния от источника.

То есть со связью на любом конце галактики проблем быть не должно.

Если только не помехи. При том, природа помех в космической связи загадочна и необъяснима. Они возникают внезапно, когда того требует сюжет. Так же на тех планетах, на которых это надо по сюжету, связи нет. На других — есть. А ещё про то, что существуют средства связи, герои могут просто забыть, если того надо по сюжету.

КОСМИЧЕСКИЙ КРИМИНАЛ

Тут всё как на земле. Пираты (куда без них…), контрабандисты, космические гопники, охотники за головами. Романтика, короче.

РЕЗЮМЕ

Короче говоря, если пишете про космос, имейте в виду, что для обывателя он должен выглядеть чем-то знакомым, как знаком ему его микрорайон. А ещё, не забывайте, что обыватель смотрит ящик и знаком с такими фильмами как «Звёздные Войны» и «Пятый Элемент», и свои представления о действительности он черпает именно оттуда.

Источник: https://writercenter.ru/profile/noblepearl/blog/pishem-pro-kosmos-monotraktat-na-temu-literaturnogo-masterstva-v-oblasti-kosmicheskoy-nauchnoy-fantastiki-i-kosmoopery.html

Искусственное Солнце

Опубликовано 16.08.2013 09:36

Вам приходилось когда-нибудь играть с зеркалом, пуская «солнечных зайчиков»? Помните, как это делается? Берём зеркало и отражаем солнечный свет в какой-нибудь тёмный угол комнаты.

Занятие довольно интересное, особенно если у вас есть кот или собака, пытающиеся этот зайчик поймать и съесть. Когда из детей вырастают учёные, они иногда помнят детские игры.

Возможно, благодаря этому в мире и появилась идея создания космического зеркала – космического корабля, освещающего ночную сторону Земли из космоса.

Как работает космическое зеркало
Мы уже писали о Солнечном парусе – удивительной идее использования давления света для полётов в космосе. Космическое зеркало и солнечный парус – это две стороны одной медали.

Солнечный парус должен быть очень хорошим отражателем света, чтобы сильнее «отталкиваться» от фотонов.

«Подвесьте» огромный солнечный парус в космосе над тёмной стороной планеты и направьте отражённый солнечный свет на Землю – вот и готово космическое освещение.

Первое космическое зеркало – эксперимент «Знамя»

Первый космический парус – он же первое космическое зеркало – был запущен в 1994 году российскими учёными. Тогда к стыковочному аппарату грузовика «Прогресс» прикрепили барабан, на который были намотаны 8 лепестков солнечного паруса.

Когда «Прогресс» отлетел от «Мира» на безопасное расстояние, барабан начал вращаться, и лепестки паруса раскрылись, влекомые центробежными силами. Десятью годами позже японские учёные успешно применили наш опыт для раскрытия космического паруса на аппарате IKAROS.

Несмотря на то, что двадцатиметровые лепестки зеркала-паруса стремились свернуться в трубочки, такая конструкция всё-таки передала на ночную сторону Земли примерно столько же света, сколько даёт полная луна в небе.

«Солнечный зайчик» не осветил целиком всю тёмную сторону Земли, а создал пятно диаметром примерно в 5 километров. Пятно путешествовало по Земле со скоростью около 5 км/с и скользнуло по городам Западной Европы.

Пунктуальные немецкие метеорологи даже успели измерить освещённость, создаваемую зеркалом на Земле, – это примерно одна лунета (полная луна). На следующий день развёрнутое зеркало наблюдали днём над территорией Канады. Телевидение по всему миру обсуждало сообщения о появлении в небе ярко светящегося объекта.

Неудача

За первым успехом последовала неудача. В следующем эксперименте «Знамя 2.5» хотели запустить уже 70ти метровое зеркало. Также кострукция зеркала была изменена, чтобы обеспечить большую устойчивость лепестков. Носителем зеркала опять выступал «Прогресс».

К сожалению, когда зеркало, раскрываясь, начало раскручиваться, внезапно развернулась антенна радиосвязи. Тонкая плёнка зеркала зацепилась за неё, стала сминаться и образовала целый ком металлизированного аллюминия вместо 70ти метрового зеркала.

К тому моменту расстояние от станции до грузовика было около 3х километров, поэтому выйти в открытый космос и отцепить зеркало не было никакой возможности.

По состоянию на 2012й год готовился к проведению эксперимент «Знамя-3».

Его цель – отработать технологию использования космических зеркал для освещения Земли.

Будущее

Идея использования космических зеркал особенно актуальна в России – стране с большим количеством северных городов. Вспомните, как вы радуетесь тёмными зимними днями выглянувшему ненадолго солнышку. А ведь за полярным кругом люди не видят солнца по полгода. Изначально «Знамя» и задумывалось как отработка технических решений для проекта «Третье Светило» – орбитальной группировки спутников, освещающих 5-6 крупных северных городов в полярные зимы. Предполагается, что 10-12 спутников будут в «дневное» время пролетать по очереди над некоторыми городами, освещая их отражённым от солнца светом. Теоретически зеркала диаметром 200 метров хватит для создания освещённости в сотню лун – освещённости заката.

Другим применением «искусственного солнца» было бы освещение районов стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы) в ночное время.

Дело в том, что спасательные работы даже при наличии желающих работать ночью приоставливают с наступлением темноты: слишком опасно разбирать завалы или обследовать затопленные районы в свете карманных фонариков.

Провести же электричество в городе, разрушенном землетрясением – задача не из лёгких.

Заключение

Когда читаешь материалы о проектах космического искуственного освящения, диву даёшься с какой будничной простотой наши учёные выдвигают идеи мирового значения, переворачивающие наше представление о технике и технологиях.Случилось землетрясение или наводнение, нечем освещать спасателей? Запустим на орбиту космическое зеркало, посветим из космоса.

Полярная зима в Мурманске, люди по полгода ходят грустные, не видя солнца? Подумаешь… Запустим несколько зеркал, которые будут днём освещать северные города солнечным светом. Нет ничего невозможного. Вот с такой верой в прогресс, во всемогущество человеческого разума, с такой смелостью мысли и делаются революционные открытия на передовом рубеже науки и техники.

Мечтайте! И однажды у нас всё получится.

Дорогие друзья! Если вам понравился этот рассказ, и вы хотите быть в курсе новых публикаций о космонавтике и астрономии для детей, то подписывайтесь на новости наших сообществ

в контакте,

Фейсбуке,

или живом журнале.

Специально для вас в этих группах мы будем выкладывать последние записи в нашем блоге.

Источник: http://www.spacegiraffe.ru/astronomiya/80-artsun

Спутники будущего: взгляд генконструктора

Полный конспект беседы с Виктором Хартовым в рамках встречи «Космос без формул» в Московском музее космонавтики.

Моя фамилия – Хартов, Виктор Владимирович. Я генеральный конструктор Роскосмоса по автоматическим космическим комплексам и системам. Но это не значит, что я являюсь конструктором всех автоматических космических аппаратов. На самом деле моя функция, как говорится в официальных документах, — проведение единой научной и технической политики.

Факт в том, что у меня есть некоторые знания. Я всю жизнь отдал – поседел даже — автоматическому космосу. У меня есть некоторые мысли, я ими с вами поделюсь, а потом мне бы было интересно ваше мнение.

Моя тема: автоматический космос. Он многогранен, и в нем условно я бы выделил 3 части.

1-я – прикладной, промышленный космос. Это то, к чему человечество уже привыкло, чем пользуется непринужденно и, если это исчезнет, мы ощутим некий вакуум. Это связь, дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ).

Еще можно вспомнить метеорологию.

Хотя, к сожалению, сколько бы спутников ни летало, прогноз пока не всегда точный, потому что модель Земли, как климатического явления, превышает пока предсказательные возможности человека, но это другой вопрос.

Вот ГЛОНАСС, GPS — это тоже интересный проект. Это искусственное навигационное поле планеты. У нее было магнитное поле — нужен был компас, чтобы пользоваться им. А человечество создало новое поле, гораздо более точное. Тот, кто создает его не получает никакой выгоды, как и Земля не получает выгоды с магнитного поля.

Все, кто его используют, получают выгоду: кто сделал микросхему, кто сделал телефон, кто научился прокладывать маршруты. А вот спутником может пользоваться любой бесплатно. Поэтому несколько государств, тратя бюджет, взялись поддерживать навигационное поле мира. И одна из них – это Россия.

В любом смартфоне есть GPS, ГЛОНАСС, во всем мире признано это поле, если навигатор видит больше шести спутников за раз, значит он видит две системы.

Изображение Земли в разных спектрах с разными разрешениями, позволяет применять его в каких-либо целях: в военных или гражданских. К примеру, проверяют, в какой степени речка затопила какой-нибудь удаленный район и прочее.

ДЗЗ в существенной степени помогает во многих видах деятельности человека. Эта область, если не считать военное применение, очень коммерческая. Спутник заказывается для того чтобы получать прибыль, и отбить кредиты, которые взяты для того, чтобы получить прибыль, и так далее. В этой области действуют все нормальные законы рынка.

Спутники надо делать быстрее, дешевле и качественнее, для того чтобы заказчик на конкурсной основе выбрал именно тебя в качестве того, кто делает спутники.

Здесь очень много проблем: чтобы выиграть на этом рынке, надо применять цифровые методы проектирования, системы качества в процессе производства, причем на всех уровнях, ведь спутник – это системы, приборы, модули, микросхемы. И на всех этих уровнях необходимо достигать нужного качества, чтобы спутник работал долго.

Иначе заказчик не успеет вернуть деньги банкам. Но эта тема очень емкая, о ней можно говорить долго. Мы не будем дальше ее двигать, все эти проблемы унификации, стандартизации и прочее.

2-я часть – научный космос. Самое острие познания человечеством Вселенной. Понимать, как она образовалась 14 млрд лет тому назад, законы ее развития, к чему приведет постоянное развитие Вселенной.

Почему на одной из наших соседних планет кислотный ад, 500 градусов и давление 90 атмосфер, а другая соседка имеет очень разреженную среду, углекислый газ, среднюю температуру около нуля, песчаные бури до 20 км высотой. И вот между вот этими двумя адами находится зеленая планета, которую мы еще не успели достаточно испортить.

Но как шли процессы? Это непонятно до сих пор. Почему у той же Венеры имеется включение, которое поглощает ультрафиолет? Картина не ясна, но знать это надо. Потому что жить здесь и не знать, как живут соседи и что у них случилось, что надо сделать, чтобы тоже не попасть в такую ситуацию – это близоруко.

Поэтому надо изучать соседей, я уж не говорю про само Солнце. Ситуация драматическая. Если Солнце на 5% изменит свои излучательные функции, то катастрофа будет полная. А все эти вспышки, все нарушения циклов, которые у нее были. 11-летниние циклы активности… А сейчас они деформированы.

Все эти потоки веществ, которые с огромной скоростью летят к Земле, влияют на ее верхние слои, и влияют на всех нас. И изучать как само Солнце, так и солнечно-земные связи — крайне важно с точки зрения выживания человечества. Это надо знать, чтобы учитывать и снижать последствия аномалий.

Ученые пришли достаточно давно к выводу, что барионная материя, которая вокруг нас — Земля, Солнце, ближайшие звезды, галактики — все это только 4-5% от общей массы Вселенной. Есть темная энергия, темная материя.

Они названы темной не из-за враждебности, а потому что никто не знает, что это такое.

Но факт тот, что если мы с вами цари природы — мы знаем все, а выясняется, что все наши любимые законы Ньютона, Паркинсона, Кирхгофа действуют только на 4% Вселенной, то каковы наши познания? Мы знаем только то, что ничего не знаем.

Чтобы продвинуться вперед, чтобы понять, что это такое — есть 10 признаков, которые получены по астрофизическому опыту, на больших дистанциях. Это как воздух есть, но мы его с вами не видим, а когда он толстым слоем — то мы видим голубое небо. То есть появляется спектр.

Точно так же вот эти загадочные субстанции — на больших дистанциях есть их признаки, а на малых нет. Но кто говорит, что они там есть, а здесь их нет? Они, видимо, и здесь есть. Когда мне все это доходчиво объяснили академики, то я перестал быть вульгарным материалистом.

Читайте также:  Метеорный поток леониды - все о космосе

Я раньше все просто применял: в учебник 10 класса не вписывается, значит этого нет. Но так как мы не знаем 95% того, что происходит во Вселенной… Был, например, XVI-XVII век – когда была механика, пар.

Паровозы пыхтят, линейки есть, астролябии, цивилизация, человек-царь, но он не знал природы электричества. Еще не взялись за все эти опыты, Гальвани еще не мучал лягушек. Еще не было электрической теории.

Покажи тогда, что у меня есть коробочка-телефончик, по которому я с другой частью света разговариваю, — это не вписывается в теорию пара и механики. Ну значит колдун. Сжечь!

И точно так же мы сейчас находимся в такой ситуации, что многие явления не входят в нашу голову, так как мы не знаем физической сущности темной материи и энергии. Поэтому сейчас идет прорыв, или по крайней мере к нему “копают туннель” в двух точках.

Адронный коллайдер, где первичную природу материи пытаются понять на уровне элементарных частиц. С другой стороны копается в ту же сторону туннель – астрофизика, пытается понять эти явления за счет изучения звезд, галактик.

Вторая роль космоса очень важна с точки зрения достижения человеком следующего уровня познания. В этом и кроется надежда человечества.

Вообще наши возможности чрезвычайно малы. Вот мобилизуем все силы, долетим до Марса, а это всего лишь 12 световых минут. С 1977 года летит Voyager — американский аппарат, посланец человечества, скоро будет как 40 лет.

Он далеко улетел рекордно — 18 световых часов, а ближайшая звездная система Альфа Центавра расположена на расстоянии 4,3 световых года. А дальше начинаются гигапарсеки, мегапарсеки, а парсек – это 3 световых года. Ну и где мы находимся со своими керосинками, с которыми летаем? Нигде. Ниже плинтуса.

Поэтому здесь надежду дает только одно – найти следующий слой физики, новые законы, позволяющие преодолеть все это.

Мое мнение, что сейчас надсажать возможности и ресурсы человечества на тот же полет на Марс, травить нашу планету тучей пусков, сжигая озоновый слой – это не самое правильное действие. Я как-то приводил пример.

Если бы во время Кортеса, который хотел подчинить Америку в XVI веке, ставилась бы задача «А давайте наладим связь с Метрополией»? Можно было бы решить, когда не было электричества? Да. Поставил через каждые 10 км корабли, а семафоры с одного берега передавали бы связь.

Решаемая задача, но ресурсов бы потребовало… А через тройку веков через Атлантику протянули кабель. Появилось электричество. И без лишних трат передавались сообщения.

И поэтому мне кажется, что мы торопимся, пытаясь своими паровозными силами решить задачу, над которой работать надо не суетясь, с полным пониманием природы Вселенной.

Сколько это будет длиться? Неизвестно, но надо нарабатывать данные. И здесь роль космоса весьма велика. Тот же Hubble, работающий массу лет, приносит пользу, скоро будет смена James Webb. Этот проект начинался с 2 млрд $ с запуском в 2007.

Сейчас полетит в 2018, дата может съехать, но уже 8,5 млрд $ — то есть это непросто делать. Вот чем научный космос отличается кардинально — это тем, что уже умеет человек, второй раз делать не надо. Нужно делать новое и следующее.

Если в коммерческом космосе важно тиражировать, унифицировать, серию, то здесь наоборот. Каждый раз новая целина – новые шишки, новые проблемы. Редко научные проекты делаются в тот срок, который планировали. И в те деньги. Мир к подобному относится достаточно спокойно, кроме нас.

У нас есть закон 44-ФЗ: если не сдал вовремя проект — то сразу штрафы, разоряющие фирму. И эти законы действуют как для серийных спутников, так и для научных. Проблем более чем достаточно.

https://www.youtube.com/watch?v=LE9uUPZ4VIE

Но у нас уже летает «Радиоастрон», которому в июле будет 6 лет. Уникальный спутник. У него 10-метровая антенна высокой точности. Главная его особенность в том, что он работает вместе с наземными радиотелескопами, причем в режиме интерферометра, и очень синхронно.

И вот за счет этого получается виртуальный телескоп размером от «Радиострона» до наземного телескопа. Он летает на очень высокой орбите – долетает примерно до Луны – в результате человечество получило прибор с размером 300 000 км. Достигнуто рекордное разрешение, занесен в книгу Гинесса.

Важно то, что он, например, видит внутреннюю структуру некоторых объектов в радиодиапазоне, которые находятся в 5 млрд световых лет. То есть он видит не только внутреннюю структуру невероятно далекого объекта, но он видит его таким, каким он был 5 млрд лет назад.

Программа международная и там участвуют телескопы всего мира, но телескоп сделало НПО Лавочкина с ФИАНом. Срок работы расчетный был всего 3 года из-за водородного стандарта частоты и хитрой орбиты. Но скоро будет 6 лет, как он выполняет свою функцию.

Ученые просто плачут от счастья, особенно академик Николай Семенович Кардашев, который в 1965 году издал статью, где он обосновал возможность этого опыта. Над ним смеялись, а сейчас он счастливый человек, который задумал это и видит результаты.

Хотелось бы чтобы наша космонавтика почаще счастливила ученых и запускала побольше таких передовых проектов. Кстати, у нас было несколько месяцев назад подобное, и приходил представитель из ИКИ по «Спектру-РГ».

«Спектр-РГ» находится в цехе, работа идет. Он полетит на полтора миллиона километров от Земли в точку L2, мы там впервые будем работать в этой точке, ждем с неким трепетом. Он должен был быть запущен несколько лет назад. Громадный рентгеновский телескоп делают немцы, другой мы, плюс сам спутник – наш, хотя он уже не совсем спутник, а космический аппарат.

Так вот, научный комос мы прошли, о нем можно много говорить, конечно, но теперь о третьей части космоса. Валюнтаристически выделено мною – новый космос. То есть сначала о новых задачах в космосе для автоматов на околоземной орбите.

Если не говорить там о совсем надуманных применениях, например, есть такой проект прах захоранивать в космосе. Имея график, можно смотреть, как пролетает звездочка, где находится прах усопшего родственника. Или шлешь смс-ку со смартфона, и загорается звездочка над тобой по твоей команде. Это немного натянутое применение.

Но есть и новые направления, которых не было до сих пор. Я пройдусь по нескольким.

Например, обслуживание на орбите. В широком смысле это инспекция, модернизация, ремонты, заправка С точки зрения инженерии – классная задача, нужно научиться подлетать филигранно, прецизионно, поскольку у спутников часто торчат всякие антенны. И выполнять какие-то действия.

Пример пилотируемого обслуживания – когда ремонтировали Hubble, миссия потребовала 5 полетов по ремонту и модернизации. Там чего только ни меняли — и сам телескоп подстраивали, и гироскоп, и бортовые машины.

В самом начале он обошелся в 2,5 млрд $, после 3-х миссий его стоимость возросла более 7 млрд $.

Это задача очень интересная с точки зрения инженерии, и для военных интересно, но экономически очень дорогая, пока возможность обслуживания превышает стоимость обслуживаемого аппарата, поэтому такое целесообразно для уникальных миссий. Пока типовой спутник связи дешевле чем такой гипотетический аппарат обслуживания.

Когда беседую с некоторым коллегами западных фирм, спрашиваю: «А над чем вы сейчас работаете?» Одна фирма заявила, что у них спутники летают столько, сколько хочешь. Но возникает две проблемы. Первая – аппараты морально стареют.

Космос очень инертен, от начальной идеи до пуска проходит 10 лет, иногда 20. Получается, что спутник живой еще, а на Земле уже сменились стандарты, протоколы новые, диаграммы и так далее.

Вторая проблема – кончается рабочее тело, двигатели, которые держат в точке и поддерживают ориентацию.

Они работают над тем, чтобы были полностью цифровые полезные нагрузки, позволяющие высокочастотному сигналу зайти в первый корпус, микросхему и там превращаются в цифру и далее вся структура идет полностью цифровая, то есть программируемая.

После этого путем программирования можно менять модуляцию, протоколы, назначение. Вместо спутника связи аппарат может стать спутником-ретранслятором. Эта тема очень интересная, я уж про военное применение не говорю.

А также она снижает производственные затраты, так как одно и то же серийное оборудование, по разному программируемое, решает разные задачи. Это первый тренд.

Второй тренд – это заправка, обслуживание. Сейчас уже ставятся опыты. Причем есть проекты, которые позволяют обслуживать спутники, которые делались без учета этого фактора. А это сложнейшая задача: взрезать защиту, проволочку контровую найти, что-то залито эпоксидкой… Вот Hubble, например, делался с учетом обслуживания.

Кроме заправки будет отрабатываться еще и доставка дополнительной полезной нагрузки, достаточно автономной. Она не требует большой доработки спутника, просто устанавливаешь сверху некую коробочку, которая просто демонстрирует то, что это можно сделать.

А чтобы это было полноценно, нужно делать новый класс аппаратов модульной структуры. А это непросто. Сейчас все спутники делают с защитой от внешних факторов. Они делаются так, что все приборы прячут внутрь. Кругом защита. А здесь наоборот, нужно вывернуть, приборы должны быть снаружи для возможности замены.

В эту сторону идет прогресс, хотя я сомневаюсь в экономической выгоде этого, но видимо со мной не согласны.

Следующий тренд – многоспутниковость. Например, если посмотреть на связь, то получается, что постоянно растут потоки. Все хотят пользоваться потоками с мобильных устройств.

Все хотят иметь минимальные задержки, сейчас сигнал летит 40 тысяч км туда – до спутника ГСО – потом обратно, задержки уже существенны и мешают, например, онлайн играм. Поэтому низкие спутники для этой цели лучше.

И сразу снижаются требования по мощности, снижаются объемы аппаратуры.

Хочется вспомнить Артура Кларка, который в свое время съехидничал о том, что, чем совершеннее становятся средства связи, тем более пошлым и серым становится содержание передаваемых данных. В этом есть глубокая философская мысль. Может вы смотрели фотографии, которые сделаны в конце XIX века.

Их хочется смотреть рассматривать, они привлекают. Сейчас, когда каждую секунду появляется фотографий столько, что их невозможно увидеть все, их все мы смотрим мельком. Поэтому Артур Кларк все-таки прав.

Добавляется М2М – этот интернет вещей, холодильник с кассой и тому подобное, системы виртуального присутствия, и многое другое. Потребность есть.

SpaceX подала в федеративную комиссию по связи США заявку на создание системы на 4000 космических аппаратов для мировой высокоскоростной сети. Причем она оценила свои работы в 5 лет и 10 млрд $. Учитывая специфику Илона Маска, которого вы все любите, трудно оценить, где здесь пиар, а где реалии.

Но есть другой пример: в 2018 году OneWeb начинает развертывать систему, состоящую сначала из 648 спутников. Здесь уже серьезнее. И здесь имеется частотный ресурс. Компания уже заключила договоры с фирмами, которые делают прототипы, вовсю строит завод. Заплатила России за несколько пусков «Союза» с «Фрегатом». То есть они всерьез вкладывают деньги.

Это не Панама, это на самом деле люди серьезно решили развернуть такую систему. Недавно расширили проект до 2000 спутников. Над землей будет летать сферой 2000 спутников на высоте 1200 км. Есть проблемы с взаимовлиянием других спутников, но процесс идет. Есть более мелкие проекты, типа Iridium – 70 аппаратов, есть российские проекты.

Много людей пытаются играть на этом поле. Плюс в том, что вся Земля доступна в любое время.

Примерная такая же картина наблюдается в области ДЗЗ — массам нужно в любой момент времени видеть любую точку планеты, в максимальном количестве спектров, с максимальными деталями. Эту задачу можно решить двумя путями. Вешаем на ГСО огромный спутник с большим телескопом.

Далеко же – 40 тысяч километров, огромный телескоп нужен чтобы снять с разрешением хотя бы метр, я проекты с разрешением 5-6 метров знаю. Зато можно наблюдать любую точку в любой момент времени, но только одну точку. Другой способ – нужно поместить на низкую орбиту чертову тучу мелких спутников.

И их надо сделать столько, чтобы в любой момент времени один из них видел любую точку Земли, это в идеале.

Источник: http://zelenyikot.com/satellite-future/

Ссылка на основную публикацию