Космонавт титов герман степанович – все о космосе

Космонавт Герман Титов: биография, личная жизнь и интересные факты :

Герман Титов навсегда вписал свое имя в историю мировой космонавтики. Слава космонавта никогда не померкнет, а его пример будет служить для всех людей данной нелегкой профессии эталоном смелости и мужества.

О Титове еще в эпоху СССР ходили легенды, которые пересказывались охотно из уст в уста. Поэтому интерес к его личности у общественности присутствовал всегда, а какие-либо интересные биографические очерки воспринимались как нечто увлекательное и необычное.

Биография космонавта Титова Германа Степановича будет представлена вашему вниманию в статье.

Важные события в детстве

Родился будущий великий советский космонавт 11 сентября 1935 года. Его родиной стала деревня Верх-Жилино, которая расположена в Косихинском районе Алтайского края. Отец Титова работал учителем и преподавал в сельской школе литературу, а мать была домохозяйкой. В конце 1941 года в их семье родился второй ребенок – родная сестра еще маленького Германа.

Во время Великой Отечественной войны отец отправляется на фронт защищать родину от фашистского нашествия, а мать с двумя детьми успешно переезжает в коммуну Майское Утро. Здесь же Герман и прошел курс начальных классов в школе.

После демобилизации Степана Титова его семья переехала в село Полковниково, а спустя еще 4 года осталась проживать в Налобихе.

Начало карьеры космонавта

Космонавт Герман Титов, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, начал собственную карьеру как военный летчик и вряд ли тогда уже задумывался о том, чтобы когда-то совершить свой исторический полет в космос.

В 1955 году он поступает в авиационную школу, расположенную в Кустанае. Учился Титов достаточно прилежно, что лишь способствовало развитию его природного таланта.

В 1957 году Герман сумел поступить в Сталинградское Авиационное училище, завершив в нем учебу с красным дипломом.

Получив сполна все необходимые теоретические знания, Титов нуждался в их практическом применении. И для этого как нельзя кстати подошел авиационный истребительный полк, который располагался на территории Ленинградской области.

Профессиональный рост космонавта Германа Титова был стремительным. Он с большим удовольствием постигал все азы нелегкой профессии летчика. Всего он совершил более 800 вылетов на борту военного самолета, оснащенного поршневыми, а также реактивными двигателями. Помимо этого, в послужном списке Германа имелось около тысячи прыжков с парашютом.

Личная жизнь космонавта Германа Титова

Далеко не везде можно встретить интересные факты о личной жизни великого космонавта. Мало кто знает, что крайне негативно сказалась на моральном состоянии Титова во время его подготовки полета в космос страшная весть о смерти родного сына. К большому сожалению, ребенок родился с пороком сердца, и через 7 месяцев его не стало.

Но данная трагедия не выбила Титова из колеи, так как он оказался достаточно сильным по духу человеком. Были ли еще дети у космонавта Германа Титова? Да. Вместе со своей женой – Черкас Тамарой Васильевной – Герман в последующем сумел воспитать двух прекрасных дочерей – Татьяну и Галину. Свадьба Титова с его избранницей состоялась в 1958 году. Рядом с Тамарой он прожил целых 43 года!

Конечно, хороший микроклимат в семье – залог успеха в профессии. Так произошло и с Титовым, которому даже личную семейную трагедию удалось перенести с честью благодаря поддержке близких. А после того как семейная жизнь наладилась, достижение профессиональных задач не казалось уже чем-то необычным для Германа.

Как свидетельствует биография космонавта Германа Титова, для детей он был готов на все. Он души не чаял в своих дочерях. А в отношении своей жены Титов был достаточно ревнивым супругом, так как его вторая половинка действительно была очень красивой и обаятельной женщиной. Ходят слухи, что ею интересовался даже президент США Роберт Кеннеди в ходе его официального визита в СССР.

Этапы подготовки к историческому полету

В 1960 году вместе с женой Титов переезжает в Москву. Ему предстояло только пройти все горнило сложнейших испытаний, чтобы выиграть отбор и стать космонавтом.

Комплекс нагрузок был направлен не только на проверку физической выносливости кандидатов. Немало времени уделялось и психологическому аспекту.

Это было необходимо для того, чтобы понять, насколько психологически будет устойчивым тот, кто полетит покорять космические дали.

Ведь неизвестно, как человек может себя повести в неизвестной обстановке, тем более при возникновении какой-либо критической для него ситуации, не потеряет ли он при этом самообладание.

После того как определилась шестерка кандидатов, каждого летчика стали усиленно готовить к полету. Среди главных претендентов стать первым космонавтом в истории человечества фигурировало имя Юрия Гагарина.

Существует легенда, будто первым должен лететь в космос как раз Герман Титов. Однако Хрущеву больше приглянулся Гагарин, и выбор пал именно на него.

После того как Юрий Алексеевич облетел вокруг земной оси (данная экспедиция была непродолжительной), в Советском Союзе стали усиленно готовиться к второму полету. Он должен быть более продолжительным по времени – так считали тогда организаторы данного необычного мероприятия.

Была создана специальная комиссия, определявшая имя того, кто станет вторым в истории советским космонавтом. Председателем ее выбрали Леонида Смирнова – директора ракетного завода, функционирующего в Днепропетровске.

Перед самим стартом корабля «Восток-2», на котором в итоге и полетел Титов, в воздух поднялась экспериментальная ракета, созданная Королевым. Однако это совершенно не смутило Германа, и он решился на главное резонансное событие всей его жизни!

Полет в космос: как он проходил

Биография космонавта Германа Титова свидетельствует о том, что 6 августа 1961 года стал поистине историческим днем для него. Всего в космосе ему удалось пробыть достаточно долго – 1 день, 1 час и 11 минут.

И за это время Герман Степанович сумел много чего необычного сделать, что до него не удавалось еще никому. К примеру, он вручную смог сориентировать корабль «Восток-2». Помимо этого, ему первому удалось вокруг Земли совершить целых 17 витков полетов.

И за все это время космонавт пообедал, поужинал, рассмотрел 17 космических зорь и побывал в состоянии невесомости. Для науки его познания стали неоценимым кладом!

Возникающие сложности и пути их преодоления

Конечно, во время полета у Германа возникали определенные сложности. К примеру, питаться космонавту было крайне непросто, так как постоянно у него возникало чувство тошноты. И когда с Земли спрашивали о его состоянии, о том, какое у него на данный момент самочувствие, он ответил весьма лаконично: «Хреновое».

Как только тошнота отступила, медиками были даны для Титова новые рекомендации. Ему посоветовали закрыть глаза сугубо для того, чтобы стабилизировать работу вестибулярного аппарата.

Ближе к завершению полета состояние космонавта Германа Степановича Титова полностью стабилизировалось, и больше ему ничего не угрожало. Однако медики из этой всей ситуации сделали определенные выводы, в результате чего последующие программы подготовки космонавтов были существенно скорректированы.

После того как корабль «Восток-2» начал опускаться в атмосферные слои, он стал двигаться в сторону железнодорожных путей, по которым перемещался поезд, и должен был именно на них приземлиться.

Но космонавту в данной ситуации невероятно повезло, что его аппарат все же очутился на вспаханном поле недалеко от города Красный Кут, расположенного в Саратовской области.

Вот таким необычным образом судьба уберегла Германа Титова от возможной трагедии.

Резонанс после полета

Сам полет Германа Титова, «серебряного космонавта», как его иногда называли в широких кругах почитатели, вызвал огромный резонанс не только в СССР, но далеко и за его пределами. Мировая пресса буквально пестрела сенсационными заголовками, касающимися данной темы.

Даже сам Гагарин, который узнал о полете своего товарища, в срочном порядке прервал собственную поездку и оперативно вернулся в Москву. Когда встречали Германа в столице Советского Союза, его приветствовали тысячи граждан.

От аэропорта Внуково и до самой Красной Площади проходил в эти дни грандиозный митинг. Все буквально рукоплескали смелому второму космонавту Герману Титову, решившему покорить космическое пространство.

Многие небезосновательно считали этот поступок настоящим подвигом!

От правительства Титову досталась машина «Волга», на которой красовался специальный номер – 02. До этого такой же презент ожидал и Гагарина – первого в истории человека-космонавта. Отличие подарка состояло лишь в том, что у Юрия Алексеевича машина была с номером 01.

Помимо этого, Герману Степановичу была вручена золотая Звезда, означавшая то, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. Церемония торжественного вручения проходила на специальном приеме в Кремле в праздничной обстановке.

Как отразилась гибель Гагарина на судьбе Титова

После гибели Гагарина Титова ожидали определенные неприятности – ему запретили любые полеты. Выдержать такой удар судьбы Герману Степановичу было непросто. Его супруга рассказывала, что когда он смотрел на небо, на котором красовался инверсионный след, он не скрывал собственных слез.

Жизнь так распорядилась, что в последующие годы Титов поднимался неоднократно в воздух, но только в качестве рядового пассажира. Однако единственный раз он все же сумел осуществить самостоятельное управление самолетом. Произошло это во время его частного визита в Америку. Тогда великий космонавт управлял планером.

Оставшемуся без работы Герману Титову стали предлагать различные должности в разных сферах деятельности. В 1972 году он стал сотрудником Главного управления космических средств. А с 1979 года уже являлся первым заместителем ГУКОС.

Данная организация специализировалась на проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. На этой высокой должности Титов пробыл до 1991 года.

Также он являлся инициатором строительства измерительного комплекса для морских кораблей.

Помимо этого, в эти годы космонавт и Герой Советского Союза Герман Титов ведет активное сотрудничество с Днепропетровским ракетно-космическим центром. Он считался одним из лучших на просторах всего Советского Союза. Здесь изготавливались даже сверхмощные межконтинентальные ракеты, которые имели стратегическое предназначение.

Постсоветский период в жизни космонавта

С 1991 года космонавт Титов Герман Степанович вышел в отставку и начал активно заниматься общественной деятельностью. В последующем благодаря собственной славе, добытой в эпоху СССР, Герман Степанович даже стал депутатом Государственной думы, причем разных созывов.

В 1992 году Титова назначили на высокую должность президента Международно-технического центра, занимавшегося вопросами электроники и космонавтики. В период с 1993 по 1995 год бывший легендарный космонавт работает заместителем председателя совета в Российском центре консерватории и аэрокосмического комплекса. А в 1999 году он был избран президентом Федерации космонавтики.

До самых последних своих дней Герман Титов лелеял мечту установить еще один необычный рекорд и побить достижение космонавта из США Галена, который в пожилом возрасте (ему было 70 лет) смог совершить полет в космос. Гален является самым возрастным космонавтом в мире.

Преждевременная смерть Титова и ее основные причины

Однако случилось непредвиденное, так как 20 сентября 2000 года у Германа Степановича произошел сердечный приступ, который привел к преждевременной смерти человека-легенды.

Согласно предположениям врачей, причиной столь печальной участи Титова стала длительная депрессия. А она могла являться прямым следствием того, что для космонавта после гибели Гагарина действовал жесткий запрет на самостоятельные вылеты.

Ведь для профессионального летчика нет ничего хуже, чем в одночасье лишиться призвания.

В связи с тем, что личность Титова обрела просто огромную популярность еще при его жизни, и о нем слагали настоящие легенды, похоронили Германа Степановича на Новодевичьем кладбище.

Как известно, там во все времена хоронили лишь гениальных людей, оставивших неизгладимый след в какой-либо сфере деятельности человечества.

Читайте также:  Созвездие гидра - все о космосе

Не стал исключением и выдающийся космонавт, обретя вечный покой именно там!

Роль Титова в мировой истории является определяющей, ведь тема космоса там всегда будет занимать главенствующее положение. Все дело в том, что человечество всегда интересовалось малоизвестными темами. И космические просторы науке пока до конца еще не покорились.

Поэтому те люди, которые жертвовали собственным здоровьем и даже в какой-то степени своей жизнью, навсегда обретали статус настоящих героев! И Герман Степанович Титов как раз и является одним из них, будучи среди первооткрывателей космических просторов видной личностью!

Источник: https://www.syl.ru/article/378388/kosmonavt-german-titov-biografiya-lichnaya-jizn-i-interesnyie-faktyi

Герман Титов

Титов Герман Степанович – космонавт СССР, биография которого вошла в историю советской и мировой космонавтики. Он совершил второй полет после Юрия Гагарина на орбиту Земли и первым провел в космосе более суток, совершив 17 оборотов вокруг планеты.

Детство и юность

Будущий космонавт родился 11 сентября 1935 года в деревне Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края. По знаку зодиака мальчик – Дева.

Отец Степан Павлович Титов, русский по национальности, преподавал родной язык и литературу в сельской школе.

Он любил поэзию Александра Пушкина, сам писал стихи, занимался живописью и игрой на музыкальных инструментах. Мать Александра Михайловна была домохозяйкой.

Герман Титов в детстве

В конце 1941 года у Титовых родилась дочь, которую Степан Павлович назвал в честь героини поэмы Пушкина Земфирой. Позднее сестра Германа получила фармацевтическое образование, стала сотрудницей управления аптеками Московской области.

Во время войны отец ушел на фронт, а мать с детьми переехала в коммуну Майское Утро, где старший Герман окончил начальную школу. После того, как Степан Титов демобилизовался, семья переселилась в село Полковниково, а еще через 4 года – в Налобиху. Герман учился хорошо и всегда радовал родителей высокими оценками.

Космонавт

Карьеру Герман Титов начинал как военный летчик. В 1955 году юноша поступает в Кустанайскую военную авиационную школу. Через два года Герман становится курсантом Сталинградского авиационного училища, которое заканчивает с отличием и получает диплом военного летчика.

Германа Степановича направляют в авиационный истребительный полк, расположенный на территории Ленинградской области. За время службы в ВВС Герман Титов совершил 800 вылетов на военных самолетах с реактивными и поршневыми двигателями.

В послужном списке летчика тысяча прыжков с парашютом.

Герман Титов в молодости

В 1960 году Германа Титова утвердили в группу космических войск СССР. Он вошел в первую двадцатку космонавтов, которых готовили Е. Карпов, В. Яздовский, Н. Гуровский, О. Газенко, А. Генин.

Титов тренировался вместе с Валерием Быковским, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем, Алексеем Леоновым. Герман Титов показывал отличные результаты и был назначен дублером Юрия Гагарина при подготовке к первому полету.

Специальная госкомиссия решала вопрос о том, кого первым отправить в космос. 8 апреля окончательно определилась кандидатура Юрия Гагарина на выполнение одновиткового полета вокруг Земли, который проходил на высоте 180-230 км в течение полутора часов и оканчивался посадкой в заданном районе.

Герман Титов и Юрий Гагарин

Самым мучительным после отправки космонавта на орбиту стало ожидание его благополучного возвращения. Полет прошел в штатном режиме, и уже 14 апреля в Москве состоялся грандиозный салют в честь первого полета человека в космос. Сразу же началась подготовка Германа Титова, которому предстояло выполнить расширенный спектр задач.

После проведения первого запуска ракеты с человеком на борту отряд космонавтов «Восток» продолжил подготовку, и 6-7 августа Герман Титов с позывным Орел совершил облет Земли рекордной для того времени длительности. Корабль второго космонавта СССР назывался «Восток-2». В космосе Герман Степанович находился 25 часов, он сделал 17 витков по орбите, что составило 703 тысячи километров.

Космонавт Герман Титов

Космонавт в рамках работы в космосе испытал ручное управление космическим кораблем, в том числе совершил различные маневры. Титов первый попробовал космический обед, поспал в невесомости. Герман сделал фото планеты из космоса.

Капсула с космонавтом приземлилась в Саратовской области рядом с городом Красный Кут. В полете с Германом Титовым произошел забавный случай. Ему было выделено время для сна – с 19 часов до 2 ночи.

Но, проснувшись за 10 минут до окончания этого срока, Герман решил вздремнуть и проспал 35 минут. Об этом случае даже сложили анекдот, упомянув в нем армянское радио и будильники ереванского завода.

Герман Титов, Никита Хрущев и Юрий Гагарин

Позднее вспоминая о полете, Герман Титов рассказал еще об одном казусе, который с ним случился сразу после приземления.

Одетого в скафандр космонавта с парашютом за спиной жители местности приняли за разведчика и долго не отпускали до выяснения обстоятельств. Возвращение космонавта породило слух о лучевой болезни, которая началась у Германа после полета.

Утверждалось, что летчик облысел, стал слепым и потерял возможность иметь детей. Эти слухи веселили Германа и его семью, а после рождения двух дочерей разговоры об облучении космонавта поубавились.

Герману Титову было всего 25 лет, и он стал самым молодым летчиком, побывавшем на орбите за всю историю космонавтики. Его должностные обязанности расширились, и он стал летчиком-испытателем.

Герман Титов в молодости

10 августа Герману Титову было присвоено звание героя СССР, летчика-космонавта наградили орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Помимо советских наград, в послужном списке космонавта насчитываются медали и ордена других государств: Вьетнама, Монголии, Болгарии, Румынии, Конго, Сирии.

Титов – автор 6 книг, посвященных космосу. Самыми известными из них считаются «700 тысяч километров в космосе», «Семнадцать космических зорь», написанные в 1961-1962 годах.

В составе первого отряда Герман Титов находился в течение 10 лет. За это время он окончил Военно-воздушную инженерную академию, участвовал в программе подготовки «Спираль», испытывал летательные аппараты МиГ-21 и Су-7, Су-9, Су-11, Як-28, ЯК-25РВ и др. В 1970 году Герман Титов поступил в Военную академию генштаба.

Герман Титов и Юрий Гагарин

Герман Титов неоднократно участвовал в создании документальных научно-популярных фильмов. В 1961 году он стал героем лент «Москва встречает космонавта-2» и «Снова к звездам». Через год была создана киноверсия книги космонавта «700000 километров в космосе», появился фильм «В 35-й раз через экватор» о поездке Титова в страны азиатского континента.

В новом веке о космонавте были созданы документальные ленты «Второй. Герман Титов», «Герман Титов. Первый после Гагарина», «Герман Титов. Звезда над Алтаем». Образ космонавта воплотил на экране актер Вадим Мичман, сыграв в художественной драме «Гагарин. Первый в космосе». В фильме также снялись Ярослав Жалнин, Михаил Филиппов, Владимир Стеклов, Инга Оболдина.

Фильм “Герман Титов. Первый после Гагарина”

После окончания академии Герман Титов был назначен заместителем руководителя Центра по управлению космическими аппаратами Министерства обороны Советского Союза.

С 1973 года работал на руководящей должности по научно-исследовательским программам в области космонавтики.

При участии Германа Титова был запущен проект по созданию морских кораблей измерительного комплекса, в частности корабля «Маршал Неделин».

В 45 лет Герман Степанович защитил кандидатскую по военным наукам, к середине 80-х годов космонавту присвоили звание доктора наук. В 1988 году Герману Титову присвоено звание генерал-полковника авиации.

Герман Титов на посту президента международного центра «Космофлот»

В 1991 году Герман Титов уволился в запас, но не ушел из космической сферы. Титов вступил в должность президента международного центра «Космофлот», 2 года служил заместителем руководителя Совета центра конверсии. В 1999 году возглавил Федерацию космонавтики РФ.

Всю жизнь Герман Титов занимался вопросом расследования причин гибели своего товарища и предшественника Юрия Гагарина. К марту 2001 года Герман собирался завершить исследования, но не успел.

Личная жизнь

Личная жизнь летчика-космонавта была связана с одной женщиной. В 1958 году женой Германа Титова стала украинка Тамара Васильевна Черкас, с которой летчик познакомился, будучи студентом летного училища. В 1963 году в семье Титовых родилась первая дочь Татьяна, а через два года – Галина.

Герман Титов с женой и дочкой

Старшая дочь после окончания экономического факультета МГИМО работала в Министерстве внешней торговли. В 1989 году у нее родился сын Андрей. Младшая Галина, окончив Институт военных переводчиков, работала в представительстве ООН в России.

Смерть

Герман Степанович скончался внезапно от инфаркта в возрасте 65 лет 20 сентября 2000 года. Его могила находится на Новодевичьем кладбище. Память о Германе Титове была увековечена во многих сферах. В его честь получили названия кратер на Луне, остров и подводная гора в океане, а также институты, аэрофлот, школы, гимназии.

Могила Германа Титова

В городах России и бывших республиках СССР более 45 улиц названы именем Германа Титова. Через 11 лет после смерти летчика на малой родине, в здании школы села Полковниково, где учился Герман и преподавал его отец, открылся мемориальный музей.

Награды

  • 1961 – Герой Советского Союза
  • 1961 – Два ордена Ленина
  • 1961 – Медаль «За освоение целинных земель»
  • 1961 – Заслуженный мастер спорта СССР
  • 1976 – Орден Трудового Красного Знамени
  • 1985 – Орден Октябрьской Революции
  • 1991 – Заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР
  • 1995 – Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
  • 2000 – Благодарность Президента Российской Федерации

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4823-german-titov.html

Космонавт №2. Герман Степанович Титов

Во время полета у космонавта обнаружились серьезные проблемы с питанием. Когда у Германа Степановича началась рвота, он на вопрос с Земли о самочувствии честно ответил: «Хреновое». Чтобы тошнота прекратилась, медики порекомендовали ему закрыть глаза, дабы вестибулярный аппарат стабилизировался.

Окончательно нормализовалось состояние космонавта перед окончанием полета. Это отметили и психологи, пытающиеся после каждого витка оценить по тембру голоса Титова, что происходит на самом деле за его бодрыми докладами «Все в порядке!».

Впоследствии вестибулярные расстройства Титова сослужили космической медицине хорошую службу — после этого «эксперимента» программа подготовки космонавтов была подвергнута существенной коррекции.

Настоящая же опасность, как и водиться, была там, где ее не ждали. После входа в плотные слои атмосферы корабль Германа Степановича начал на парашюте опускаться на железнодорожное полотно, по которому в тот момент двигался поезд.

Более абсурдную ситуацию трудно придумать — пролететь в космосе семьсот три тысячи километров и врезаться в поезд при приземлении. К счастью, корабль Титова сел на вспаханном поле в пятидесяти метрах от железнодорожной линии.

Приземлился космонавт номер два в той же Саратовской области, что и Гагарин, недалеку от города Красный Кут.

Узнавший о полете товарища Юрий Алексеевич прервал свою поездку и вернулся в Москву. Столица в то время рукоплескала новому герою — тысячи граждан города приветствовали космонавта на всем пути от Внуково до Красной площади, где прошел грандиозный митинг.

Затем состоялся праздничный прием в Кремле с вручением космонавту Звезды Героя. Двадцать пять лет было Герману Степановичу на момент его полета в космос и данный возрастной рекорд до сих пор не побит. На банкете супругам Титовым удалось вместе перекусить, правда, в присутствии сотен зрителей.

Читайте также:  Есть ли жизнь на марсе - все о космосе

Затем их отвезли на госдачу, где впервые после полета они остались вдвоем.

Каждому вернувшемуся из космоса правительство дарило «Волгу» со спецномером, который соответствовал порядковому номеру космонавта — для Гагарина 01, для Титова 02 и так далее. Всем выделяли меблированную квартиру и выплачивали зарплату, в несколько раз превышающую заработную плату рядового летчика.

Статус Титова после полета вообще кардинально изменился, у него появилось множество друзей и знакомых в среде артистов и художников, его часто стали приглашать на частные встречи и приемы. Летчик-испытатель и писатель Марк Галлай писал: «…Далеко не простым делом было не поддаться естественно возникшей вокруг космонавта победно ликующей атмосфере всемирного масштаба.

И Титов не поддался… Моральную победу над собой я склонен расценивать не ниже, чем готовность лететь в космос». Тем не менее, Герман Стапанович, будучи человеком импульсивным, стал позволять себе экстравагантные поступки.

К примеру, в ходе визита в Румынию в момент следования кортежа с космонавтом Титов внезапно выскочил из машины, попросил у сопровождающего его лица мотоцикл, сел на него и умчался вперед. В то время этот поступок выглядел небывалой дерзостью.

Через год после полета у Титовых родилась старшая дочь Татьяна. А спустя два года родилась вторая дочь Галя. Герман Степанович рассказывал: «Старшая появилась на свет, когда я был дома, а младшая родилась, когда я улетел в Конго. Перед полетом попросил врачей положить Тамару в больницу.

Как чувствовал! Только прилетел в Конго ко мне подошел негр и пошутил: «Поздравляю, у вас дочка родилась, назвали в честь нашего президента (Альфонса Масамбы де Бар) Альфонсиной». Вернулся к жене в Москву — та плачет, поскольку ждала сына. Тут в палату вносят это чудо — огромные черные глаза, черные волосы и она этими глазенками стреляет по сторонам.

А девке всего второй день! Вспомнилась украинская песня: «Ой, Галино, ой, дивчино…». Так и назвали».

1 декабря 1961 Герман Степанович посетил родные места. Местные жители вспоминали: «Когда он приехал в Полковниково, шел густой, крупный снег. Собралось множество народу, в честь приезда был устроен митинг.

Все были очень рады — ведь он наш, с нашего посёлка! Такого восхищения и счастья, такого восторга мы больше не испытывали… Про отряд готовящихся космонавтов мы слышали, однако думали, что летать один Гагарин будет, а прочим не позволят. А тут разрешили!».

Начиная с 1966, Герман Степанович принимал участие в испытаниях Су-7 и МиГ-21, ЯК-25РВ и Як-28, Су-9 и Су-11. С Гагариным Титов был по-прежнему дружен, они часто ездили вместе с семьями отдыхать на море. Вместе с Юрием Алексеевичем он в начале 1968 окончил Военно-воздушную академию им. Жуковского.

Дипломная работа, которую Титов защитил на отлично, была по системе аварийного спасения (САС) одноместного воздушно-космического летательного аппарата. Титов крайне тяжело пережил гибель товарища, разбившегося 27 марта 1968 в ходе учебного полета. Он рассказывал: «Жуткую весть я услышал, находясь в Италии.

Первым мне сказал об этом местный шофер, когда я выходил из Помпеи. Я не поверил, и мы с товарищами решили срочно ехать в Сорренто, где располагалось наше консульство. Уже в Сорренто мы увидели телевизионную передачу. Той же ночью я возвратился в Рим и в четыре часа разбудил руководителя нашей делегации со словами: «Можно мне лететь в Москву?».

После гибели Гагарина появилось иезуитское распоряжение — Титову запретить всякие полеты. Для космонавта это явилось настоящей трагедией. По словам супруги, «когда он видел в небе инверсионный след, то просто плакал». Впоследствии Герману Степановичу приходилось часто летать, но лишь пассажиром.

Единственный самостоятельный полет за долгие годы Титов совершил в ходе частного визита в Америку, да и то на планере. По факту, космонавт номер два остался без работы. Ему начали предлагать различные руководящие должности в Звездном городке и в отряде космонавтов, однако «свадебным генералом» Герман Степанович не стал.

После окончания Военной академии Генштаба им. Ворошилова в 1972 он устроился в Главное управление космических средств. В 1979 он стал первым замом начальника ГУКОС по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и в этой длжности проработал до 1991 года.

Помимо этого он являлся инициатором строительства морских кораблей измерительного комплекса, в частности, принял участие в разработке корабля «Маршал Неделин».

Также у Титова возникла тесная связь с Днепровским ракетно-космическим центром, в котором строились космические аппараты военного назначения и космические носители, а также мощные межконтинентальные ракеты стратегического назначения.

В то время там рождалось новое поколение разведывательных космических аппаратов, особое внимание среди которых уделялось «Целине-2». Перед разработчиками встала проблема выбора председателя госкомиссии по тестированию объекта совместно с новым космическим носителем «Зенит».

Предпочтение было отдано Герману Степановичу — не только как дипломированному инженеру, умелому руководителю и блестящему испытателю, но и как предельно честному и смелому человеку.

Выбор генерал-лейтенанта Титова также был с дальним прицелом — «Зенит» создавали для будущих пилотируемых полетов на смену «семерке».

Летно-конструкторские проверки «Зенита» проходили вовсе не гладко, и Титову пришлось проявить невероятную настойчивость. Множество времени космонавт проводит в разъездах. Сам он рассказывал: «Я практически не видел своих детей. Уходил — они спали, приходил — спали.

Тамара как-то сказала мне: «Знаешь, Галина вроде собирается замуж» — «Как это, а институт?» — «Да она закончила его давно»… Однажды я подсчитал, что за всю службу был в командировке каждый второй день». Первый старт на заседании Госкомиссии был назначен на День космонавтики, но не состоялся по техническим причинам.

Первый полет «Зенита» прошел на следующий день — 13 апреля 1985. Владимир Команов, бывший главным конструктором ракетно-космического направления, рассказывал: «При первом запуске «Зенита» случилось невероятное — команда отделения полезного груза по времени совпала с аварийным прекращением полета.

Какие-то тысячные доли миллисекунды, но они нас и подвели — мы решили, что вывели на орбиту полезный груз. Радуемся, обнимаемся, везде докладываем об успешном запуске. Вскоре приходит запрос от войск ПВО: «Наблюдаем на нерасчетной орбите неопознанные объекты. Запрашиваем разъяснений».

За противовоздушной обороной пришел из МИДа запрос: «Американцы спрашивают, что за фрагменты на орбите?» Титов дал телеметристам одни сутки. Все стало ясно на следующий день. Титов собрал всех, взял слово и назвал вещи своими именами. В конце сказал: «Пришла пора, когда нас спросят за израсходованные госсредства.

Многие могут попасть в места не столь отдаленные, например, в Магадан, включая и меня». Зал затаил дыхание, а Герман Степанович продолжил: «Учтите только, что сидеть по-разному будем — я, как почетный гражданин Магадана…». Даже, несмотря на трагизм ситуации, все в зале взорвались хохотом. Умел Титов разряжать обстановку».

На третьей летной машине был установлен небольшой спутник, а недостающую массу заменили «песком». Запуск прошел удачно, ракетчики шутили — на орбиту впервые был доставлен «песок».

Четвертый пуск ознаменовался новым скандалом — наверху интересовались, почему обтекатель не раскрылся, и откуда взялась энергетика вторую ступень вытащить на орбиту? Председатель Госкомиссии «ребус» днепровцев разгадал быстро — южане хитрили, и их новый носитель имел громадные резервы.

Последние запуски подтвердили — «Зенит» успешно выводил полезные грузы весом четырнадцать тонн и более. С каждым новым пуском авторитет Титов рос. Космонавт мгновенно ухватывал суть проблемы, разбирался в нюансах сложнейшей техники, на равных беседовал с испытателями и разработчиками, генеральными и главными, генералами и академиками.

Впоследствии «Зенит» летал «без сучка, без задоринки». После десятого запуска председатель Госкомиссии подал в правительство предложение о досрочном окончании испытаний и сдаче в эксплуатацию. За вклад в создание носителя XXI века Герман Степанович стал в 1988 лауреатом Ленинской премии.

Развал страны и «новые» взгляды на космонавтику, объявленную с подачи либералов лишней обузой для госбюджета, Титов пережил тяжело. В одночасье высокие профессионалы оказались стране не нужны, и в октябре 1991 знаменитый космонавт вышел в отставку и занялся общественной деятельностью. Впоследствии он избирался депутатом Госдумы разных созывов.

По поводу перестройки Титов говорил: «Может быть, строй и нужно было поменять, но экономику страны рушить точно не следовало… Нас воспитали законопослушными. И мы, наверное, были чересчур доверчивы. Когда стали разваливать Советский Союз, по привычной инерции доверяли. Провозглашались какие-то лозунги, издавались указы, а мы думали, что все это в рамках законов.

Проглядели, прошляпили!.. Я не устану повторять, что космонавтика важнейшая отрасль народного хозяйства. И если на боку лежит хозяйство, то и космонавтика тоже. Ее не оторвать от общего состояния науки и экономики в стране! Была Академия наук, на космос работали мощные научные, отраслевые, ведомственные институты. Что же теперь? Лишь жалкие остатки.

Скажу, слегка переиначив Лермонтова: «Печально я смотрю на это поколенье».

В период с 1991 по 1992 Титов являлся первым замом начальника Космических частей Министерства обороны. В 1992 Герман Степанович стал президентом Международного научно-технического центра по электронике и космонавтике, а с 1993 по 1995 работал зампредседателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса.

Наконец, в 1999 Герман Степанович был избран президентом Федерации космонавтики. До последнего дня Герман Степанович жил надеждой установить еще один рекорд, побив результат американского космонавта Гленна, в семидесятисемилетнем возрасте совершившим второй полет в космос.

Для этого Титову нужно было дожить хотя бы до семидесяти восьми.

11 сентября 2000 знаменитому космонавту исполнилось шестьдесят пять лет, а через девять дней Германа Степановича не стало — у него произошел сердечный приступ.

Несомненно, для тренированного организма, постоянно находившегося под медицинским наблюдением и контролем, это была безвременная кончина. Есть только одно объяснение — депрессия и, как результат, общее расстройство.

Похоронен легендарный покоритель космоса был на Новодевичьем кладбище.

автор: Ольга Зеленко-Жданова

источник: topwar.ru

Источник: http://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/kosmonavt-2-german-stepanovich-titov.html/3

Космонавт № 2. Герман Степанович Титов

Герман Степанович Титов (1935—2000) — советский космонавт, второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток). Герой Советского Союза (9 августа 1961). Дублёр Юрия Гагарина.

Считается, что помнят всегда только первых. Это неправда, во всяком случае, по отношению к Герману Титову. Он был вторым после Гагарина полетевшим к звездам, но его имя тоже вошло в историю космонавтики.Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.

Отец- Степан Павлович был учителем, писателем, играл на множестве инструментов, рисовал, писал стихи и песни. В военные годы Степан Павлович был на фронте, а его жена Александра с сыном Германом и дочерью Земфирой (дети были названы отцом в честь героев произведений А. С.

Пушкина) жили у родителей в коммуне Майское Утро — там Герман учился с первого по третий класс, семилетку он заканчивал в Полковниково, а среднюю школу — в селе Налобиха.Герман Титов в мальчишеские годы не мечтал стать летчиком. Это уже потом он отвоевал у природы кусочек небесной голубизны и спрятал его в своем сердце. Интерес был к другому. Он смотрел на звезды.

Читайте также:  Облако оорта - все о космосе

В школе увлекся техникой. Самой первой машиной, которая открыла перед Германом свои тайны, был старенький кинопроекционный аппарат. Мальчишка неотступно ходил за киномехаником, приставал до тех пор, пока тот не объяснил устройство аппарата. И скоро Герман сам крутил фильмы в сельском клубе.Потом его занимал автомобиль, и он не успокоился, пока не научился его водить.

Были трактор, радиотехника, долгие бессонные ночи над самодельным приемником, школьный радиоузел и даже маленькая электростанция… Когда в Барнаульском военкомате в 1953 году его спросили, куда он хочет пойти служить, он без колебаний ответил: «В авиацию, в летное училище».

На это решение повлияла встреча с военным летчиком, посетившим незадолго до этого школу, – уж больно форма у него была красивая. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), причем закончил с отличием, несмотря на то что его чуть не выгнали с последнего курса за «самоволку». В 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище в г. Новосибирске.

Служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе (26 авиаполк, машины СУ-7).В 1957 году в поселке Сиверский он встретил свою будущую жену- Тамару Васильевну. «Мы оба участвовали в художественной самодеятельности при Доме офицеров. Я пела, а Герман вел концерты и участвовал в акробатических пирамидах. А познакомились на танцах, куда друзья затащили Германа после полета.

Потом встречались в клубе и часто ходили вместе на занятия. В Доме культуры сестра попросила меня показать «моего» Германа и сказала: «Да, красивый!» А я ответила: «Не только красивый, но и умный». Я всю жизнь считала, что он самый лучший, самый умный, самый честный»- вспоминает Тамара Васильевна 24 апреля 1958 года они расписались в Сиверском сельсовете.Шел 1959 год.

Уже появились на орбитах первые советские спутники, все чаще звучало казавшееся еще совсем недавно фантастическим слово «космос». Как вспоминал Герман Степанович, приехала в полк какая-то комиссия и, после рассмотрения множества личных дел, пригласила нескольких летчиков на собеседование. Ему предложили летать на новой технике, а на какой – не сказали. Он согласился.

Вскоре вызвали в Москву для медицинского обследования. Многих отсеяли, но Титов прошел. Здесь он понял, что дело серьезное и летать придется на ракетах, а не на самолетах, и задумался… Взял, как сейчас говорят, тайм-аут. Вернулся в полк, оформил отпуск, съездил на родину.

По прошествии почти двух месяцев он вернулся в Сиверское – а полка нет… Передислоцировался за границу, а на счет его судьбы распоряжений никаких не осталось.Тогда Герман вспомнил о предложении, которое получил в Москве, позвонил по известному только ему телефону – и вскоре получил вызов. В 1960 назначен в отряд космонавтов.

Разные люди собрались в первом отряде Звездного: разные характеры, несхожие вкусы. В новую среду входили по-разному: кто легко, кто трудно. Титов быстро сходился с людьми. Товарищи любили его за разносторонность и яркость натуры.

Он любил музыку, литературу, читал на память главы из «Евгения Онегина», хорошо декламировал Маяковского и Лермонтова, пел, неплохо рисовал, не имел равных в стремительном танце, на гимнастических снарядах и игровых площадках.

До старта они с Юрой шли вровень. 12 апреля Титова объявили дублером Юрия Гагарина. Многие думали, что его специально не пустили в первый, более простой, полет, приберегая для второго, более сложного и продолжительного. 12 апреля Германа, как дублера, одели первым, чтобы Юра Гагарин не так устал и не вспотел в скафандре. И они вдвоем приехали на старт. Когда Юра поднялся на площадку, Герман разделся и пошел на КП к Королёву. И Сергей Павлович сказал ему: «А ты, Герман, не расслабляйся, полетишь следующим. Вот сходи в отпуск и приступай к тренировкам».

Из письма Германа Титова жене: «Родная моя, сегодня был очень трудный день. Из старой «гвардии» остался я один. Помнишь Вовку, парня из Питера? Он потерял сознание на перегрузках, а я выдержал. Знаешь, мне начинает казаться, что я двужильный. Пульс сегодня во время испытаний был чудовищный: 210 ударов в минуту.

Я даже начал беспокоиться, как бы мое бедное сердечко не выскочило из груди. Но все обошлось благополучно. Завтра предстоит подъем на высоту, боюсь страшно, но страшно хочется пройти эту комиссию. Сегодня тут были высокие люди «из министерства».

Говорили немного об условиях работы, но пока еще ничего конкретного…»Во время занятий в конструкторском бюро он внес несколько технических предложений, с которыми согласились ученые. Быть может, учитывая все эти качества Титова, когда готовился второй старт и поначалу проигрывался вариант трехвиткового полета, академик Королев настоял на суточном рейсе.

Был выбран пилотом второго космического корабля «Восток-2», запущенного в августе 1961. 6- 7 августа 1961 года Герман Титов пробыл в космосе сутки, точнее, 25 часов 18 минут, отсчитав по космическому спидометру 700 тысяч километров. В полёте имел позывные «Орёл». Впервые в космическом полете дала о себе знать болезнь укачивания.

Специалисты поняли всю важность устойчивости вестибулярного аппарата и в дальнейшем внесли существенные изменения в методики тренировок.Несмотря на некомфортное самочувствие, Герман Титов стал первым в мире космическим фотографом. Его снимки Земли из космоса были опубликованы во всех газетах.

А когда перед входом в плотные слои атмосферы спускаемый аппарат, как и у Юрия Гагарина, не до конца отделился от приборного отсека, Герману стало не по себе.Парашют раскрылся, но из-за ветра его немного повертело. И тут он увидел, что его несет на железную дорогу, по которой мчится поезд. Но Герман умело управлял парашютом, и сел в 30 метрах от полотна.

Спускаемый аппарат приземлился вблизи города Красный Кут Саратовской области. Это была новая веха в развитии космонавтики, важный этап в науке.На момент полёта Герману Титову было без одного месяца 26 лет, благодаря чему он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.

Позже он рассказывал: « На той высоте совершенно по другому мыслишь о своем земном пребывании. Я смотрел на Землю и думал: нам кажется, что она бесконечная, безмерная, безбрежная. А она, оказывается, такая маленькая! И этот голубенький ореол атмосферы — всего лишь тоненькая пленочка.

И не дай Бог ее разрушить!»За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм майору Титову Герману Степановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11158).

В 1968 году Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в 1972 году — Военную академию Генерального штаба.

В 1972—1973 годах — заместитель начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Главного управления космических средств Министерства обороны СССР, в 1973—1979 годах — заместитель, в 1979—1991 годах — первый заместитель начальника ГУКОС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам.

Являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Являлся активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял большое личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин». С октября 1991 года генерал-полковник авиации Г. С. Титов — в запасе.

В 1992—1993 годах — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», в 1993—1995 годах — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. С 1999 года — президент Федерации космонавтики РФ.Жил в Москве.

Герман Титов был автором книг «700 тысяч километров в космосе», «Семнадцать космических зорь», «Авиация и космос», «Голубая моя планета», «На звездных и земных орбитах». Член КПСС с 1961 года. Баллотировался в первом (1993) и втором (1995) созывах в Государственную Думу от КПРФ. 14 мая 1995 года победил на довыборах в Коломенском округе.

Входил во фракцию КПРФ в первом и втором созывах. На протяжении тридцати девяти лет Титов остается самым молодым человеком нашей планеты, побывавшим в космосе. Мечтал он стать и самым пожилым космонавтом и готов был для этого ждать 15 лет. Но не все мечты сбываются.Скончался от сердечного приступа в парной бане 20 сентября 2000 года.Прощание с Германом Степановичем Титовым состоялось 25 сентября в Культурном центре Вооруженных Сил России имени М.В.Фрунзе. В тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. У него остались жена Тамара Васильевна и две дочери: Татьяна и Галина.6 августа 2011 года состоялось открытие нового здания мемориального музея Г. С. Титова в с. Полковниково. Мемориальный комплекс включает в себя отреставрированное здание старой Полковниковской семилетней школы, в которой учился будущий космонавт и преподавал его отец, а также новое здание. В нем расположены экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников. Общая площадь нового музейного комплекса превышает 1000 квадратных метров.

Названы в честь Титова-

*Почтовый конверт, посвященный Г. С. Титову *Почтовая марка России, 2010 год*Кратер на обратной стороне Луны *Остров в Тонкинском заливе *Аэропорт города Барнаул *Пионерские лагеря, улицы и т. п. *Дворец зрелищ и спорта города Барнаула*Улицы в Барнауле, Волгограде, Волоколамске, Выборге, Екатеринбурге, Махачкале, Красном Куте (близ места приземления), Липецке, Новосибирске, Пензе, Саранске и других городах России, а также ближнего и дальнего зарубежья (см. Улица Титова) *В Советском Союзе именем Титова, как и именем других космонавтов, назывались многочисленные пионерские дружины и отряды.* Лицей № 1 города Краснознаменск *Детский оздоровительный центр *Алтайский оптико-лазерный центр *Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова *Гуманитарно-эстетическая школа — гимназия № 20 в г. Шымкент, Казахстан.*МОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова — Московская область, Щелковский район, Щелково-3 *Детский загородный лагерь им. Г. С. Титова — Псковская область, Анохова Губа, 30 км. от Пскова *Центральная улица города Байконур *Улица в пос.Конышевка Курской области*В 2007 г. в честь Германа Титова, в Москве на здании Института космических исследований Российской академии наук была установлена мемориальная доска. *В июне 2009 г. именем Германа Титова назван пассажирский лайнер А-320 авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии».

” Наше поколение сделало великое дело – и нам сегодня можно с гордостью оглянуться на наши лучшие годы. Благополучие страны, безопасность страны, грамотные люди, высокая национальная культура – это был вклад нашего поколения в историю ХХ века.

Энтузиазм, трудовой героизм, патриотизм – для нашего поколения это были не просто звонкие слова. И я уверен, что наши дети и внуки эти свойства души нашего народа не утратят.

И былая космическая слава нашей страны возродится! ” (из интервью Германа Степановича Титова, которое он дал В.Полетаевой).

книги Германа Титова

11.09.2015 в 06:50

Источник: http://bianki.mypage.ru/nauka-i-tehnika/kosmonavt__2_german_stepanovich_titov_1_1.html

Ссылка на основную публикацию