Космонавт елисеев алексей станиславович – все о космосе

Космонавт Елисеев Алексей Станиславович

Космонавт Елисеев Алексей Станиславович

Космонавт: Елисеев Алексей Станиславович (13.07.1934 гг.)

  • 15-й космонавт СССР (36-й в мире), позывные «Байкал-2» и «Амур-2» (1969 г.), «Гранит-2» (1969 и 1971 гг.).
  • Длительность полета (1969 г.): 1 сутки 23 часов 45 минут 50 секунд
  • Длительность полета (1969 г.): 4 суток 22 часов 50 минут 49 секунд
  • Длительность полета (1971 г.): 1 сутки 23 часов 45 минут 54 секунды

Краткая биография

Жизнь Курайтиса Алексея Станиславовича берет начало 13 июля 1934-го года в Калужской области, в городе Жиздра. Когда Алексею был только год, его отца, Станислава Курайтиса, арестовали на 5 лет за антисоветизм. По этой причине матери пришлось вернуться к ее фамилии – Елисеева. В 1950-м году Алексей также сменил фамилию на Елисеев.

Прежде чем завершить среднее образование в Москве в 1951-м году, юноша проучился в двух других школах во время войны. В 1957-м году Алексею Станиславовичу был вручен диплом инженера-механика высшего технического училища.

Окончив обучение в аспирантуре столичного физико-технического института, устроился техником на ракетно-космическое предприятие ОКБ-1 (сегодня РКК «Энергия») в 1962-м году.

За время своей работы участвовал в разработке систем управления таких аппаратов как «Восток», «Восход» и «Союз».

Карьера космонавта

Пройдя специальную подготовку и сдав экзамены, Алексей Елисеев получил звание космонавта-испытателя зимой 1966-го года. Спустя полтора года был зачислен в один из отрядов космонавтов.

Примечательно, что в подготовку входили не только прыжки с парашютом, но также испытание в барокамере и водная симуляция полета на макете корабля в Черном море. Следующие тренировки были направлены на выполнение миссии по облету Луны.

В них входила научная экспедиция в Сомали для исследования неба в южном полушарии.

15 января 1969-го года космонавт Елисеев в роли бортинженера в составе экипажа «Союз-5» проделал стыковку двух космических аппаратов, первую в мире. Во время миссии команда выполнила переход из одного корабля в другой через космическое пространство, который продлился 37 минут.

Второй полет Алексей Станиславович совершил в том же году, с 13 по 18 октября, на борту корабля «Союз-8». Цель миссии – групповой полет трех космических аппаратов, два из которых («Союз-8» и «Союз-7») должны были провести стыковку. Миссия не увенчалась успехом по причине сбоя в системе сближения и стыковки. Полет продлился почти 5 суток.

За первые два космических полета космонавт Елисеев был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

23 апреля 1971-го года бортовой инженер Елисеев с двумя другими космонавтами совершил старт с Байконура. Перед экипажем стояла задача по стыковке летательного аппарата «Союз-10» и космической станции «Салют».

И хотя стыковка была выполнена, космонавтам не удалось перейти на станцию. Причиной послужил сбой стыковочного узла «Союз-10» из-за чего стык был разгерметизированный.

В результате указанных неполадок миссии была завершена досрочно и 25-го апреля «Союз-10» приземлился.

Дальнейшая жизнь

В 1973-м году Алексей стал доктором технических наук. По завершению карьеры космонавта, в декабре 1985-го года Алексей Станиславович устроился на работу в РКК «Энергия» на должность заместителя генерального конструктора. Спустя две недели стал ректором государственного технического университета в Москве.

После распада СССР, до 1995-го года бывший космонавт Елисеев Алексей выполнял обязанности руководителя различных проектов в российском отделении IBM. В январе 1997-го года Алексей Станиславович стал президентом компании ФЕСТО, которое представляет в России немецкого производителя систем автоматизации и разнообразного промышленного оборудования.

Сегодня А. Елисеев продолжает работу в ФЕСТО.

Бывший космонавт проживает в столице, в доме на ул. Большая Бронная, в котором когда-то жили два других выдающихся космонавта Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Помимо трех космических полетов, на счету Елисеева Алексея Станиславовича множество публикаций в научно-популярных журналах, книга «Жизнь — капля в море», 5 изобретений, а также разряд мастера спорта по фехтованию, которым космонавт начал заниматься еще будучи студентом.

Источник: http://SpaceGid.com/kosmonavt-eliseev-aleksey-stanislavovich.html

Елисеев Алексей Станиславович

История исследования космоса > Космонавты > Советские космонавты > Елисеев Алексей Станиславович

Елисеев Алексей Станиславович (1934- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №15;

Космонавт мира: №36;

Число полетов: 3;

Продолжительность: 8 суток 22 часа 22 минуты 33 секунды;

Число выходов в открытый космос: 1;

Космонавт Елисеев Алексей Станиславович родился 13.06.1934 в г. Жиздра, Калужской области.

До 1950 г. он был записан на фамилию отца (Курайтис) и только потом, сменил её на фамилию матери.

Первые два класса школы, он закончил в 1943 г., в Кокчетавской области, город Боровое. Последующие три класса обучался в Московской области, село Немчиновка, в железнодорожной школе № 4 и закончил в 1946 г.

Далее до 1951 г. обучался в Москве, в средней школе № 167. После чего, поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана и закончил его с дипломом инженера-механика в 1957 г. Последующая цель Елисеева, была аспирантура  МФТИ (физико-технического института в Москве), закончил её в 1962 г.

Кандидата технических наук, он получил после того, как защитил диссертацию в ЦКБЭМ – 15 декабря 1967 г. А после защиты диссертации – 16 февраля 1973 г., стал доктором технических наук.

Космос

В 1962 г. в инициативном порядке, Елисеев был на обследовании в ЦВНИАГ, но после 2 этапов обследования, из-за произошедшего конфликта с Королевым, из госпиталя был выписан и не получил заключение о готовности участвовать в спецтренировках.

В 1963 г., несмотря на случившееся, будущий космонавт, с 18 отобранными военными летчиками, выбранными от второго набора, прошел специальное обучение в отряде ВВС.

Пройдя медицинский осмотр в ИМБП, в  июле 1965 г., как член начального набора в группу ОКБ-1 (на сегодняшний день РКК «Энергия»), прошел все фазы отбора и был включен в число еще одиннадцати инженеров.

В 1966 г.

Елисеев был отправлен на вторичное обследование, после того, как вышел приказ  по ЦКБЭМ № 25 , про формирование группы для подготовки инженеров-испытателей, в летно-испытательном отделе №90.

Оно было успешно пройдено, и Алексей Станиславович, был зачислен в отряд космонавтов-испытателей ЦКБЭМ по приказу В.П.Мишина №43, предварительно пройдя еще одну мандатную комиссию 23.05.1966 г.

Первый полет

Источник: http://v-kosmose.com/kosmonavtyi/sovetskie-kosmonavtyi/eliseev-aleksey-stanislavovich/

Литовец трижды летал в космос! Удивительная судьба легендарного космонавта Алексея Елисеева, носившего фамилию Курайтис

Идея разыскать Алексея Елисеева – космонавта литовского происхождения – возникла на международной космической конференции SEMWO, проходившей в ноябре в Вильнюсе. Поиски контакта длились месяц.

Когда в середине декабря в телефонной трубке я услышала молодой голос, мне даже пришлось уточнить, действительно ли я разговариваю с 77-летним космонавтом.

Сразу заговорили о литовском происхождении А.Елисеева. Отец Алексея был литовцем, и звали его Станисловас Курайтис, но судьба уготовила ему судьбу «врага народа». Будущему космонавту не суждено было насладиться общением с отцом. Несколько лет спустя С.Курайтис был реабилитирован, создал новую семью.

Рассказывая о «космической» Литве, я упомянула Римантаса Станкявичюса, которого Алексей знал и назвал прекрасным летчиком испытателем. Во время подготовки первого совместного советско-американского полета в космос ему тоже доводилось общаться с астронавтом Кэролом Джозефом Бобко, недавно гостившим в Литве и обнаружившим здесь свои корни.

Письмо отца

Своего отца Алексей Елисеев почти не помнит. Его мать Валентина Елисеева развелась с мужем после того, как он стал «врагом народа», и поменяла фамилию сына на свою. В конце своей жизни С.

Курайтис написал сыну письмо, в котором коротко описал свой путь: «Детство, семилетняя школа, завод «Комсомолец», путевка на трудовой факультет, институт, аспирантура. Потом – 22 года, вычеркнутые из жизни, и снова работа в институте, только на этот раз не в учебном, а в исследовательском.

Сначала я защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. В лаборатории, которой я руковожу, была открыта новая промышленная отрасль».

Для А.Елисеева вопрос об отце – самый болезненный: «У меня отца забрали, как только я родился. Он учился в аспирантуре, и они с моей матерью жили в общежитии для аспирантов. Неожиданно в комнату вошли двое в штатском и забрали моего отца с собой.

Отец был оптимистом, он был уверен, что это недоразумение и через пару часов он вернется домой. Но не вернулся. Неожиданно он стал «врагом народа», а мама – женой врага народа. Больше своего отца я не видел. Мы только мельком встретились у станции метро, когда я был подростком.

Общих семейных фотографий у меня нет».

Свою жизнь считает интересной

Космонавт литовского происхождения всю жизнь старался быть рядом с пытливыми, талантливыми людьми. И это ему удавалось. В 1998 году он написал мемуары на русском языке «Жизнь – капля в море». В предисловии автор отмечает, что при любых обстоятельствах остается шанс сделать свою жизнь интересной.

Елисееву самому выпало счастье стать не только участником завоевания космического пространства, трижды подняться в космос, но и учить молодежь, стать свидетелем того, как страна перешла от партийной диктатуры к демократии. «Чем больше человек знает о жизни других людей, тем легче ему строить свою жизнь. Именно эта мысль подвигла меня начать писать. Я считаю свою жизнь интересной».

В настоящее время А.Елисеев живет в Москве, работает в немецкой компании «Фесто», сотрудничающей с российскими университетами, преподает Московском институте энергетики (техническом университете), но собирается прекратить свою деятельность, так как чувствует себя «оторванным от реальной инженерной деятельности».

Козни цензуры

В ранних печатных источниках говорилось, что Первая мировая война забросила дедушку и бабушку А.Елисеева (Курайтиса) Юзе и Адомаса Курайтисов в Рязанскую губернию. Там у них родился сын – отец будущего космонавта Станисловас.

После таинственного убийства конкурента И.Сталина С.Кирова в 1934 г. по всему Советскому Союзу прокатилась волна репрессий. Арестам подверглось и множество литовцев, «вызывавших особые подозрения» (связь с Литвой, зарубежьем).

Станисловаса Курайтиса сослали в лагерь.

В 1999 году в 194-м номере издания «Литовские вести» («Lietuvos žinios») Салямонас Вайнтраубас писал: «Фамилия отца космонавта Станисловаса Курайтиса в Литве еще долгое время оставалась табу. В 1971 году в Москве, в парке Сокольники, была организована всемирная выставка обувной и кожевенной промышленности.

У описания одного из открытий я заметил фамилию изобретателя С.Курайтиса. В репортаже об этой выставке для «Вечерних новостей» фамилии изобретателя уже не было. «Таков приказ», – объяснил мне редактор.

Читайте также:  Космологическая сингулярность - все о космосе

С подобной цензурой я еще раз столкнулся в Вильнюсе на проходившей здесь научной конференции кожевенной технологии СССР. Один из ведущих докладов читал проф. С.Курайтис. Главлит (цензурное учреждение) из информации вновь изъял эту фамилию.

Были опасения, что услышавшие фамилию литовского ученого из Москвы журналисты станут расспрашивать его, и тогда всплывет правда о его сыне – космонавте».

Алексей Елисеев согласился ответить на несколько вопросов журнала «Мир авиации».

– Алексей Станиславович, когда Вы поменяли свою фамилию на Елисеева?

– Фамилию я поменял еще в десятом классе. Я опасался, что фамилия политзаключенного может стать препятствием для моего поступления в институт. Об этом знали в школе, позже этот факт сотрудники персонала узнавали из анкет. Но меня об изменении фамилии никогда никто не спрашивал.

– Довелось ли Вам побывать в Литве?

– В Литву я по разным причинам приезжал несколько раз. Мне понравилась природа, культура людей – их порядочность, сдержанность, честность. Но друзей и знакомых в вашей стране у меня нет.

– Полеты в космос – это полеты в новый мир. Вы очень эмоционально реагировали на первый полет человека в космос. Теперь эти полеты стали привычным делом, но для каждого космонавта каждый новый полет – серьезное испытание. Каким этот неизведанный мир увидели Вы?

– Теперь многое уже стерлось из памяти. Без всякого сомнения, это были полеты в таинственный мир. Во-первых, чувство, что летишь, во-вторых, ты отрываешься от Земли. Совсем необычная жизнь на корабле и необычный вид за стеклом иллюминатора. Теперь об этом много рассказывают с бортов международных станций – не хочу повторяться.

– В чем главное различие между тем, что вы знаете сегодня, и тем, что происходило вокруг Вас, когда Вы готовились к полету и поднимались в космос?

– Действительно, Земля стала постоянным местом пребывания людей. Путешествия главных экспедиций на международную станцию по своей продолжительности значительно отличаются от тех, в которых участвовал я.

Мы улетали на несколько дней, и на такой недолгий срок несложно было отказаться от множества обыденных вещей, таких как спорт, душ, бритье, горячая пища. Это не для экспедиций продолжительностью несколько месяцев. Условия проживания нынешних космонавтов на корабле совсем иного уровня.

Во-первых, за здоровьем космонавтов наблюдают значительно более тщательно. Больше средств для оказания первой медицинской помощи. Создан целый комплекс средств для преодоления вредного воздействия невесомости на организм. На станцию поставляются различные продукты питания.

Космический корабль оснащен научной аппаратурой, большинство работ выполняются за пределами станции, в открытом космосе. Но эмоции и ощущения от полета, думаю, остались похожими на те, которые испытывали мы.

– Какие моменты запомнились Вам, когда потребовалось проявить особую отвагу?

– Волнующих ситуаций было немало: во время подготовки к полетам в космос – прыжки с парашютом, полеты на истребителях, полеты на большом самолете в состоянии невесомости – все это было волнующим.

Без всякого сомнения, волнение охватывало и во время полетов. Это неизбежно, когда поднимаешься на ракете, и корабли покидают орбиту. Яркое эмоциональное воспоминание – выход в открытый космос. Но всеми этими эмоциями можно управлять.

Я принимал любое решение и просто выполнял его. Эмоции оставались в стороне.

Много раз я руководил космическими полетами и отвечал за те решения управления полетом, которые принимались на Земле. В общей сложности я руководил 30-ю пилотируемыми космическими полетами.

Случалось, что жизни экипажа угрожала опасность. В таких случаях приходилось принимать ответственные решения – ошибка могла закончиться трагично.

Буду искренен: принимать решения, от которых зависит чья-то жизнь, значительно труднее, чем строить свою собственную жизнь.

– Можете ли сравнить Ваши миссии во время полетов в космос на «Союз-5», «Союз-8», «Союз-10»? Какие задачи ставили перед Вами, и удалось ли их выполнить?

– Для совместного полета кораблей «Союз-4» и «Союз-5» были поставлены две задачи: пилотируемые корабли должны были состыковаться на орбите, а космонавты – перейти с одного корабля на другой через космическое пространство.

В тот момент было ясно, что приближается эра орбитальных станций, с ними должны будут стыковаться транспортировочные корабли. Наш полет стал подготовительным.

Переход через открытый космос был выбран для того, чтобы проверить возможности спасения экипажей наших будущих кораблей в том случае, если внутренний переход по каким-либо причинам стал бы невозможным. Обе задачи были выполнены успешно.

Второй и третий полеты для меня сложились не столь успешно. Во втором полете участвовали три космических корабля: два из них должны были состыковаться, а третий приблизиться к экспериментальной станции, состоящей из двух состыкованных кораблей.

Увы, первые два корабля не состыковались, так как отказала радиосистема, через которую передавалась информация о расположении кораблей. Удалось лишь испытать методику управления тремя пилотируемыми кораблями, одновременно находящимися на орбите.

Третий наш полет должен был стать первым долгосрочным полетом на орбитальную станцию. К станции мы прибыли и состыковались с ней, но во время стыковки был поврежден соединительный механизм.

Такой же механизм использовался и на кораблях «Союз-4» и «Союз-5». На этих кораблях он работал безупречно. Но масса станции значительно превышала массу корабля – нагрузки были выше предусмотренных. Механизм не выдержал, пришлось вернуться.

Освоение космической техники – сложный процесс, не всегда все идет по плану.

– Ваш первый полет состоялся 15 января 1969 г. (1 сутки 23 часа 45 минут и 50 секунд). Вы впервые осуществили стыковку пилотируемых космических кораблей. В первый раз часто что-то случается не по плану. Как было на этот раз?

– Полет действительно был коротким, но очень продуктивным. Мы взлетели на корабле «Союз-5». «Союз-4» поднялся накануне. Отделившись от ракеты, с Земли мы получили данные нашей орбиты и данные, необходимые для совершения маневра. Этот маневр должен был стать началом сближения с «Союзом-4». Маневр длился два часа.

Потом мы отправились спать. Это был условный сон, так как, по правде, лечь было некуда. Мы просто пристегнулись ремнями и остались в своих креслах. На следующее утро мы получили с Земли данные для второго маневра сближения и взялись за работу.

«Союз-4» покинул поле действия оборудования связи нашего корабля, мы продолжали работать в автоматическом режиме. Мы управляли процессом. Когда до цели оставалось около 100 метров, командиры кораблей перешли на ручное управление. Прошла стыковка кораблей. Позже мы проверили ее герметичность.

Собирались выйти в открытый космос: надевали скафандры, проверяли их. Командиры дистанционным способом выпустили воздух из того отсека, который мы должны были покинуть, и из того, в который мы должны были зайти, открыли люки. Мы устанавливали наружные перила и один за другим переходили из одного корабля в другой.

Я рассказываю об этом в общих чертах. На самом деле процедура перехода состоит из сотен операций и продолжается несколько часов.

– Какая космическая весть осталась в Вашей памяти самой дорогой?

– Пожалуй, известие о полете Юрия Гагарина. Я участвовал в подготовке к этому полету. И, несмотря на то, что мы выполняли конкретные работы, в подсознании никак не укладывалось, что полет состоится. Задумка казалась слишком фантастической. Только когда все закончилось, все сомнения ушли, их место заняло понимание: «Свершилось!»

– О чем невозможно забыть, побывав в космосе?

– Невозможно забыть то, что ты принимал в этом участие. Невозможно забыть моменты взлета. Невозможно забыть то, как Солнце скрывается за Землей каждое утро и каждый вечер. Невозможно забыть северное сияние.

Невозможно забыть сияние плазмы за стеклом иллюминатора, когда аппарат входит в атмосферу, возвращаясь на Землю.

И невозможно забыть запах Земли, который наполняет тебя после того, как ты покидаешь спустившийся на землю космический корабль.

– Все-таки невесомость – интересная вещь. Как вестибулярный аппарат приспосабливается к ней? Одинаково ли ее ощущают космонавты?

– Вестибулярный аппарат – странная вещь. Во время медосмотра кандидатов в космонавты он терпит довольно серьезные нагрузки: люди качаются на качелях, раскручиваются, качаются и крутятся одновременно. Однажды я наблюдал за тем, как вестибулярный аппарат летчика проверялся в крутящемся кресле.

Оно крутилось то в одну, то в другую сторону. Летчик в это время должен был наклоняться и выпрямляться. Неожиданно врач прервал испытание. Я видел, как побледнело лицо летчика, он был весь в поту. После того, как его увели, врач объяснил мне: если бы мы не остановились, он мог погибнуть.

До этого момента я никогда не задумывался о том, что возможна такая реакция. В состоянии невесомости вестибулярный аппарат на ускорение реагирует гораздо сильнее, чем в привычных условиях. Первым это испытал Ю.Гагарин. По возвращении на Землю он сказал коллегам: «Готовьте прокладки».

Он говорил о гигиенических прокладках, которые часто используются в пассажирских самолетах. Тогда это его замечание многие пропустили мимо ушей. Вторым на сутки полетел Г.Титов – он тоже испытал все прелести реакции вестибулярного аппарата. Это осложнило ему полет.

Именно поэтому он отказался от дальнейшего участия в космических полетах. Были еще случаи. Вестибулярный аппарат постоянно дает о себе знать.

– Вы участвовали в космической программе «Буран». Вы высказались за полеты «Бурана» без экипажа в автоматическом режиме. Почему? Сегодня Ваше решение было бы таким же?

– Да, я придерживался того мнения, что первый полет «Бурана» должен был проходить без пилота. Управление кораблем было очень сложным, и я думал, что сначала необходимо создать и проверить автоматическую систему, позволяющую вернуть корабль из космоса и посадить его на землю. Только после этого можно было готовиться к полету с людьми на борту. Сегодня я бы, наверное, думал так же.

Читайте также:  Космонавт береговой георгий тимофеевич - все о космосе

– Расскажите о своих изобретениях.

– Мне повезло, что я оказался в космической промышленности. Почти все, что мы делали, делалось впервые.

Я создавал системы ручного управления для космических кораблей, мы исследовали возможности человека управлять кораблем в любых условиях: в скафандре и без него, при нагрузках и без них, в ситуациях, когда космонавт будет сидеть в кресле или в те моменты, когда ему придется его покинуть…

Придумывали разные индикаторы, ручки управления; создавали логику, по которой движение корабля должно зависеть от движения ручек управления. Некоторые изобретения запатентовали, у нас есть авторские свидетельства. Но процедура патентирования занимала много времени, поэтому заниматься этим желания не было.

– Полеты в космос больше не удивляют мир. Что дальше? Какие цели есть у человечества в космосе?

– Я согласен с вами. Из космоса мы получаем меньше информации, чем нам хотелось бы. На международных орбитальных станциях люди работают постоянно, по нескольку лет. Но мы мало знаем о том, что их труд дает науке. Мы больше слышим о том, какие научные цели стоят перед очередной экспедицией, отправляющейся на станцию.

Складывается впечатление, что научные организации не готовы воспользоваться теми возможностями, которые дают космические станции. Быть может, недостаточно финансирование космических исследований, а может быть, по другим причинам. Но это не значит, что нужно прекратить летать в космос, но полеты должны иметь конкретные цели.

Необходимо укреплять связи между научными организациями и создателями космической техники.

Поговорим о целях. Они традиционно разделяются на два направления: прикладные и фундаментальные.

Прикладные цели нацелены на исследование новых материалов и технологий, а фундаментальные – на исследование Вселенной.

Человечеству всегда было интересно узнать, в каком мире оно живет, какое место в нем отведено для людей. И так будет всегда. Люди никогда не узнают все, но путь познания безудержно манит.

Досье

Алексей Елисеев. 

Родился 13 июля 1934 г. в городе Жиздре Калужской области России. На свет он появился как Алексей Курайтис, но в 1950 году будущий космонавт был вынужден взять фамилию матери (Елисеев). Космонавт инструктор испытатель №15.

Количество полетов в космос – 3, их общая продолжительность – 8 суток 22 часа 22 минуты 33 секунды. Один выход в открытый космос продолжительностью в 37 минут.

Награжден двумя медалями Советского Союза «Золотая Звезда» (1969), четырьмя Орденами Ленина (1969 дважды, 1971, 1976), медалью «За доблестный труд» (1970). Является лауреатом Государственной премии СССР (1980).

Награжден медалью героя Германской Демократической Республики «Золотая Звезда», медалью героя Болгарской Народной Республики «Золотая Звезда» и орденом Георгия Дмитрова. Ему принадлежат 5 изобретений. Космонавт является автором книги «Жизнь – капля в море» (1998).

Семья Алексея Елисеева

Источник: https://www.15min.lt/m/id/ru/zizn-live/litovets-trizhdy-letal-v-kosmos-udivitelnaja-sudba-legendarnogo-kosmonavta-alekseja-eliseeva-nosivshego-familiju-kurajtis-508-223037

Елисеев Алексей Станиславович – Советский Космонавт

Лётчик-космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза.Лауреат Государственной премии СССР. заслуженный мастер спорта СССР.

Руководителя фонда поддержки образования российского отделения «Фесто».

Алексей Елисеев родился 13 июля 1934 в городе Жиздра, Калужская область. После Первой мировой войны родители отца будущего космонавта, литовцы по национальности, поселились в Рязанской губернии, где и родился Станисловас Курайтис. В 1935 году Отца осудили за антисоветскую агитацию на 5 лет, а супруга Валентина – вынужденно развелась и взяла девичью фамилию – Елисеева.

     В 1943 году, Алексей Курайтис окончил два класса школы в городе Боровое, Кокчетавской области, а в 1946 году окончил три класса в 4-й железнодорожной школе села Немчиновка, Московская область. В 1950 году в возрасте 16 лет Алексей Курайтис сменил фамилию на фамилию матери – Елисеев. В 1951 году окончил среднюю школу № 167 города Москвы.

     После окончания школы, с 1951 года по 1957 год учился в Московском высшем техническом училище имени Баумана. По окончании обучения получил диплом «инженера-механика».

По распределению работал в лаборатории ОКБ-1, откуда уволился в связи с поступлением в аспирантуру Московского физико-технического института. Аспирантуру будущий космонавт закончил в 1962 году.

После окончания аспирантуры вернулся на работу в ОКБ-1, где участвовал, в частности, в проектировании систем управления космических кораблей.

     В конце мая 1966 года, Елисеев получил статус кандидата в космонавты-испытатели, а позднее, 30 декабря 1966 года – космонавта-испытателя. Космонавт проходил подготовку в качестве бортинженера корабля «Союз» по программе «Стыковка».

В период с 1968 по 1969 год, входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облета Луны Л1/«Зонд» и посадке на поверхность спутника земли – Л3.

По этим программам в 1968 году выезжал в командировку в Сомали для изучения южного полушария неба.

     До декабря 1968 года, Алексей Елисеев продолжал подготовку по программе «Стыковка». Первый полет состоялся 15 января 1969 года. Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

Экипажами впервые в мире выполнена ручная стыковка пилотируемых кораблей. Второй полет Елисеева состоялся 13 октября 1969 года на корабле «Союз-8». Полет завершился успешно 18 октября 1969 года.

Полет продолжался – 4 суток 22 часа 50 минут.

     В середине февраля 1973 года, после защиты диссертации получил степень доктора технических наук. С 11 октября 1973 года, Елисеев исполнял обязанности руководителя комплекса № 0.

С 14 июня 1974 года работал заместителем генерального конструктора – руководителем комплекса № 1. Руководил полетами всех пилотируемых кораблей СССР в этот период.

В период с 2 января 1986 по 1991 год, легендарный космонавт являлся ректором МВТУ.

     С 22 октября 1991 года по 31 января 1996 года работал руководителем проектов в ООО «IBM СССР». С 3 января 1997 года, занял должность президента АОЗТ «Фесто».

Позднее, Елисеев Алексей Станиславович занял пост руководителя одного из подразделений Московского энергетического института и руководителя фонда поддержки образования российского отделения «Фесто».

Член-корреспондент Международной академии астронавтики.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/eliseev-aleksej-stanislavovich

Алексей Станиславович Елисеев

После Первой мировой войны родители отца будущего космонавта, литовцы по национальности, поселились в Рязанской губернии, где и родился Станисловас Курайтис (Stanislovas Kuraitis).

В 1934 году после убийства Сергея Мироновича Кирова в СССР начались репрессии, во время которых многие литовцы были арестованы из-за отношений с Литвой и другими зарубежными странами.

Станисловас Курайтис (отец космонавта) в 1945 году был осуждён как «враг народа» за антисоветскую агитацию и отправлен в лагерь на 5 лет. Его жена Валентина была вынуждена развестись и взять свою девичью фамилию — Елисеева.

В 1943 году Алексей Курайтис окончил два класса школы в городе Боровое Кокчетавской области, в 1946 году окончил три класса в 4-й железнодорожной школе села Немчиновка Московской области. В 1950 году, будучи 16-летним переньком, Алексей Курайтис сменил фамилию и стал Алексеем Елисеевым.

В 1951 году окончил среднюю школу № 167 города Москвы. После окончания школы, с 1951 года по 1957 год учился в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана, получил диплом инженера-механика.

По распределению работал в лаборатории ОКБ-1, откуда уволился в связи с поступлением в аспирантуру Московского физико-технического института. Аспирантуру будущий космонавт закончил в 1962 году.

После окончания аспирантуры вернулся на работу в ОКБ-1, где участвовал, в частности, в проектировании систем управления космических кораблей. 23 мая 1966 года получил статус кандидата в космонавты-испытатели, а позднее (30 декабря 1966 года) — космонавта-испытателя.

Космонавт проходил подготовку в качестве бортинженера корабля «Союз» по программе «Стыковка».

Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1» и перехода вместе с третьим членом экипажа «Союза-2» (Хруновым) для возвращения на «Союзе-1».

Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.

В 1968—1969 годах входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. По этим программам в 1968 году выезжал в командировку в Сомали для изучения южного полушария неба.

До декабря 1968 года продолжал подготовку по программе «Стыковка». Первый полёт состоялся 15 января 1969 года. Продолжительность полёта составила 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд. Экипажами впервые в мире была выполнена пилотируемая стыковка пилотируемых кораблей.

Второй полёт Елисеева состоялся 13 октября 1969 года на корабле «Союз-8». Полёт завершился успешно 18 октября 1969 года. Продолжительность полёта — 4 суток 22 часа 50 минут 49 секунд.

Третий полёт в качестве бортинженера у Елисеева состоялся 22-24 апреля 1971 года на корабле «Союз-10».

Впервые в мире была осуществлена стыковка корабля с орбитальной станцией («Салют-1»), однако космонавты не смогли проникнуть внутрь станции из-за поломки стыковочного агрегата, и полет был прерван досрочно. Позывной: «Гранит-2». Продолжительность полёта составила 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

16 февраля 1973 года после защиты диссертации получил степень доктора технических наук. С 11 октября 1973 года исполнял обязанности руководителя комплекса № 0. С 14 июня 1974 года работал заместителем генерального конструктора — руководителем комплекса № 1. Руководил полетами всех пилотируемых кораблей СССР в этот период.

В период с 2 января 1986 года по 1991 год Елисеев являлся ректором МВТУ. С 22 октября 1991 года по 31 января 1996 года работал руководителем проектов в ООО «IBM СССР» (переименована в IBM Восточная Европа/Азия).

С 3 января 1997 года — президент АОЗТ «Фесто» (Festo). На данный момент руководит одним из подразделений Московского энергетического института и возглавляет фонд поддержки образования российского отделения «Фесто».

Живёт в Москве, на улице Большая Бронная, в многоквартирном доме, где проживали космонавты Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Читайте также:  Как узнать какая сегодня фаза у луны - все о космосе

Награды

  • Дважды Герой Советского Союза (22 января 1969, 22 октября 1969)
  • Орден Ленина (четыре) (22 января 1969, 22 октября 1969, 30 апреля 1971, 15 января 1976)
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970)
  • Герой ГДР
  • Герой НРБ
  • Орден Георгия Димитрова (Болгария)
  • Государственная премия СССР (3 ноября 1980)

Звания

Летчик-космонавт СССР (22.01.1969).

Космонавт-инструктор 3-го класса (26.6.1969).

Космонавт-инструктор, космонавт-испытатель 2-го класса (4.12.1969).

Инструктор космонавт-испытатель 1-го класса (14.6.1971).

Мастер спорта СССР по фехтованию.

Публикации

Книга «Жизнь — капля в море» (М: Издательский дом «Авиация и космонавтика», 1998).

Автор и соавтор большого числа публикаций в различных журналах, имеет 5 изобретений.

Общественно-политическая деятельность

Депутат Верховного Совета СССР 11-го созыва.

Народный депутат СССР (1989—1992 годы).

Делегат XXIV—XXVII съездов КПСС.

В 1987—1991 гг. — председатель президиума советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина»).

В 1991—1992 гг. — председатель исполкома ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (ассоциация «Родина»).

С 10 января 1991 года был руководителем депутатской группы по связям с региональными межпарламентскими организациями Европы Верховного Совета СССР.

Член-корреспондент Международной академии астронавтики.

Семейное положение

Мать — Елисеева Валентина Ивановна, род. 23.02.1909, зав. лабораторией Института физической химии АН СССР, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель России. На пенсии.

Отец — Курайтис Станислав Адамович, (1905—1978). После освобождения из лагеря в семью не вернулся. Работал начальником лаборатории ЦНИИ кожевенно-обувной промышленности города Москвы.

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksey-stanislavovich-eliseev

Читать онлайн “Жизнь

Елисеев Алексей Станиславович

Жизнь – капля в море

Вероятно, всех, кто меня знает, удивит появление этой книги. Уже больше десяти лет я не занимаюсь космонавтикой, не появляюсь в светских кругах, не участвую в конференциях и вдруг решил делиться своими воспоминаниями и мыслями.

Признаюсь, что желание написать книгу возникло у меня недавно. Оно, наверное, было вызвано всем происходящим вокруг нас. Я вижу, как быстро меняется жизнь, меняются интересы людей, их психология и ориентиры. То, что привлекало нас в молодые годы, уходит на задний план, и для современной молодежи загораются новые маяки. Нет больше страны, в которой мы когда-то росли и трудились.

Многие возможности утрачены, вместо них появились новые, и они позволяют людям по-новому строить жизнь. Удачно сориентироваться в условиях быстрых и драматических перемен сложно, особенно молодым. Но шансы сделать свою жизнь интересной всегда существуют, и, я думаю, чем больше человек знает о жизни других, тем легче ему строить свою собственную.

Именно эта мысль побудила меня начать писать.

Я считаю свою жизнь интересной.

Мне довелось быть свидетелем и участником работ, которые положили начало освоению космического пространства, заниматься обучением молодежи, наблюдать процесс революционного перехода от режима партийной диктатуры к демократии. О том, как все это во мне запечатлелось, я и хочу откровенно рассказать. Сейчас большинство покровов секретности сняты, и можно говорить больше правды, чем раньше.

В этой книге нет единой сюжетной линии, В ней лишь собраны фрагменты личных воспоминаний, которые, чтобы не утомлять читателя, я постарался воспроизвести кратко.

Я искренне благодарен председателю Совета директоров международной компании ФЕСТО доктору Вилфриду Штолю за решение оказать спонсорскую поддержку выпуску этой книги.

– Алеша, Алеша! Борис умер!

Это моя жена Лариса кричит из столовой – там включен телевизор. Вбегаю к ней и застываю на месте.

Вижу во весь экран улыбающееся лицо Бориса и слышу равнодушный голос диктора: «Как нам стало известно, сегодня на пятьдесят седьмом году жизни из-за остановки сердца скончался врач-космонавт Борис Борисович Егоров». И все…

Ни одного слова сочувствия, ни одного слова признательности за то, что этот человек сделал для прогресса. А Борис заслуживал того, чтобы прощание с ним прозвучало иначе.

Борис, Борис! Кажется, совсем недавно мы вместе проходили в госпитале обследование на пригодность к полетам, вместе мечтали о почти невозможном. Молодой, общительный, энергичный, он был одним из первых врачей, заявивших о своем желании стать космонавтом.

В то время конкуренция между врачами была большая. Бориса признали лучшим среди многих. И выполнил он свой полет прекрасно. Помню, вскоре после него он позвонил мне безо всякого дела, просто так, наверное, хотел показать, что остался прежним, что известность его не изменила.

Вернувшись из космоса, Борис занялся наукой. Несколько лет спустя судьба свела нас на международной конференции на Филиппинах. С большим вниманием зал слушал его доклад о поведении вестибулярного аппарата в невесомости. Потом он стал директором вновь созданного научного медицинского института.

Казалось, чего лучше можно желать в жизни? И вот его уже нет…

Через два дня мы прощались с Борисом на Новодевичьем кладбище. Народу было немного: родственники, космонавты, друзья. Произнесли добрые слова, прозвучал трехкратный салют, и на этом все было кончено.

Борис ушел и унес с собой целый мир впечатлений, планов, переживаний – мир, который принадлежал только ему и, несомненно, был очень содержательным. И так происходит с каждым.

А очень жаль! Мы безвозвратно теряем много интересного.

Расставание с Борисом подтолкнуло меня взяться за перо. Я невольно погрузился в воспоминания и снова начал переживать пройденное.

Как много всего произошло! Какой путь позади! Сколько событий! Кажется, совсем недавно мы даже не помышляли о том, что в космос может полететь человек, а сейчас люди там работают непрерывно, почти как на наземной научной станции. И регулярный транспорт туда уже налажен.

А сколько труда было во все это вложено! Тысячи людей посвятили себя освоению космоса. Некоторые даже отдали жизнь во имя этого. В памяти весь этот путь спрессован во времени, и теперь кажется, будто все происходило очень быстро. Только, глядя на календарь, понимаешь, что лет пролетело немало.

И самое интересное, наверное, уже за спиной. Осталось лишь вспоминать о нем.

Сейчас вокруг все другое. Другая жизнь. Молодые смотрят на нас, как на людей, передавших эстафету. И это вполне понятно. Мы были такими же. Большинство тех, кто создает новое сегодня, родились в то время, когда космические полеты перестали удивлять мир. Возможно, для них имя Юрия Гагарина исторически так же далеко, как для нас имена братьев Райт. У них другие кумиры.

А мы сохраняем преданность своим кумирам и интересам. Мне по-прежнему нравится жизнь, которой мы жили, и я с удовольствием бы ее повторил. Картины прошлого стоят перед глазами, как будто все происходило вчера.

Конечно, я не помню многих имен и дат.

Возможно, под воздействием времени исказились какие-то мелкие детали, но главные события наверняка запечатлелись такими, какими мы их воспринимали, – слишком сильно они врезались в сознание.

Договорился с Раушенбахом !

Весной 1957 года, получив диплом инженера, я пришел на работу в секретный научно-исследовательский институт, занимавшийся ракетной техникой. Лаборатория, в которой я оказался, была чисто теоретическая.

В ее задачу входили поиск оптимальных схем ракет и крылатых аппаратов с ракетными двигателями, выбор наилучших аэродинамических форм для полетов в верхних слоях атмосферы и исследование динамики полета ракет. Я оказался в секторе, который выбирал ракетные схемы. Поначалу работа увлекла меня.

Было интересно описать задачу языком математики, провести расчеты, построить графики и, основываясь на них, понять, какая схема наиболее эффективна для той или иной цели. Все с вдохновением писали отчеты, и я был уверен, что мне с работой повезло.

Настроение резко изменилось в конце 1957 года. 5 октября по дороге на работу я узнал из газеты, что накануне был запущен первый искусственный спутник Земли. Первое впечатление было такое, как будто случилось что-то невероятное – в голове не укладывалось.

Оторвавшись от газеты, я обратил внимание, что в трамвае пассажиры говорят только на эту тему. Все явно потрясены сообщением и возбуждены. Нескрываемый интерес, восторг, гордость витали в воздухе. Меня одолевали те же самые чувства.

Хотелось понять, как вообще может существовать искусственный спутник (никогда раньше я не задумывался об этом), узнать о нем детальнее, попытаться увидеть его на небе.

В нашей лаборатории в этот день никто не работал. Рассуждали о том, какой ракетой и по какой траектории был выведен спутник, над какими районами Земли он пролетает и так далее. Участвовать во всех этих разговорах было очень интересно.

Но когда возбуждение стало спадать, непроизвольно возник вопрос: как же так, в то время, когда мы строим на бумаге графики, люди строят реальные ракеты, причем лучшие в мире, и не спрашивают у нас никаких рекомендаций? Получается, что мы работаем сами на себя, а кто-то самостоятельно и схемы выбирает, и настоящие конструкции создает. И эти люди наверняка понимают в ракетах несоизмеримо больше, чем мы.

Позднее я узнал, что ракеты проектируют в конструкторском бюро, которое возглавляет Сергей Павлович Королев. Туда недавно ушел один из инженеров нашей лаборатории, и мне удалось с ним встретиться. Его рассказ полностью подтвердил мои предположения: Королев – очень крупный талантливый конструктор, он реально руководит всеми работами, связанными с созданием больших ракет.

В их организации инженеры сами выбирают схемы, сами проектируют и сами разрабатывают конструкцию ракет. Больше того, при конструкторском бюро есть завод, который изготавливает ракеты. В общем, там живут по-настоящему интересной жизнью. Создают то, что летает, и знают, как это делать. Многие из тех проблем, которые им приходится решать, нам вообще неизвестны.

После этой встречи я стал подумывать о смене места работы.

Источник: http://www.rulit.me/books/zhizn-kaplya-v-more-vospominaniya-kosmonavta-read-161996-1.html

Ссылка на основную публикацию