Космонавт джанибеков владимир александрович – все о космосе

Владимир Джанибеков

Космонавт Джанибеков Владимир Александрович - все о космосе

Владимир Джанибеков – самый опытный советский космонавт, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, а также член Союза художников СССР. Этот человек сделал неоспоримый вклад как в астронавтику, так и в физику. Благодаря ему разработана теорема теннисной ракетки (или эффект Джанибекова).

Детство и юность

Будущий Герой Советского Союза родился 13 мая 1942 года на территории бывшей Казахской ССР в поселке Искандер, расположенном вблизи Ташкента. По национальности Владимир Александрович – русский. Его настоящая фамилия – Крысин (в будущем космонавт взял фамилию своей возлюбленной – Лилии Джанибековой).

Космонавт Владимир Джанибеков

Мальчик рос и воспитывался в среднестатистической советской семье, его отец Александр был пожарным и военнослужащим, а мама Евдокия работала медсестрой.

Детство Владимира проходило в тяжелое военное и послевоенное время.

После поражения Адольфа Гитлера в Советском Союзе настал новый период под названием «Демократический импульс войны»: люди жили с надеждой на лучшее, и считали, что для страны наступил новый виток перемен как в политической структуре, так и в культуре и экономике. Однако после победы над фашисткой Германией власть Сталина только окрепла, а количество репрессий достигло апогея: к «врагам народа» прибавилось еще как минимум миллион граждан.

Владимир Джанибеков в молодости

По слухам, юный Володя с пятилетнего возраста твердил родителям, что научится летать и станет астролетчиком. Однако его мама и папа в то время даже не предполагали, что мечта маленького мальчика (который к тому же не отличался спортивным телосложением) через несколько десятков лет, в период «холодной войны», станет реальностью.

С 1953 по 1958 года будущий космонавт учился в Ташкентском Суворовском военном училище МВД СССР (ТшСВУ), однако во времена сокращения армии по приказу Хрущева учебное заведение было упразднено и расформировано. Поэтому Владимиру пришлось вернуться на школьную скамью. Примечательно, что Джанибеков окончил школу с золотой медалью. Сообразительный юноша схватывал знания на лету, будь то точные или естественные науки.

В 1960 году Владимир пробовал стать студентом военного училища, однако не прошел по конкурсу. Поэтому молодой человек поступил в Ленинградский государственный университет на физический факультет.

По мнению Владимира, космонавт обязан быть астрофизиком, и только потом он понял, что нужно в первую очередь отдавать предпочтение инженерии.

Владимиру пришлось оставить университет из-за нехватки времени: учебу невозможно было совмещать с полетами.

Но в 1961 году Джанибеков, руководствуясь детской мечтой, сдает вступительные экзамены в Ейское военное училище (ныне военный институт) по подготовке летчиков. Там же Владимир Александрович проходил службу в армии и был инструктором учебного авиаполка.

Примечательно, что в том же учебном заведении обучался космонавт Павел Иванович Беляев.

Космонавтика

В 21 веке астронавтика считается не подвигом, а скорее чем-то обыденным и привычным.

Человек стал зависим от гаджетов, а подготовка космонавтов проходит с использованием новейших технологий, да и сами полеты стали усовершенствованными благодаря научному прогрессу и полученным знаниям в области физики.

Таким образом, по большому счету за человека все делают машины, но, когда космонавтика только начинала давать первые ростки в период «холодной войны», покорителям космоса приходилось полагаться на собственный ум и технические знания.

Космонавт Владимир Джанибеков

Людей, которые смогли приблизиться к звездам, встречали, как олимпийских героев. Например, Юрия Гагарина ждала вся страна, а некоторые из граждан держали в руках большие охапки цветов.

К людям, которые не побоялись шагнуть навстречу неизвестности (ведь тогда не было столь высокой вероятности успеха в экспедициях), можно отнести Владимира Джанибекова, который совершил пять космических полетов как командир экипажей, что считается мировым рекордом во времена СССР. Этот подвиг повторен лишь единожды американцем Джеймсом Уэзерби через 17 лет после нашего соотечественника.

Владимир Джанибеков и Виктор Савиных

В 1970 году Владимир стал участником отряда космонавтов. По признанию Джанибекова в интервью, курс общекосмической подготовки можно приравнять к получению второго высшего образования.

Участникам отряда приходилось отдавать все силы на изучение новых технических дисциплин, а также познавать механическое устройство ракет и космических кораблей.

Владимир рассказывал, что самым сложным испытанием для него была не сурдокамера и прыжки с парашютом, а центрифуга – непосильная нагрузка для человека со слабым здоровьем, например, у некоторых учеников лопались сосуды.

«Салют-7»

«Салют-7» – это советский космический аппарат, предназначенный для долгого пребывания человека на околопланетной орбите для научных исследований.

Поскольку на станции около 6 месяцев отсутствовали люди, связь с аппаратом прервалась 11 февраля 1985 года, а температура в ее отсеках приравнивалась к нулю градусов Цельсия. «Неживой» «Салют-7» фактически стал космическим мусором.

Падение станции могло сказаться на репутации СССР в космической гонке и обернуться человеческими жертвами: была вероятность того, что металлические осколки достигнут Земли.

Владимир Джанибеков и Виктор Савиных

Командиру пилотируемого корабля «Союз Т-13» Владимиру Джанибекову и его напарнику, бортинженеру Виктору Савиных, удалось реанимировать «мертвую» станцию. 8 июня они состыковались с объектом и провели ряд технических работ. В итоге аккумуляторы аппарата были подключены к солнечным батареям, а «Салют–7» приведен в работоспособность.

За такой подвиг Виктор Петрович удостоен звезды. Примечательно, что Владимир не получил подобную награду, потому что уже имел в своем арсенале два знака отличия.

Этот рискованный полет 1985 года, который продолжался 115 суток, считается одной из самых сложных технических операций в истории мировой космонавтики.

Примечательно, что в 2017 году режиссер Клим Шипенко порадует киноманов биографическим фильмом-драмой «Салют-7» по мотивам подвига двух космонавтов. Главные роли исполнили Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко и другие знаменитые актеры.

Личная жизнь

Первая супруга Владимира – преподаватель музыки в Звездном городке Лилия Джанибекова, внучка ученого-этнографа Абдулхамида Джанибекова. От первого брака у космонавта родилось двое детей: Инна, которая стала кандидатом биологических наук, и Ольга – художник-дизайнер.

Владимир Джанибеков с женой Татьяной Геворкян и Виктором Осиповым

Вторая супруга Владимира Александровича – Татьяна Геворкян, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Примечательно, что помимо науки Джанибеков занимается искусством: летчик стал автором фотографических эскизов советских и американских почтовых марок.

Владимир Джанибеков сейчас

Владимир является руководителем Ассоциации музеев космонавтики России.

Владимир Джанибеков в 2017 году

Он продолжает продвигать науку, рисовать и читать лекции, например, об эффекте Джанибекова, теории Сапогина Л.Г, инопланетянах и т.д.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5408-vladimir-dzhanibekov.html

ДЖАНИБЕКОВВладимир Александрович

Лётчик-космонавт СССР

Порядковый номер: 43 космонавт СССР, 86 космонавт мира

Количество полётов: 5
Суммарный налёт: 145 сут 15 час 58 мин 35 сек
Выходы в открытый космос: 2
Суммарная продолжительность: 8 час 35 мин
Мировое первенство: командир первой экспедиции посещения орбитальной станции («Союз-27», «Салют-6», 1978).

Дата и место рождения: 13 мая 1942, пос. Искандер Бостанлыкского р-на Ташкентской обл., Узбекистан (бывшая Южно-Казахстанская обл.,  Казахская ССР)

Национальность: русский.

Образование:

1949–1953 – учился в средних школах № 107, 50, 44 в г. Ташкенте, Узбекской ССР (Узбекистан).1953–1960 – учился в Ташкентском Суворовском училище МВД СССР, окончив его с Золотой медалью.1960 – поступил на физический факультет  Ленинградского государственного  университета, но ушёл из него после первого семестра, приняв решение стать военным лётчиком. 1961-1965 –  курсант Ейского высшего военно-авиационного училища лётчиков (ВВАУЛ). Диплом лётчика-инженера с отличием. 

Деятельность до зачисления в отряд космонавтов:

28 августа 1961–29 октября 1965 – курсант Ейского ВВАУЛ. Во время учёбы освоил пилотирование самолетов Як-18, МиГ-17 и Су-7Б. По окончании направлен в распоряжение командующего авиацией Северо-Кавказского военного округа. В 1964 г.  поменял фамилию Крысин на Джанибеков (фамилия первой жены).С 30 октября 1965 – Курсы подготовки инструкторов-лётчиков, инструктор-лётчик, с 8 июня 1968 – старший лётчик-инструктор 963 учебного авиационного полка Ейского ВВАУЛ. Освоил 5 модификаций Су-7 (Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БМК, Су-7БКЛ, Су-7У). Подготовил к выпуску 18 лётчиков истребительно-бомбардировочной авиации ВВС СССР и 3-х лётчиков ВВС Индии. В ходе освоения новой техники приобрёл опыт полётов на Су-7Б и Су-7БКЛ с грунтовой взлётно-посадочной полосы.   

Служба в отряде космонавтов:

27 апреля 1970 – приказом Главкома ВВС зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС на должность слушателя-космонавта.С 15 июня 1972 – космонавт 1-го отдела (орбитальных программ) 1-го управления.С 30 апреля 1974 – космонавт 3-го отдела 1-го управления (программа Экспериментальный полёт «Аполлон»-«Союз» – ЭПАС).С 30 марта 1976 – командир группы международных космических программ.С 30 января 1979 – командир группы многоразовых авиационно-космических систем (программы «Буран», МАКС), инструктор-космонавт-испытатель.С 19 ноября 1983 – заместитель командира отряда космонавтов, инструктор-космонавт-испытатель.24 июня 1986 – отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность заместителя начальника 1-го управления Центра подготовки космонавтов.

Космическая подготовка и полёты:

Май 1970–июнь 1972 – общекосмическая подготовка. Июль–декабрь 1972 – подготовка в группе по программе «Спираль».Декабрь 1972–май 1973 – подготовка в группе по программе ЭПАС.Май 1973–ноябрь 1974 – проходил подготовку по программе ЭПАС в качестве командира третьего экипажа для первого испытательного полёта, вместе с Б.Андреевым.

Июль 1973 – проходил подготовку с американскими астронавтами в Космическом центре им.Л.Джонсона.2 декабря 1974 – был вторым дублером командира космического корабля (КК)  «Союз-16» А.Филипченко (по программе ЭПАС).Декабрь 1974–июнь 1975 – проходил подготовку в качестве командира четвёртого экипажа КК «Союз-19» по программе ЭПАС, вместе с Б.

Читайте также:  Звезда рас альхаге - все о космосе

Андреевым.Сентябрь 1975–20 сентябрь 1977 – проходил подготовку в качестве командира первой экспедиции посещения Долговременной орбитальной станции (ДОС) «Салют-6», вместе с П. Колодиным. В ходе подготовки отрабатывал действия в открытом космосе. Экипаж был переформирован.

Октябрь–декабрь 1977 – проходил подготовку к полёту в качестве командира первой экспедиции посещения ДОС «Салют-6», вместе с О. Макаровым.

В процессе лётной подготовки освоил несколько модификаций МиГ-21, Л-29, Л-39, а также летающую лабораторию ЛЛТу-134 с правом перевозки пассажиров днём и ночью с погодными ограничениями для данного типа самолётов. Парашютных прыжков (ПД-47) – 46, из них 10 на воду.

В процессе подготовки к внешнекорабельной деятельности в скафандре получил квалификацию офицера-водолаза.

1 космический полёт совершил 10–16 января 1978 в качестве командира экипажа КК «Союз-27» (посадка на КК «Союз-26») по программе первой экспедиции посещения ОС «Салют-6», вместе с О. Макаровым. Работал на станции с основным экипажем в составе Ю. Романенко и Г. Гречко.

Продолжительность полёта: 5 суток 22 часа 58 мин 58 сек.Позывной: «Памир-1».20 ноября 1978–18 мая 1979 – проходил подготовку к полёту (с 3 сентября 1979 по 12 мая 1980 в режиме поддержания тренированности) в качестве командира второго советско-венгерского экипажа экспедиции посещения ДОС «Салют-6», вместе с Б. Мадьяри (ВНР). Полёт был отложен из-за аварии КТДУ на КК «Союз-33».26 мая 1980 – был дублёром командира КК «Союз-36» В. Кубасова (по советско-венгерской программе).1 октября 1980–6 марта 1981 – готовился в качестве командира основного советско-монгольского экипажа посещения ДОС «Салют-6», вместе с Ж. Гуррагчёй (МНР).

2 космический полёт совершил 22–30 марта 1981 в качестве командира советско-монгольского экипажа КК «Союз-39», вместе с Ж. Гуррагчёй. Работал на ДОС «Салют-6» вместе с основным экипажем в составе В.  Ковалёнка и В. Савиных.

Продолжительность полета: 7 сут 20 час 42 мин 03 сек.После приземления выполнил 2 исследовательских полёта на летающей лаборатории ЛЛТу-134 по теме МАКС. Позывной: «Памир-1».1 июня 1981–январь 1982 – проходил подготовку в качестве командира экипажа (вместе с А. Александровым) по программе 1-й основной экспедиции на ДОС «Салют-7».10 января 1982 – заменил отстранённого по болезни Ю. Малышева и продолжил подготовку в качестве командира основного экипажа по советско-французской программе, вместе с А. Иванченковым и Жан-Лу Кретьеном.

3 космический полёт совершил 24 июня – 2 июля 1982 в качестве командира КК «Союз Т-6» (вместе с А. Иванченковым и Жан-Лу Кретьеном) по советско-французской программе. В связи со сбоем в контуре автоматики сближение и стыковка выполнены в ручном режиме. Работал на ОС «Салют-7» вместе с основным экипажем в составе А. Березового и В. Лебедева.

Продолжительность полёта: 7 сут 21 час 50 мин 52 сек. После приземления выполнил 2 исследовательских полёта на ЛЛТу-134 по теме МАКС. Позывной: «Памир-1».Апрель–октябрь 1983 – готовился (вместе с М. Манаровым) в качестве командира резервного экипажа по программе 3-й основной экспедиции на ОС «Салют-7».26 декабря 1983–4 июля 1984 – проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе экспедиции посещения ДОС «Салют-7», вместе с С. Савицкой и И. Волком.

4 космический полёт совершил 17–29 июля 1984 в качестве командира основного экипажа КК «Союз Т-12» по программе экспедиции посещения, вместе с С. Савицкой и И. Волком. Во время полета на ОС «Салют-7» (с экипажем основной экспедиции  ЭО-3 в составе Л.

Кизима, В. Соловьева и О. Атькова) 25 июля 1984 вместе с С. Савицкой совершил выход в открытый космос на 3 час 35 мин для испытания универсального ручного инструмента сварщика в открытом космосе. Продолжительность полёта: 11 сут 19 час 14 мин 36 сек.

Позывной: «Памир-1».18 марта–22 мая 1985 – подготовка в качестве командира основного экипажа (вместе с В. Савиных) по программе спасения ОС «Салют-7» и первого этапа основной экспедиции ЭО-4.

5 космический полёт совершил 6 июня – 26 сентября 1985 в качестве командира КК «Союз Т-13», вместе с В. Савиных. Впервые выполнена стыковка с неуправляемой, неработоспособной станцией. ОС «Салют-7» была отремонтирована, что позволило продолжить её эксплуатацию в пилотируемом режиме.

Работал на ОС «Салют-7» вместе с В. Васютиным, А. Волковым и Г. Гречко, с которым возвратился на Землю.

Продолжительность полёта: 112 сут 03 час 12 мин 06 сек.Позывной: «Памир-1».

Основные направления работы в космических полётах:

Медицина, биология, астрофизика, физика атмосферы Земли, геофизика, испытания бортовых систем корабля и станции, навигационного оборудования, систем жизнеобеспечения, фармакологических препаратов, отработка ручных режимов сближения и стыковки в большом диапазоне дальностей и скоростей, испытания ручного инструмента для сварочных работ в открытом космосе, ремонтно-восстановительные работы по реанимации станции «Салют-7» и др.В ходе эксперимента с семенами хлопчатника в условиях невесомости и под воздействием космической радиации  удалось получить новый устойчивый сорт хлопчатника с длиною волокна 78 мм (ранее рекордной считалась длина 45 мм).

Деятельность после выбытия из отряда космонавтов:

24 июня 1986–24 марта 1988 – заместитель начальника 1-го управления ЦПК по подготовке космонавтов.С 20 июля 1988 – начальник 1-го управления Центра подготовки космонавтов им.Ю.А. Гагарина.Заложил основу для подготовки космонавтов по специальности инженер-эколог.7 августа 1997 – приказом Министра обороны РФ уволен в запас по достижении предельного возраста (в соответствии с указом Президента РФ от 6 августа 1997).9 сентября 1997 – приказом начальника ЦПК № 337 исключён из списков части.1997–1999 – старший научный сотрудник РГНИИ Центра подготовки космонавтов им.Ю.А. Гагарина.С 1 августа 1997–30 августа 2002 – заместитель генерального директора Международного научно-технического центра полезных нагрузок космических объектов.

Общественно-политическая деятельность:

С ноября 1970 – член КПСС.1978 – делегат XVIII съезда  ВЛКСМ от Ташкентской комсомольской организации.1980–1990 – депутат Верховного Совета Узбекской ССР.1978–1991 – заместитель председателя Общества дружбы СССР–Испания.Член Московского обкома ВЛКСМ.

Член парткома 1 НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина.Член Союза художников СССР.Декабрь 1995 – баллотировался на выборах в Государственную Думу РФ (от избирательного блока «Общее дело» Ирины Хакамады), но в предвыборной компании участвовать отказался и снял свою кандидатуру.

Председатель Попечительского совета Общества дружбы с Непалом.Президент Ассоциации музеев космонавтики России (2010).

Почётные звания: Дважды Герой Советского Союза (1978, 1981), Лётчик-космонавт СССР (1978), Почётный профессор Томского государственного университета.

Классность:

29 октября 1965 – военный лётчик 3-го класса,31 декабря 1969 – военный лётчик-инструктор 2-го класса. Освоил пилотирование самолётов Як-12, Як-18а, УТИ МиГ-15, МиГ-17, Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БКЛ, Су-7БМК, Су-7У, МиГ-21(все модификации), Л-29, Л-39 и ЛЛТу-134. Имеет налет около 1200 час.25 января 1978 – космонавт 3-го класса,1 апреля 1981 – космонавт 2-го класса,8 июля 1982 – космонавт 1-го класса.

Спортивные достижения: занесен в Книгу спортивных достижений Узбекистана как чемпион по штанге среди юниоров в полутяжёлом весе.

Воинское звание:

29 октября 1965 – лейтенант,5 ноября 1967 – ст.лейтенант,6 ноября 1969 – капитан,8 декабря 1972 – майор,1 августа 1975 – подполковник,24 января 1978 – полковник,27 сентября 1985 – генерал-майор авиации,с 6 августа 1997 – генерал-майор авиации запаса.

Государственные награды: две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (16 марта 1978, 30 марта 1981), пять орденов Ленина (16 марта 1978, 30 марта 1981, 2 июля 1982, 29 июля 1984, 26 сентября 1985), орден Красной Звезды (15 января 1976), орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, орден Дружбы (9 апреля 1996, за подготовку и завершение первого этапа российско-американского сотрудничества в области пилотируемых космических полётов по программе «Мир-Шаттл») и 9 юбилейных медалей.

Лауреат Государственных премий СССР и Украинской ССР (1984).

Награды зарубежных государств: медаль «Золотая Звезда» Героя МНР, орден Сухэ-Батора (Монголия, 1981) и многие другие государственные награды Монголии, Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1982), Золотая медаль (Франция), орден Государственного Знамени ВНР 3 степени (Венгрия, 1980).

Награды научных и общественных организаций: знак ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть», знак «Почётный работник МВД», медаль D'Honneur и диплом «За большой вклад в прогресс» (Франция, 8 июня 1978) и др.

Почётный гражданин городов:

Гагарин, Калуга, Черкесск, Аркалык, Джезказган, Ленинск, Газалкент, Чирчик (Узбекская ССР), Хьюстон (США), Улан-Батор (МНР).Именем В. Джанибекова названа малая планета № 3170.

Увлечения: изобразительное искусство – живопись, графика. Радиолюбительство. Физика, астрономия.

Фотография. Воздухоплавание – в 1991–1994 предпринял несколько попыток совершить кругосветный беспосадочный перелёт на воздушном шаре в составе американо-российского экипажа. В США прошёл необходимую подготовку и сдал экзамены на сертификат пилота аппаратов легче воздуха с допуском к испытательным полётам. На различных летательных аппаратах налетал около 100 часов.

Семья:

Отец – Крысин Александр Архипович (6 ноября 1917), занимал различные должности в органах пожарной охраны НКВД-МВД,  подполковник запаса.Мать – Четвертнова Евдокия Федоровна (15 февраля 1915–13 июня 1997), медсестра.Брат – Крысин Александр Александрович (1 июля 1944 – 16 августа 2000), прораб СМУ, сменный дежурный ТЭЦ.

Жена – Геворкян Татьяна Алексеевна (22 октября 1956), историк, заведующая научно-экспозиционным отделом Мемориального музея космонавтики, Заслуженный работник культуры РФ.Дочь  – Джанибекова Инна Владимировна (21 апреля 1969), биолог, кандидат биологических наук.

Зять – Ребачук Дмитрий Николаевич (11 сентября 1968), биолог, доктор биологических наук (PHD).Внучка – Джанибекова Александра Дмитриевна (28 мая 2005).  Дочь – Джанибекова Ольга Владимировна (15 мая 1974), художник-дизайнер.Зять – Кочетков Эдуард Анатольевич (15 мая 1972), инженер.Внучка – Джанибекова Элина Эдуардовна (25 августа 1999).

Читайте также:  Звезда денебола - все о космосе

Внук – Джанибеков Даниэль Эдуардович (7 июня 2004).  

Внучка – Джанибекова Елена Эдуардовна (6 августа 2007).

Источник: http://dzhanibekov.ru/biografiya.html

Биография Владимира Джанибекова

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Александрович Джанибеков (урожденный Крысин, Джанибеков — фамилия первой жены) родился 13 мая 1942 года в селе Искандер Бостанлыкского района Казахской ССР (с 1956 года вошел в состав Ташкентской области Узбекской ССР).В 1949-1953 годах учился в разных школах Ташкента (Узбекистан).

В 1953-1958 годах занимался в Ташкентском Суворовском училище Пограничных войск Министерства госбезопасности СССР, но вернулся в среднюю школу из-за расформирования училища.

В школьные годы увлекался рисованием и астрономией, занимался легкой атлетикой, фехтованием, борьбой, тяжелой атлетикой. Был рекордсменом по штанге среди юниоров, чемпионом Узбекистана в полутяжелом весе среди юношей.

В 1960 году окончил среднюю школу с золотой медалью.

После окончания школы подал документы в училище летчиков, но не прошел по конкурсу. Поступил в Ленинградский государственный университет на астрофизическое отделение физического факультета. Одновременно с учебой в университете занимался в секции парашютизма ленинградского аэроклуба.

В 1961 году, окончив первый курс университета, поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) на факультет «Боевое применение и эксплуатация самолетов». В 1965 году окончил училище с отличием по специальности «летчик-инженер».

С декабря 1965 года Джанибеков служил летчиком-инструктором, с июня 1968 года — старшим летчиком-инструктором учебного авиационного полка Ейского ВВАУЛ. Освоил пять модификаций Су-7 (Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БМК, Су-7БКЛ, Су-7У).

В 1970 году был зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС на должность слушателя-космонавта (пятый набор).

В рамках общекосмической подготовки в 1970-1971 годах обучался по программе третьего курса Московского авиационного института.

Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа «Союз» и долговременных орбитальных станциях типа «Салют».

В мае 1973 года был назначен командиром одного из экипажей, проходящих подготовку по программе советско-американского космического полета «Союз-Аполлон». В декабре 1974 года был командиром дублирующего экипажа при полете космического корабля «Союз-16».

Свой первый космический полет Владимир Джанибеков совершил с 10 по 16 января 1978 года в качестве командира первой экспедиции посещения на орбитальную станцию (ОС) «Салют-6» вместе с Олегом Макаровым. Стартовал на космическом корабле (КК) «Союз-27». Вернулся на Землю на КК «Союз-26».

Продолжительность полета составила пять дней 22 часа 58 минут.

С 20 ноября 1978 года по 18 мая 1979 года Джанибеков проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) советско-венгерского экипажа экспедиции посещения ОС «Салют-6» вместе с Бела Мадьяри (Bela Magyari).

Полет был отложен из-за аварии корректирующей тормозной двигательной установки на КК «Союз-33», в связи с чем с 3 сентября 1979 по 12 мая 1980 года в проходил подготовку в режиме поддержания тренированности.

Во время старта корабля «Союз-36» 26 мая 1980 года был дублером командира корабля.

Второй космический полет Джанибеков совершил с 22 по 30 марта 1981 года вместе с монгольским космонавтом Жугдэрдэмидийном Гуррагчой (Jugderdemidiyn Gurragcha) на космическом корабле «Союз-39» (был командиром корабля) по программе 10-й экспедиции посещения на ОС «Салют-6». Продолжительность полета составила семь дней 20 часов 42 минуты.

Третий космический полет совершил с 24 июня по 2 июля 1982 года в качестве командира экипажа корабля «Союз Т-6» по советско-французской программе экспедиции посещения на орбитальную станцию «Салют-7» вместе с Александром Иванченковым и французским космонавтом Жаном-Полем Кретьеном (Jean-Loup Chretien) по программе «Интеркосмос». Продолжительность полета составила семь дней 21 час 50 минут.

С апреля по октябрь 1983 года Джанибеков готовился в качестве командира резервного экипажа по программе третьей основной экспедиции на ОС «Салют-7».

С 17 по 29 июля 1984 года совершил четвертый космический полет вместе со Светланой Савицкой и Игорем Волком на космическом корабле «Союз Т-12» (был командиром корабля) по программе экспедиции посещения на ОС «Салют-7».

Во время работы на борту комплекса 25 июля 1984 года вместе со Светланой Савицкой совершил выход в открытый космос продолжительностью три часа 35 минут для испытания установки для резки и сварки материалов в космосе. Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 14 минут.

Пятый космический полет совершил с 6 июня по 26 сентября 1985 года вместе с Виктором Савиных на космическом корабле «Союз Т-13» (был командиром корабля) по программе спасения ОС «Салют-7».

В этом полете Джанибеков и Савиных впервые в истории космонавтики осуществили стыковку пилотируемого космического корабля с вышедшей из-под контроля орбитальной станцией. После перехода на борт станции, космонавты провели работы по восстановлению ее работоспособности, а затем приступили к комплексу исследований и экспериментов.

2 августа 1985 года Джанибеков совершил вместе с Виктором Савиных выход в открытый космос, где были проведены работы по развертыванию дополнительных панелей солнечных батарей. Космонавты находились в открытом космосе пять часов. Продолжительность пятого полета составила 112 суток три часа 12 минут.

Всего за пять рейсов в космос Владимир Джанибеков налетал 145 дней 15 часов 58 минут.

В 1986 году он выбыл из отряда космонавтов в связи с назначением на новую должность.

С июня 1986 года по март 1988 года служил заместителем начальника 1-го управления ЦПК по подготовке космонавтов.

С июля 1988 года по август 1997 года — начальник 1-го управления ЦПК.

7 августа 1997 года Владимир Джанибеков вышел в отставку в звании генерал-майор авиации.

В 1997-1999 годах — старший научный сотрудник Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

С августа 1997 года по август 2002 года был заместителем генерального директора Международного научно-технического центра полезных нагрузок космических объектов.

Является профессором-консультантом Томского государственного университета (ТГУ).

Владимир Джанибеков был депутатом Верховного Совета Узбекской ССР 11-го созыва (1985-1990). Осенью 1995 года вошел в общефедеральный избирательный список политического блока «Общее дело», но в предвыборной компании участвовать отказался и снял свою кандидатуру.

Владимир Джанибеков награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1978, 1981), пятью орденами Ленина (1978, 1981, 1982,1984, 1985), орденом Красной Звезды (1976), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Дружбы (1996), медалями, знаком Роскосмоса «За международное сотрудничество в области космонавтики» (2012). Является Командором французского ордена Почетного легиона (1982) и обладателем французской медали за доблесть (D'Honneur) (1978); награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Монгольской Народной Республики и орденом Сухэ-Батора (Монгольской Народной Республики, 1981) и двумя медалями Монгольской Народной Республики, а также орденом Государственного Знамени Венгерской Народной Республики (1980).Космонавт является почетным гражданином городов Гагарин, Калуга, Черкесск (Россия), Аркалык, Джезказган (Казахстан), Чирчик (Узбекистан), Хьюстон (США), Улан-Батор (Монголия).

Именем Джанибекова названа малая планета № 3170.

Бронзовый бюст космонавта установлен в Ташкенте.

Владимир Джанибеков женат. Супруга — Татьяна Геворкян. У него есть две дочери от первого брака с Лилией Джанибековой — Инна (1969 года рождения) и Ольга (1974 года рождения).

Джанибеков увлекается живописью. Его работы, преимущественно на космическую тематику, неоднократно экспонировались на художественных выставках, выставлены в Музее космонавтики.

Автор эскизов для некоторых советских почтовых марок.

В 1991— 1998 годах предпринял несколько попыток совершить кругосветный беспосадочный перелет на воздушном шаре в составе американо-российского экипажа.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://news.rambler.ru/community/36862627-biografiya-vladimira-dzhanibekova/

Интервью космонавта Владимира Джанибекова

Дважды Герой Советского Союза, командир пяти космических полетов, известный своим участием в спасении станции “Салют-7” Владимир Александрович Джанибеков ответил на вопросы участников сообщества “Открытый космос”.

[Про фильм вопросов не задавали].

Олега Семёнова.

Какими основными тремя качествами должен обязательно обладать человек, который решил стать космонавтом?– Хорошее здоровье и физическая форма. Устойчивая психика. И хорошее образование, высшее обязательно, близкое к профессии.

К чему нужно себя морально подготовить, если я в будущем хочу стать лётчиком-космонавтом?

– Быть готовым к самоограничениям. Трезво оценивать свои возможности, и выбирать правильный путь.

Какая самая сложная задача, которую приходилось решать?

– Это было в третьем полете, когда в сближении на малой дальности отказала автоматика корабля. Ситуация была очень опасна потому что мы уже шли в станцию. Станцию мы не видели, корабль вращался. Нужно было убедиться очень быстро все ли в порядке с ручным контуром управления. Нужно было обеспечить уход от столкновения или, по возможности, решить вопрос захода на стыковку с первого раза.

А если на Земле сложную ситуацию вспомнить?

– На земле много случаев было. На автомобилях и пару случае на самолете.

Какие воспоминания согревали душу в длительных командировках?

– У меня короткие полеты были, поэтому не до воспоминаний. Всё внимание на то, что на неделю попал в космос, и возможность как следует поработать. И не хотелось уходить со станции.

Брали ли Вы с собой какой- нибудь талисман на орбиту? И если да, что им служило?

– Ничего такого. Не помню.

Что страшнее стартовать с Земли, или возвращаться назад, на Землю?

– Осрамиться. Хуже нет бездарного возвращения на Землю.

Дружат ли космонавты на земле после полёта или “устают” друг от друга на орбите?

– Как правило, дружба продолжается по жизни. Семьями общаемся. Хотя, в последующем, жизнь складывается по своему. Кто-то уходит в науку, кто-то в политику. Но жизнь нас уже связала, полет подтвердил внутреннюю взаимную надежность — есть на кого полагаться.

Скучаете ли вы по полетам?

– Длительный период — конечно, и каждый полет был подарком. Потом, в течении долгого времени лучинка тлела. Но надо принимать самому решения, и вовремя уходить с аэродрома, пока тебя не списали. И четко определить для себя чем ты дальше будешь заниматься.

Существуют ли перспективы у сварки в космосе? Например, на планируемой окололунной станции или при осуществлении длительных облетных миссиях на Марс. Или же можно обойтись разъёмными соединениями?

– На орбите, в условиях невесомости, это довольно проблематично. Не так просто проводить ремонтные работы снаружи станции. Предположим разгерметизация, попал метеорит. Обшивка многослойная, добраться до этого конкретного места, определить это место — очень непросто. А в монтажных работах — вполне реальная задача. Я думаю этот инструмент и на Луне пригодится в будущем.

Доводилось ли вносить предложения по улучшению каких-либо приборов или конструкции космического корабля и станции, которые затем были реализованы в “следующей версии”?

– Поскольку каждый полет является испытательным, то всегда возникают предложения по поводу удобства работы, надежности работы с прибором. Это часто. И наши предложения воспринимались, как правило, с пониманием, учитывались в будущих программах.

Читайте также:  Орбитальный телескоп имени эдвина хаббла - все о космосе

Следите ли Вы за созданием нового космического корабля “Федерация”? Какие у него могут быть перспективы?

– Наверное это будет новый уровень формирования концепции бортовой системы. Хотелось бы чтобы в “Федерации” остались традиции, заложенные в самые первые корабли. Я имею в виду возможности ручного управления кораблем. Потому что при первом рассмотрении, меня насторожила невозможность космонавта напрямую управлять включением реактивных двигателей. Всё идет через бортовой вычислительный комплекс. Тут я могу сравнить с боевым самолетом — там катапульта есть, и, если что-то случилось с бортовым комплексом… Если он может отказать, то когда-нибудь да откажет. Отказываясь от ручного управления лишают возможности сражаться за жизнь.

Каково будущее пилотируемой космонавтики?

– Назрела и накапливает популярность идея космического туризма. За этим большое будущее. Чисто человеческое, будем говорить. Первые спортивные полеты на самолетах вызывали интерес, а потом имена первых летчиков ушли в историю и полеты стали совершенно рядовым событием в жизни жителей Земли. Космос будет доступен практически каждому человеку. Пока это дорого, но придет другое время.

О космической добывающей промышленности – насколько реальна охота на астероиды?

– Я не исключаю такой возможности, но надо смотреть на экономику: разумно это или нет, для чего? Моя фантазия рисует несколько другую ситуацию: следующее поколение роботов сможет искать уже определенные компоненты для строительства, для создания новых сооружений на поверхности, а может и космических кораблей для дальнейших стартов. С помощью роботов многое можно сделать.

То есть вы за сотрудничество людей и роботов?

– Без роботов мы никуда не сможем проникнуть. Всё вручную не по силам решить. Оптимизация, и сочетание сильных сторон человеческих и робототехники.

Как вы относитесь к сторонникам теории плоской Земли?

– Посоветовать им сесть на корабль или самолет и посмотреть. Переубеждать их у меня нет никакого желания. Верит и верит, дай Бог ему здоровья.

Зачем летать в космос?

– Когда-то люди не летали, но мечтали летать. Их гнобили, убивали, жгли на кострах. Потом-таки полетели. Прорвались в небо. Всё человечество туда не будет устремляться, это понятно, и сыны и дочки человечества будт мечтать и пробивать.

Какое будущее ждет человечества?

– У меня большого оптимизма нет. Если посмотреть историю, были циклы: цивилизация развивается, потом по какой-то причине гибнет. Беспокоит период 6000 лет и что-то происходит на планете, и в океане. Меняются течения, увеличивается количество землетрсений, по нарастающей, солнышко становится нестабильным. Я вырос в пожарной команде, отец пожарный. Отец всегда говорил: “Время ждать беды”. И быть готовым. Но мы не готовы.

Верите ли вы во внеземную жизнь?

– Верю. Без нее как-то скучно.

Благодарим за помощь в организации интервью Федерацию космонавтики Северо-Запада,
Музей космонавтики Москвы, и Департамент инфраструктурных проектов Роскосмоса.

в “Открытом космосе”.

Беседовал zelenyikot

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы в соцсетях:

Источник: https://zelenyikot.livejournal.com/121844.html

Джанибеков Владимир Александрович – Летчик – Космонавт

Владимир Джанибеков родился 13 мая 1942 года в поселке городского типа Искандер Бостанлыкского района Ташкентской области Республики Узбекистан. Появился на свет в семье служащего.

В 1949­ – 1953 годах учился в различных школах Ташкента.

В 1953 – ­1958 годах учился Ташкентском Суворовском училище Пограничных войск Министерства госбезопасности СССР (после расформирования училища во время сокращения армии вернулся в среднюю школу). В 1960 году окончил среднюю школу.

     В 1960 году поступил на астрофизическое отделение физического факультета Ленинградского государственного университета. Отучившись один курс, в 1961 году поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков.

     В 1965 году с отличием окончил факультет «Боевое применение и эксплуатация самолётов» Ейского ВВАУЛ. В рамках общекосмической подготовки в 1970­ – 1971 годах обучался по программе 3­-го курса Московского авиационного института.

     С 4 декабря 1965 года служил лётчиком­ инструктором, с 8 июня 1968 года – старшим лётчиком­-инструктором 963­го учебного авиационного полка Ейского ВВАУЛ. Общий налёт составляет более 1000 часов, освоил пилотирование самолётов Як-­12, Як­-18а, УТИ МиГ-­15. МиГ­-17, МиГ­-21У, Су­-7У, Су-­7Б, Су-­7БМ, Л-­29, Л­-39 и Ту­-134.

     В 1970 году 27 апреля приказом главнокомандующего ВВС был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность слушателя-космонавта.

С мая 1970 года по июнь 1972 года проходил общекосмическую подготовку. 15 июня 1972 года был назначен космонавтом 1-­го отдела 1­-го управления.

В июле – ­декабре 1972 года проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Спираль» (изделие «50»).

     С декабря 1972 года по май 1973 года проходил подготовку в группе космонавтов по советско­-американской программе ЭПАС.

С мая 1973 года по ноябрь 1974 года проходил подготовку по программе ЭПАС в качестве командира 3­-го (резервного) экипажа для первого испытательного полёта, вместе с Андреевым.

30 апреля 1974 года был назначен космонавтом 3­-го отдела (программа ЭПАС) 1­-го управления.

     В июле 1973 года проходил подготовку вместе с американскими астронавтами в Космическом центре имени Л.Джонсона. С декабря 1974 по июнь 1975 года проходил подготовку в качестве командира 4­-го экипажа космического корабля «Союз­-19» по программе ЭПАС, вместе с Андреевым.

     С сентября 1975 года по 20 сентября 1977 года проходил подготовку в качестве командира первой экспедиции посещения орбитальной станции «Салют­-6», вместе с Колодиным.

В ходе подготовки отрабатывал действия в открытом космосе. В сентябре экипаж был переформирован. В октябре – ­декабре 1977 года проходил подготовку к полёту по той же программе вместе с Макаровым.

С 30 марта 1976 года был командиром группы международных космических программ.

     Первый полёт в космос совершил в качестве командира 1-­й экспедиции посещения на орбитальной станции «Салют-­6» с 10 по 16 января 1978 года, вместе с Макаровым. Стартовал на корабле «Союз-­27», посадку совершил на корабле «Союз-­26». Продолжительность полёта составила 5 суток 22 часа 58 минут 58 секунд.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1978 года за успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковнику Джанибекову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     Второй полёт в космос совершил в качестве командира советско­-монгольского экипажа корабля «Союз­-39» по программе 10­-й экспедиции посещения на орбитальной станции «Салют­-6» с 22 по 30 марта 1981 года, вместе с Жугдэрдэмидийном Гуррагчей (по программе «Интеркосмос»). Продолжительность полёта составила 7 суток 20 часов 42 минуты 3 секунды.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1981 года за успешное выполнение полёта, мужество и героизм, полковник Джанибеков Владимир Александрович награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

     Третий полёт в космос совершил в качестве командира экипажа корабля «Союз Т­-6» по советско­-французской программе экспедиции посещения на орбитальной станции «Салют-­7» с 24 июня по 2 июля 1982 года, вместе с Иванченковым и Жан­-Лу Кретьеном (по программе «Интеркосмос»). Продолжительность полёта составила 7 суток 21 час 50 минут 52 секунды.

     Четвёртый полёт в космос совершил в качестве командира экипажа корабля «Союз Т­12» по программе экспедиции посещения на орбитальной станции «Салют-­7» с 17 по 29 июля 1984 года, вместе с Савицкой и Волком. Продолжительность полёта составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Во время полёта выполнил один выход в открытый космос продолжительностью 3 часа 34 минуты.

     Пятый полёт в космос совершил в качестве командира экипажа корабля «Союз T­-13» по программе спасения орбитальной станции «Салют-7» с 6 июня по 26 сентября 1985 года, вместе с Савиных.

Совершил посадку с Гречко, а Савиных продолжил работу на станции. Продолжительность полёта составила 112 суток 3 часа 12 минут 6 секунд.

Во время полёта выполнил один выход в открытый космос продолжительностью 5 часов.

     Общая продолжительность всех пяти полётов – 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Общая продолжительность двух выходов в открытый космос – 8 часов 34 минуты.

     В ходе одного из полётов им было обнаружено возможное только в невесомости и ранее никем не наблюдавшееся явление периодического произвольного переворачивания на 180° оси вращающегося небесного тела (гайки) без каких-­либо внешних воздействий, получившее название в его честь – эффект Джанибекова.

     Генерал-­майор, лётчик-­космонавт СССР, космонавт 1-­го класса, военный лётчик 2-­го класса. Герой Монгольской Народной Республики.

    Награждён советскими 5 орденами Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3­-й степени, российским орденом Дружбы, медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса», а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом Государственного Знамени ВНР, орденом Сухэ-­Батора, орденом Почётного легиона степени Командора.

     Почётный гражданин городов: Гагарин, Калуга, Черкесск (Россия), Аркалык (Казахстан), Хьюстон (США). Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Владимира Джанибекова установлен в Ташкенте. Его именем названа малая планета № 3170. Член КПСС в 1970 – ­1991 годах. Избирался депутатом Верховного Совета Узбекской ССР 11­-го созыва.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/dzhanibekov-vladimir-aleksandrovich

Ссылка на основную публикацию