Фотографии со спутника электро-л онлайн – все о космосе

Карта Вселенной и снимки со спутника Хаббл (Hubble Space Telescope) | Инфокарт – все карты сети

Фотографии со спутника Электро-Л онлайн - все о космосе

На картинке изображена Карта вселенной, как на сегодняшний день ее представляют астрономы. Однако всегда хочется взглянуть, хоть одним глазком, так сказать, «изнутри», на волшебную и непознаваемую вселенную.

Две замечательные интерактивные карты звездного неба могу предложить вашему вниманию:

Карта космоса онлайн

Карта космоса

Технический уровень телескопов на сегодняшний день не позволяет делать полноценное видео вселенной. Однако, существует возможность формирования маленьких, но потрясающих по красоте роликов, создающих представление о космосе. Их два вида.

Созданные фантазией художника аниме. Раскаленное солнце:
И аниме, позволяющие увидеть настоящее видео звездного неба (video zooming in), поскольку оно создано из тысяч смонтированных, реальных кадров фотосъемки мощнейшими телескопами.

Далее смотрим ролик, на котором можно увидеть остатки сверхновой звезды после взрыва:
Снимки звездного неба сделаны телескопом Хаббл NASA/ESO.

ESO, европейская Южная Обсерватория, создает и управляет набором самых продвинутых наземных астрономических телескопов в мире.

Это передовая межправительственная организация астрономии в Европе и самая производительная астрономическая обсерватория в мире.

Телескопы

Сегодня, ESO управляет одними из самых больших и продвинутых наблюдательных пунктов на трех участках в Северной Чили: Ла Силла, Paranal и Chajnantor.

Это лучшие местоположения, в южном полушарии для космических наблюдений.

В оборудовании Обсерватории «Paranal» находится очень Большой Телескоп (VLT) в «Cerro Paranal» является главным пунктом ESO для наблюдений в видимом и инфракрасном свете и включает в себя четыре телескопа диаметром 8.2 м.

В Оборудовании Обсерватории «Ла Силлы» находится телескоп на 3.6 м., Новый Телескоп Технологии (NTT), 2.2 м. телескоп «Макса-Планка-ЭСО».

Путешествие к сердцу Млечного Пути:

Технология для Телескопов

Начиная с изобретения телескопа 400 лет назад, астрономический телескоп развился от маленького, настраиваемого вручную устройства для визуальных наблюдений до огромного, сложного, управляемого компьютером инструмента с полным цифровым выходом.

В течение этого периода развития два момента были особенно важны: большой диаметр зеркала телескопа для обнаружения более отдаленных объектов и точность изображения позволяющая рассмотреть очень маленькие объекты.

Европейская Южная Обсерватория (ESO), как международный лидер в астрономии, разработала сложные технологии, которые позволили создать самые большие зеркала телескопа, которые, при этом, способны поддерживать оптическую точность.

Туманность Улитка:

ESO развил технику активной оптики, которая используется в большинстве современных и больших телескопов среднего размера. Эта техника сохраняет оптимальное качество изображения, соединяя гибкое зеркало с приводами головок, которые активно регулируют форму зеркала во время наблюдений.

Близкая спиральная галактика NGC 4945:

Однако, даже на лучших участках для астрономии, телескопы не могут достигнуть точности из-за искажений связанных с атмосферной бурей. В дополнение к атмосферной буре сами телескопы могут ввести ошибки в астрономические наблюдения, вызванные износом, механическим движением и высокой температурой.

Основная причина запуска Космического телескопа Хабблa NASA/ESA состояла в том – чтобы избежать этого смазывания изображения. Дефекты атмосферы может компенсировать в некоторых современных телескопах адаптивная техника оптики.

VLT ESO также развивал такую адаптивную оптику, которая реконструировала наземную астрономию.

[nggallery id=23]

Напоследок погрузимся вглубь Вселенной:

P.S. Сегодня современные космические технологии позволяют взглянуть на Землю даже из космоса, в реальном времени, онлайн, через камеру, установленную на самом большом спутнике Земли – Международной Космической Станции. Подробную информацию о чем можно найти:

Источник: http://www.infokart.ru/karta-vselennoj-i-snimki-so-sputnika-xabbl-hubble-space-telescope/

Красивая наука от российского спутника «Электро-Л»

Российский спутник делает прекрасные снимки, но Роскосмос “скрывает” их от общественности. Конечно, не сознательно, просто пресс-службе нет никакого интереса заниматься их обработкой и публикацией в СМИ.

Полгода назад я написал про российский метеорологический спутник Электро-Л, который более двух лет успешно работает на геостационарной орбите. Материал читателям понравился, и я предложил желающим следить за его деятельностью через группу .

Тогда я обещал, что буду здесь делиться материалами, которые мы соберем. Думаю, пришло время выполнить обещание.

(Под катом гифки на 10 мб)
Полный размер на ГигаПан.

Космический аппарат «Электро-Л» построен в НПО им. С.А. Лавочкина (у предприятия теперь тоже есть группа VK), запущен ракетой “Зенит”, с разгонным блоком “Фрегат” (РБ тоже Made in Lavochka) два с половиной года назад. Он создает изображения Земли с детализацией до 1 км на пиксель каждые 30 минут.

Кадры производятся в десяти спектральных диапазонах, два из которых видимые – зеленый и синий, следом идет ближний инфракрасный, и семь на различных длинах волн среднего и дальнего инфракрасного диапазонов. Эти наблюдения позволяют метеорологам наблюдать движение облаков на различных высотах.

Но первые три канала создают еще великолепные по красоте фотографии.

Тайфун Джелават 1920х1080 1920х1200
Индийский океан 1920х1080 1920х1200
Гималаи 1920х1080 1920х1200При сведении трех диапазонов RGB вместо красного ставят ближний инфракрасный, поэтому в оригинале получается непривычная картина, где вместо зеленого цвета – оранжевый. Зато такая световая схема позволяет получать больше информации о земной поверхности. Для возвращения зелени на снимках приходится шаманить в фотошопе.

Я считаю большим упущением, что ни Роскосмос, ни Росгидромет не прилагают никаких усилий для того, чтобы поделиться этой красотой со своим народом. К счастью, почти все снимки находятся в открытом доступе на FTP-сервере подразделения Роскосмоса – Научного центра оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ).

Воспользовавшись открытостью информации, я решил показать личным примером, в чем я вижу смысл работы пресс-службы Роскосмоса.

Другие пользователи, которые включились в работу над превращением науки в красоту, вероятно, руководствовались иными мотивами, но вместе у нас, я считаю, неплохо получилось.

Например SJabberwocky понравился процесс создания видео. Сначала он создавал ролики с полным диском Земли.

Затем усовершенствовал процедуру обработки и стал выбирать отдельные фрагменты.Идею следующего ролика мы стянули у европейцев. Но там сотрудники космического агентства потрудились, чтобы показать, как меняется освещенность Земли в зависимости от наклона земной оси. А это видео “Электро-Л” создано любителем.

И все равно ролик хоть сейчас неси в школы на уроки природоведения, чтобы показать, почему летом тепло, а зимой холодно и что такое полярные день и ночь.

Другие подписчики пошли иным путем – они написали программу для того, чтобы каждый мог выводить на свой рабочий стол снимки «Электро-Л», с обновлением по мере появления на сервере новых снимков.

Теперь можно на рабочем столе компьютера, практически онлайн, наблюдать за глобальной погодой. Как это сделать, можно узнать здесь.

Следует отметить, что руководство и технические специалисты НЦ ОМЗ охотно шли на контакт, когда мы обращались к ним с просьбами. Попросили показать Луну – пожалуйста:(При штатной схеме обработки снимков Луну увидеть невозможно, т.к. все лишнее кроме диска Земли отсекается на программном уровне. Т.е.

специалистам пришлось вручную откопать в необработанных изображениях подходящий снимок и выложить на сервере).
1920х1080 1920х1200Попросили увеличить размер превью с 800 до 1080, чтобы изображение удобнее вставало на мониторы – готово.Попросили выкладывать полноформатный цветной снимок не в архиве, а в папке, вместе с превью, что облегчает создание HD-видео – есть.

Поклон им за сотрудничество с космическими энтузиастами.

Теперь вот комету ISON ждем.

А мне нравится делать GIF-анимации. Благодаря серийной съемке со спутника, они получаются классными.Лучше всего у «Электро-Л» получается снимать различные атмосферные явления. Впрочем он для того и создавался.

Циклоны и штормы просто шикарны:
Больше размерЖелая расширить аудиторию, которая могла бы насладиться таким зрелищем, я стал писать в различные сетевые СМИ, предлагая опубликовать гифки.

Сразу откликнулись РИА-Новости.

Их научный журналист Илья Ферапонтов поддержал мою деятельность и благодаря ему «Электро-Л» неоднократно публиковался на сайте РИА. Илья, фактически, единственный из журналистов кто поддержал нашу акцию «Сделать Роскосмос добрее», за что ему спасибо.

Может был кто-то еще, но, увы, я таких не знаю. Мне встречались публикации по этой теме, только которые прошли вслед за РИА-Новости.

Напомню: мы попросили Роскосмос ускорить частоту съемки «Электро-Л» во время прохождения солнечного затмения в Австралии 10 мая. И, неожиданно для всех, Роскосмос согласился! Газета “Троицкий вариант – наука” опубликовала материал про эту историю.

Анимацию февральского циклона Харуна опубликовали РИА-Новости и Gazeta.ru.

Тут для нас «постарался» сам циклон – он принес такие разрушения на Мадагаскар, что даже российские СМИ о нем написали, и тут наша гифка оказалась очень кстати. Один повод напомнить о нашем спутнике подарило NASA. Их спутник Terra снял интересные облака у острова Принс Эдуард, юго-восточнее мыса Доброй Надежды.

Такая необычная облачная рябь получается из-за горы на острове. Например, подобная же волна получится, если пустить тонкий слой воды по плоской поверхности, а потом положить в поток небольшой камешек.На сервере НЦ ОМЗ я нашел снимки этого места в нужное время, и смог получить процесс в динамике.
Больше размер

Этот материал показался интересным Lenta.Ru.

Читайте также:  Расширение вселенной и красное смещение - все о космосе

Но я решил рассказать о нашей съемке и за рубежом. Анимацию добавил к своему материалу о снимке NASA популярный американский астро-космический сайт Universe Today. Оттуда он был перепечатан каким-то чешским новостным сайтом. Там изображения вызвали жаркие обсуждения.

Я не силен в чешском, но, кажется, они сочли эту рябь доказательством использования климатического оружия HAARP или что-то типа того.

Universe Today публиковали видео солнечного затмения 10 мая 2013 с “Электро-Л”.

За минувшие полгода было больше поводов посмотреть на Землю глазами “Электро-Л”: пылевые бури в Саудовской Аравии и Сахаре, дым лесных пожаров в Сингапуре, необычные облака от NASA… просто я рассказываю о тех, по которым у меня было время заниматься с гифками, пресс-релизами и рассылкой.

Если бы на контакт со СМИ выходил не никому неизвестный Zelenyikot, а пресс-служба Роскосмоса или Росгидромета, то материалы публиковались СМИ гораздо охотнее. Люди любят красивые картинки, а прессе нужен качественный и актуальный контент. А главное – это позитивные примеры работы отечественной космической программы.

Создание интересных, познавательных и красивых материалов, поиски информационных поводов, распространение через СМИ и соцсети – это то, чем занимается PR-команда NASA. И я не вижу внятного объяснения, почему этого не делает Роскосмос.

К примеру, вначале мая я объявил кампанию «Сделаем Роскосмос добрее».

Федеральное космическое агентство совершило маленькое чудо – ответило согласием на обращение простых интернет-пользователей, и изменило режим работы «Электро-Л».

В эти дни пресс-службе надо было из каждого утюга вещать, какой молодец весь Роскосмос и молодцы сотрудники, реализовавшие внеплановую работу аппарата, но она занималась гораздо боле важным и ответственным делом – объясняла, как руководство креслами меняется. Отличная демонстрация отечественной практики взаимодействия с общественностью!

Успешное обнаружение Марса-3 на Марсе, они тоже благополучно проигнорировали, хотя и заранее знали о событии… Мда.

НПО им. С.А. Лавочкина оказалось более отзывчивым: по первой нашей просьбе пригласили на пресс-конференцию инженера, который работал над созданием Марса-3 – Юрия Романенко. Всем понравилось: и журналистам, и Юрию; только рассказали об этом 1,5 телеканала и несколько сайтов. Тут подробнее.

Да, у Роскосмоса есть свое ТВ, но оно занимается почти только освещением ракетных запусков и работы на МКС.

С одной стороны – это нужное дело, ведь Россия по-прежнему мировой лидер в частоте космических запусков, и совместно с США, Европой и Японией тянет такой тяжелый проект как Международная космическая станция. Но с другой – это однообразно. Сборка ракеты, вывоз, установка, запуск.

Космонавты поздравили и передали приветы с орбиты. У ракет только различия во флагах на борту: американский, мексиканский, европейский… В зависимости от того чей аппарат отправляют в космос. У космонавтов – кому приветы передают.

Вам это интересно? Может я один такой, кто считает это рутиной? Или тут тоже дело в подаче материала? Командор Крис Хэдфилд за полгода набрал подписчиков в Твиттере в 166 раз больше, чем весь Роскосмос за два с половиной года.

А потом, что-то идет не так, и вся страна кидается к экранам, чтобы увидеть что-то новенькое, красивое и оригинальное от родного космического агентства.

Интернет тут же делится на две неравные части: большинство шумит про потерю полимеров и распилы, а меньшинство пытается защищаться: «зато мы по запускам ракет впереди планеты всей, а скоро в 2015/2024/2030 году вообще всех сборем».

А больше, даже защитникам национальной чести, сказать нечего, потому что кроме численности ракет и красивых обещаний от Роскосмоса ничего не знают.

Следует признать: по беспилотным аппаратам Россия отстала от NASA на десятилетия, это грустно, но это не повод обижаться на Роскосмос, и со вздохами вспоминать достижения СССР. Есть проблемы, и, я уверен, многие в отрасли их понимают и пытаются решить.

И у нас есть потенциал, у нас есть ракетно-космическая промышленность, которая уверенно держит серебро на пьедестале космических лидеров, у нас есть успешно действующие аппараты, которые поставляют важную, полезную и красивую информацию, хоть их и не так много как хотелось. Будет ли о них рассказывать Роскосмос – не знаю. Я буду…

По возможности.

И в заключение хотелось бы сказать: «Юра, не все потеряно!»

1920х1080 1920х1200

Источник: https://zelenyikot.livejournal.com/7404.html

Самые последние фотографии телескопа Хаббл

Вот уже 24 года как на орбите Земли находится космический телескоп Хаббл, благодаря которому ученые сделали множество открытий и помогли нам лучше понять Вселенную.

Однако фотографии телескопа Хаббл — это не только подспорье для научных исследователей, но и удовольствие для любителей космоса и его тайн. Нужно признать, что на снимках телескопа Вселенная выглядит потрясающе.

Смотрите самые последние фотографии телескопа Хаббл.

12 ФОТО

1. Галактика NGC 4526.

За бездушным именем NGC 4526 скрывается небольшая галактика, расположенная в так называемом скоплении галактик Девы. Имеется в виду созвездие Девы.

«Черный пылевой пояс в сочетании с четким свечением галактики создает эффект так называемого ореола в темной пустоте космоса», — так описали этот снимок на сайте Европейского космического агентства (ЕКА).

Снимок был сделан 20 октября 2014 года. ( ESA).

2. Большое Магелланово Облако.

На снимке видна только часть Большого Магелланова Облака — одной из самых близких галактик к Млечному Пути. Она видна с Земли, но  к сожалению, не выглядит столь впечатляюще, как на фотографиях телескопа Хаббл, который «показал людям восхитительные вращающиеся облака газа и сияющие звезды», — пишет ЕКА. Снимок был сделан 13 октября. ( ESA).

3. Галактика NGC 4206.

Еще одна галактика из созвездия Девы. Видите на снимке вокруг центральной части галактики много маленьких точек голубого цвета? Это рождаются звёзды. Удивительно, правда? Снимок был сделан 6 октября. ( ESA).

4. Звезда AG Киля.

Эта звезда в созвездии Киль находится на конечной стадии эволюции абсолютной яркости. Она в миллионы раз ярче, чем Солнце. Космический телескоп Хаббл сфотографировал ее 29 сентября. ( ESA).

5. Галактика NGC 7793.

NGC 7793 — это спиральная галактика в созвездии Скульптора, которая находится от Земли на расстоянии в 13 миллионов световых лет. Снимок был сделан 22 сентября. ( ESA).

6. Галактика NGC 6872.

NGC 6872 находится в созвездии Павлина, которое расположено на краю Млечного Пути. Его необычная форма вызвана воздействием на нее меньшей галактики — IC 4970, которая видна на снимке прямо над ней. Эти галактики находится на расстоянии в 300 миллионов световых лет от Земли. Хаббл фотографировал их 15 сентября. ( ESA).

7. Галактическая аномалия IC 55.

На этом снимке, сделанном 8 сентября, видна очень необычная галактика IC 55 с аномалиями: ярко-голубыми «всплесками» звёзд и неправильной формой. Она напоминает нежное облако, но на самом деле состоит из газа и пыли, из которой рождаются новые звезды. ( ESA).

8. Галактика PGC 54493.

Эта красивая спиральная галактика находится в созвездии Змеи. Она была изучена астрономами в качестве примера слабого гравитационного линзирования — физического явления, связанного с отклонением лучей света в поле тяжести.  Фотография сделана 1 сентября. ( ESA).

9. Объект SSTC2D J033038.2 + 303212.

Дать такое название объекту — это конечно что-то. За непонятным и длинным числовым названием скрывается так называемый «молодой звездный объект» или, говоря по-простому, рождающаяся звезда. Потрясающе, эта рождающаяся звезда окружена светящимся спиральным облаком содержащим материал, из которого она будет построена. Снимок сделан 25 августа. ( ESA).

10. Несколько красочных галактик различного цвета и формы. Космический телескоп Хаббл сфотографировал их 11 августа. ( ESA).11. Шаровое звёздное скопление IC 4499.

Шаровые скопления состоят из старых звезд, связанных между собой гравитацией, которые перемещаются вокруг своей главной галактики. Такие скопления состоят обычно из большого количества звезд: от ста тысяч до миллиона. Снимок сделан 4 августа.  ( ESA).

12. Галактика NGC 3501.

Эта тонкая, светящаяся, ускоряющаяся галактика мчится навстречу другой галактике — NGC 3507. Фотография сделана 21 июля. ( ESA).

С удивительными фотографиями, сделанными космическим телескопом Хаббла, можно ознакомиться на сайте Spacetelescope.org.

Источник: https://fullpicture.ru/universe/samye-poslednie-fotografii-teleskopa-habbl.html

Созвездие Фотожабы

Фотографии из космоса, публикуемые на сайте NASA и других космических агентств, часто привлекают к себе внимание тех, кто сомневается в их подлинности, — критики находят на изображениях следы редактирования, ретуширования или манипуляций с цветом.

Так повелось еще со времен зарождения «лунного заговора», а теперь под подозрение попали снимки, сделанные не только американцами, но и европейцами, японцами, индийцами.

N+1 предлагает разобраться, зачем вообще обрабатывают космические изображения и могут ли они, несмотря на это, считаться подлинными.

Для того чтобы правильно оценивать качество космических снимков, которые мы видим в Сети, необходимо учитывать два важных фактора. Один из них связан с характером взаимодействия агентств и широкой публики, другой продиктован физическими законами.

Связи с общественностью

Космические снимки — одно из самых эффективных средств популяризации работы исследовательских миссий в ближнем и дальнем космосе. Однако далеко не все кадры сразу оказываются в распоряжении СМИ.

Читайте также:  Каков истинный цвет нептуна? - все о космосе

Изображения, полученные из космоса, можно условно разделить на три группы: «сырые» (raw), научные и публичные. Сырые, или исходные, файлы с космических аппаратов иногда бывают доступны всем желающим, а иногда нет.

Например, изображения, полученные марсоходами Curiosity и Opportunity или спутником Сатурна Cassini, публикуются практически в режиме реального времени, так что любой желающий может увидеть их одновременно с учеными, изучающими Марс или Сатурн. Необработанные фотографии Земли с МКС выкладываются на отдельный сервер NASA.

Космонавты заливают их тысячами, и ни у кого нет времени на их предобработку. Единственное, что добавляют к ним на Земле, это географическую привязку для облегчения поиска.

В случае с Messenger, New Horizons или Dawn все иначе. Сырые снимки, полученные с этих аппаратов, не публикуются сразу при получении, а выкладываются с опозданием на недели, месяцы или даже годы. Это необходимо для того, чтобы ученые, работающие над соответствующими проектами, могли спокойно проанализировать данные и в случае каких-нибудь открытий сперва доложить о них на конференциях.

Файлы с научными кадрами зачастую имеют специфический формат, который понимают только специальные программы или приложения. Такие файлы несут большой объем информации об обстоятельствах съемки (время, положение космического аппарата, положение объекта съемки, угол освещения, характеристики съемки и т.д.).

Эта информация, не будучи засекреченной, настолько неинтересна большинству энтузиастов космонавтики, что обычно ее выкладывают в таких местах, которые удобны для ученых, но отпугивают посторонних сложным интерфейсом. Такие сайты или FTP-серверы в открытом доступе — это NASA PDS, ESA PSA, JAXA archive.

Даже Китай выложил кадры с Луны на сайте своей Академии наук (сервер которой периодически падает). Когда предыдущий российский метеорологический спутник «Электро-Л» занимался съемкой, кадры с него можно было найти на сервере НЦОМЗ; снимков же с нового спутника в открытом доступе вообще нет.

Со спутников ДЗЗ можно посмотреть только предварительные изображения, а сами снимки придется заказывать на Геопортале Роскосмоса.

Но обычно за ретушь критикуют публичные кадры, которые прилагаются к пресс-релизам NASA и других космических агентств, — ведь именно они попадаются на глаза пользователям интернета в первую очередь. И при желании там можно найти много чего. И манипуляции с цветом:

Фото посадочной платформы марсохода Spirit в видимом диапазоне света и с захватом ближнего инфракрасного. NASA/JPL/CornellИ наложение нескольких снимков:Восход Земли над лунным кратером Комптона NASA/Goddard/Arizona State UniversityВосход Земли над лунным кратером Комптона NASA/Goddard/Arizona State University

И манипуляции с вырезанными изображениями (copy & paste):

Следы «копипасты» на композитном изображении Земли NASA/Robert Simmon/MODIS/USGS EROSСледы «копипасты» на композитном изображении Земли NASA/Robert Simmon/MODIS/USGS EROS

И даже прямую ретушь, с затиранием некоторых фрагментов изображения. Мотивация NASA в случае со всеми этими манипуляциями проста настолько, что ей готовы поверить далеко не все: так красивее.

Но ведь правда, бездонная чернота космоса выглядит более впечатляюще, когда ей не мешают мусор на объективе и заряженные частицы на пленке. Цветной кадр, и правда, привлекательнее черно-белого. Панорама из снимков лучше отдельных кадров.

При этом важно, что в случае с NASA почти всегда можно найти исходные кадры и сравнить одно с другим.

Например исходный вариант (AS17-134-20384) и вариант «для печати» (GPN-2000-001137) этого снимка с Apollo 17, который приводят как чуть ли не главное доказательство ретуширования лунных фотографий:

Один из кадров, снятых в ходе миссии Apollo 17 NASAВысветленная версия исходного снимка NASAВысветленная версия опубликованного снимка NASA

Или найти «сэлфи-палку» марсохода, которая «пропала» при создании его автопортрета:

Снимок Curiosity от 14 января 2015, сол 868 NASA/JPL-Caltech/MSSSСнимок Curiosity от 14 января 2015, сол 868 NASA/JPL-Caltech/MSSS

Физика цифровой фотографии

Как правило те, кто упрекает космические агентства за манипуляции с цветом, использование фильтров или публикацию черно-белых фотографий «в наш век прогресса цифровых технологий», не учитывают физические процессы получения цифровых изображений. Они полагают, что если смартфон или фотоаппарат сразу выдают цветные кадры, то космическому аппарату это тем более должно быть по плечу, и даже не догадываются, какие сложные операции необходимы, чтобы цветное изображение сразу попало на экран.

Поясним теорию цифрового фото: матрица цифрового аппарата — это, по сути, солнечная батарея. Есть свет — есть ток, нет света — нет тока. Только матрица представляет собой не единую батарею, а множество маленьких батарей — пикселей, с каждого из которых по отдельности считывается выдача тока.

Оптика фокусирует свет на фотоматрицу, а электроника считывает интенсивность выделения энергии каждым пикселем. Из полученных данных строится изображение в оттенках серого — от нулевого тока в темноте до максимального на свету, то есть на выходе оно получается черно-белым. Чтобы сделать его цветным, необходимо применить цветные фильтры.

Получается, как ни странно, что цветные фильтры присутствуют в каждом смартфоне и в каждой цифровой камере из ближайшего магазина! (Для кого-то эта информация банальна, но, по опыту автора, для многих она окажется новостью.

) В случае с обычной фототехникой применяется чередование красных, зеленых и синих фильтров, которые поочередно накладываются на отдельные пиксели матрицы, — это так называемый фильтр Байера.

Фильтр байера наполовину состоит из зеленых пикселей, а красный и синий занимают по одной четверти площади. WikimediaПеред NASA вовсе не стоит задача поставлять красивые фотографии для пресс-релизов и СМИ. Камеры космических аппаратов прежде всего являются инженерными или научными инструментами, которые помогают управлять этими аппаратами или получать информацию о космосе.

Подробно об этом мы уже говорили в статье «Как исследуют планеты с помощью света».Здесь повторим: навигационные камеры выдают черно-белые изображения потому, что такие файлы меньше весят, а также потому, что цвет там просто не нужен.

Научные камеры позволяют извлекать информации о космосе больше, чем способен воспринимать глаз человека, и поэтому для них используется более широкий набор цветовых фильтров:Матрица и барабан светофильтров инструмента OSIRIS на «Розетте» (с) MPS

Применение фильтра ближнего инфракрасного света, который не виден глазу, вместо красного привело к покраснению Марса на многих кадрах, ушедших в СМИ. Пояснение про инфракрасный диапазон перепечатали далеко не все, что породило отдельную дискуссию, которую мы также разбирали в материале «Какого цвета Марс».

Однако на марсоходе Curiosity стоит фильтр Байера, что позволяет ему снимать в цвете, привычном нашему глазу, хотя отдельный набор цветных фильтров к камере также прилагается.

Применение отдельных фильтров удобнее с точки зрения выбора диапазонов света, в которых хочется посмотреть на объект. Но если этот объект движется быстро, то на снимках в разных диапазонах его положение меняется.

На кадрах «Электро-Л» это было заметно на быстрых облаках, которые успевали сдвинуться за считанные секунды, пока спутник меняет фильтр.

На Марсе подобное происходило при съемке закатов у марсохода Spirit и Opportunity — у них нет фильтра Байера:

Закат, снятый «Спиритом» в 489 сол. Наложение снимков, снятых с фильтрами на 753 535 и 432 нанометров. NASA/JPL/Cornell

На Сатурне похожие трудности у Cassini:

Спутники Сатурна Титан (сзади) и Рея (впереди) на снимках Cassini NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

В точке Лагранжа с той же ситуацией сталкивается DSCOVR:

Транзит Луны по диску Земли на снимке DSCOVR 16 июля 2015 года. NASA/NOAA

Чтобы получить из этой съемки красивое фото, пригодное для распространения в СМИ, приходится поработать в редакторе изображений.

Есть еще один физический фактор, о котором знают далеко не все, — черно-белые снимки имеют более высокие разрешение и четкость по сравнению с цветными. Это так называемые панхроматические снимки, которые включают в себя всю световую информацию, попадающую в камеру, без отсечения каких-либо ее частей фильтрами.

Поэтому многие «дальнобойные» камеры спутников снимают только в панхроме, что для нас означает черно-белые кадры. Такая камера LORRI установлена на New Horizons, камера NAC — на лунном спутнике LRO. Да по сути все телескопы снимают в панхроме, если только специально не применяют фильтры.

(«NASA скрывает истинный цвет Луны» — вот откуда это пошло.)

Мультиспектральная «цветная» камера, оборудованная фильтрами и имеющая гораздо меньшее разрешение, может прилагаться к панхроматической.

При этом ее цветные снимки можно накладывать на панхроматические, в результате чего мы получим цветные снимки высокого разрешения. Такой метод часто применяют при съемке Земли.

Если знать об этом, то можно увидеть на некоторых кадрах типичный ореол, который оставляет размытый цветной кадр:

Плутон на снимках New Horizons NASA/JHU APL/Southwest Research Institute

Именно путем такого наложения создавался тот самый впечатляющий кадр Земли над Луной, что выше приведен как пример наложения разных снимков.

Часто приходится прибегать к инструментам графических редакторов, когда надо почистить кадр перед публикацией. Представления о безупречности космической техники не всегда оправданны, поэтому мусор на космических камерах — дело распространенное. Например, камера MAHLI на марсоходе Curiosity просто загажена, иначе и не скажешь:

Одна из панорам, снятых Curiosity с помощью инструмента Mars Hand Lens Imager (MAHLI) в сол 1401 NASA/JPL-Caltech/MSSS

Соринка в солнечном телескопе STEREO-B породила отдельный миф об инопланетной космической станции, постоянно летающей над северным полюсом Солнца:

NASA/GSFC/JHU APL

Еще в космосе нередки заряженные частицы, которые оставляют свои следы на матрице в виде отдельных точек или полос. Чем дольше выдержка, тем больше остается следов, на кадрах появляется «снег», который не очень презентабельно смотрится в СМИ, поэтому его тоже стараются счистить (читай: «отфотошопить») перед публикацией:

NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Поэтому можно сказать: да, NASA «фотошопит» снимки из космоса. ESA «фотошопит». Роскосмос «фотошопит». ISRO «фотошопит». JAXA «фотошопит»… Не «фотошопит» только Национальное космическое агентство Замбии. Так что если кого-то не устраивают изображения NASA, то всегда можно воспользоваться их снимками космоса без каких-либо признаков обработки.

Виталий Егоров

Источник: https://nplus1.ru/news/2016/08/10/Photoshop-and-NASA

Как выглядит Земля из разных точек Солнечной системы

?Кирилл Размыслович (kiri2ll) wrote,
2013-06-03 01:08:00Кирилл Размыслович
kiri2ll
2013-06-03 01:08:00На днях NASA объявило о том, что 19 июля находящийся на орбите Сатурна зонд Кассини сфотографирует Землю, которая на  момент съемки будет находиться на расстоянии 1.44 миллиарда километров от аппарата.

Это не первая фотосессия такого плана, но первая о которой было объявлено заранее. Специалисты NASA надеется, что новое изображение займет почетное место в ряду таких знаменитых снимков Земли. Так это или нет, покажет время, а пока мы можем вспомнить историю фотографирования нашей планеты из глубин космоса.

Читайте также:  Рассеянное скопление m73 - все о космосе

С давних пор людям всегда хотелось взглянуть на нашу планету с высоты. Появление авиации дало человечеству возможность подняться за облака, а вскоре бурное развитие ракетной техники сделало возможным получение фотографий с поистине космических высот.  Первые снимки из космоса (если принимать стандартв ФАИ, по которым космос начинается с высоты 100 км.

над уровнем моря) были сделаны в 1946 году с помощью трофейной ракеты ФАУ-2.
Первая попытка фотосъемки земной поверхности со спутника была предпринята в 1959 году. Спутник Эксплорер-6 сделал вот эту вот замечательную фотографию.

Кстати, после того как миссия Эксплорера-6 была завершена, он еще послужил американской Родине, став мишенью для испытаний противоспутниковых ракет.С тех пор спутниковая фотография развивилась невероятными темпами и теперь можно найти кучу снимков любых частей земной поверхности на любой вкус.

Но абсолютное большинство этих фото сделано с низкой околоземной орбиты. Как же выглядит Земля с более отдаленных дистанций?Единственными людьми, которые могли видеть всю Землю целиком (грубо говоря в одном кадре) были 24 человека из экипажей Аполлонов. В наследство от этой программы нам осталось несколько классических снимков.

Восход Земли” – одно из самых известных космических фото сделанных экипажем Аполлона-8 во время облеты Луны 24 декабря 1968 года. Спустя 40 лет, японское космическое агенство с помощью зонда Кагуя сделало свой аналог этого снимка.

В большем разрешении

А вот  снимок сделанный с Аполлона-11, где четко виден земной терминатор (и да, речь не об известном боевике, а о линии разделяющей освещенную и неосвещенную части планеты).

В большем разрешении

Фото земного серпа над поверхностью Луны, сделанное экипажем Аполлона-15.

Еще один восход Земли, в этот раз над так называемой темной стороной Луны. Фото сделано с Апполона-16.

В большем разрешении

“The Blue Marble” – еще одна иконическая фотография, сделанная 7 декабря 1972 года экипажем Аполлона-17 с расстояния примерно 29 тысяч км. от нашей планеты. Это не был первый снимок, где можно было наблюдать полностью освещенную Землю, но он стал одним из самых известных.

Астронавты Аполлона-17 пока что являются последними людьми, которые могли наблюдать Землю с такого ракурса. К 40 летию фото, NASA сделала ремейк этого фото, склеив кучу кадров с разных спутников в едином композитном снимке.

Существует и российский аналог, сделанный со спутника Электро-М.

Если смотреть с поверхности Луны, то Земля постоянно находится на одной и той же точке неба. Поскольку Аполлоны сажались в экваториальных областях, то для того чтобы сделать патриотическую аватарку, астронавтам пришлось как следует наловчиться.Снимки с умеренных дистанцийПомимо Аполлонов, Землю с большого расстояния фотографировал ряд АМС.

Вот самые известные из этих снимковОчень известный снимок Вояджера-1, сделанный 18 сентября 1977 года с расстояния в 11,66 миллиона километров от Земли. Насколько я знаю, это было первое изображение Земли и Луны в одном кадре.

Схожий снимок, сделанный аппаратом Галилео с расстояния 6,2 миллиона километров в 1992 году
Снимок, сделанный 3 июля 2003 года с борта станции Mars Express. Расстояние до Земли – 8 миллионов километров.
А вот самый свежий, но как ни странно худший по качеству снимок сделанный миссией Юнона с расстояния 9,66 миллиона километров.

Вот и думай – то ли NASA совсем уж сэкономила на камерах, то из-за финансового кризиса у них поувольнялись все сотрудники, отвечающие за фотошоп.
Снимки с марсианской орбитыВот так например Земля и Юпитер выглядели с орбиты Марса.

Снимки были сделаны 8 мая 2003 года аппаратом Mars Global Surveyor, находившися на тот момент на расстоянии 139 миллионов километров от Земли.Стоит отметить, что камера на борту аппарата не могла делать цветных изображений и  это снимки в искуственных цветах.

Схема месторасположения Марса и планет на момент съемки
А вот так Земля выглядит уже с поверхности красной планеты. Трудно не согласиться с этой надписью.А вот еще одно изображение марсианского неба. Более яркая точка Венера, менее яркая (на которую указывают стрелочки) – наша родная планета
В большом разрешенииКому интересно, очень атмосферное фото заката на Марсе.

Чем-то напоминает похожий кадр из фильма Чужой.
Это кадр из фильма
В большем разрешенииА вот Земля на одном из снимков, сделанных упомянуым в начале аппаратом Кассини. Сам снимок композитный, и получен в сентябре 2006 года.

Его составили из 165 фотографий, сделанных в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре, которые затем склеили и обработали, сделав цвета похожими на натуральными. В отличие от этой мозаики,  во время съемки 19 июля на Земля и система Сатурна впервые будут сняты в так называемых естественных цветах, то есть такими, каким их увидел бы человеческий глаз.

Кроме того, впервые Земля и Луна попадут в объектив камеры “Кассини” с самой высокой разрешающей способностью.
А вот кстати, как выглядит Юпитер с орбиты Сатурна. Снимок разумеется тоже сделан аппаратом Кассини. На тот момент газовые гиганты разделяло расстояние в 11 астрономических единиц.

Семейный портрет “изнутри” Солнечной системыДанный портрет Солнечной системы был сделан аппаратом MESSENGER, находящимся на орбите вокруг Меркурия в ноябре 2010 года. На составленной из 34 снимков мозаике видны все планеты Солнечной системы, кроме Урана и Нептуна, которые находились слишком далеко, чтобы быть зафиксированными. На снимках можно разглядеть Луну, четыре главных спутника Юпитера и даже кусочек Млечного пути.
В большем разрешении
Собственно, наша родная планета.

В большем разрешенииСхема расположения аппарата и планет на момент съемки.
В большем разрешении

Семейный потрет снаружи” Солнейной системы

И наконец, отец всех семейных портретов и сверхдальних фотографий – мозаика из 60 фотографий, сделанных все тем же Вояджером-1 между 14 февраля и 6 июня 1990 года.

После прохождения Сатурна в ноябре 1980 года аппарат в общем-то бездействовал – других небесных тел для изучения у него не осталось, а до приближения к границе  гелиопаузы оставалось еще примерно 25 лет полета.

После многочисленных просьб, Карлу Сагану удалось убедить руководство NASA снова активировать выключенные десятилетие назад камеры корабля и сделать фотографию всех планет Солнечной системы. Заснять не удалось лишь Меркурий (который был слишком близко к Солнцу), Марс (чему опять же, помешал свет от Солнца) и Плутон, который попросту был слишком мал.

Вояджер-1 был выбран потому, что он шел по траектории, которая как-бы приподымала его над плоскостью эклиптики, что позволяло снимать все планеты “сверху”.Такой вид на момент съемок открывался с борта аппарата

Cнимок Солнца и регионов, где находились Земля и Венера
Планеты крупным планом
Этот уникальный снимок Земли, сделанный с расстояния в 6 миллиардов километров получил название “Pale Blue Dot” (бледная голубая точка).

Cам Карл Саган так высказался об этом фото:

“Взгляните ещё раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней.

Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюблённая пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребёнок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче.

Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки.

Подумайте о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми обитателями другого уголка.

О том, как часты меж ними разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть.

Наши позёрства, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привилегированном статусе во вселенной — все они пасуют перед этой точкой бледного света. Наша планета — лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намёка на то, что кто-то придёт нам на помощь, дабы спасти нас от нашего же невежества.

Земля — пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти — по крайней мере, в ближайшем будущем. Побывать — да. Колонизировать — ещё нет. Нравится вам это или нет — Земля сейчас наш дом”.

Астрономия, космос

Источник: https://kiri2ll.livejournal.com/16987.html

Ссылка на основную публикацию