Луна для детей – все о космосе

Детям о Луне: все о луне для дошкольников и младших школьников

Детям о Луне рассказывать очень интересно, так как она притягивает их каким-то магическим образом. Мой ребенок очень ярко реагировал на Луну, еще когда я возила его в коляске.

И конечно же сейчас, когда он серьезно увлечен космосом, я хочу рассказать ему о его любимице Луне.

Не пугайтесь, все что мы будем «изучать» я преподнесу в игровой форме, и скажу честно, это еще больше увлекло моего ребенка в космическое пространство. Выбраться бы потом из этой темы.

Содержание поста Детям о Луне

Но чтобы дойти до желаемой Луны, нам  нужно выйти за пределы планеты Земля. Что окружает нашу планету? Правильно, атмосфера. Мы ведь не раз уже читали о ней, но понятно ли ребенку 3-4 лет, что это такое?

Конечно же информация необходима, ещё лучше, когда она представлена в книгах с хорошими наглядными иллюстрациями. Хорошо, начнем с теории. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Атмосфера является защитным слоем планеты, защищая ее обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения.

В детских энциклопедиях даже даются названия первых двух слоев, а значит вперед мы не забегаем. Хотя я помню, что эту тему мы изучали в школе примерно с 5-го класса.Итак начнем, уверена, что мне удастся объяснить Александру, которому сейчас 3 года 10 месяцев: что такое атмосфера и как она защищает нашу землю.

Очень наглядное описание атмосферы, где в слоях ребенок видит летающий самолет, метеозонд, космические аппараты мы нашли в энциклопедии «Вселенная 3D».

Затем перешли к нашей любимой серии «Самая первая энциклопедия», на этот раз «Планета Земля». Я не раз писала, что эта серия мне кажется очень удачной для начинающих, она очень доступна в языке написания, красочна и с большими буквами.

Большинство текста в книгах этой серии Александр читает сам, что для меня является неоспоримым плюсом.

В этой книге тема атмосферы представлена во всём разнообразии, развороты: воздушное покрывало Земли, настроение атмосферы, облака плывут по небу. Озон

В книге Чудесная планета из серии «Твоя первая энциклопедия», на этот раз от Махаон, также нашлась информация, и не только об атмосфере, но и по теме Луна. А именно о приливах и отливах.

Озон, Лабиринт, My-shop

Думаю, что теории достаточно, теперь нужно донести всё это до ребенка, которому сейчас 3 года 10 месяцев . Начнем?

Макет атмосферы Земли

Дальше делаем с ребенком наглядный макет атмосферы Земли. У нас это заняло часть вечера. Конечно было бы красивее использовать крышки от обувных коробок, но у нас обувь так не хранится, поэтому я взяла коробки от кукурузных хлопьев.

Ну а теперь более подробно снизу вверх:

Вся информация была взята с Википедия.

Теперь Александр с легкостью мог ответить на эти вопросы.

(По А. Матутиа)

Переходим непосредственно к Луне, прочитываем об этой красавице в книге The Solar System

В книге First big book of space

В книге Моя первая книга о космосе

И в книге Вселенная

Мое описание всех этих книг находится в обзоре книг о космосе на английском языке и обзоре книг о космосе на русском языке .

Опыты Кратеры на Луне

Ну вот теперь можно приступать к играм.Сначала мы решили провести опыт и сделать кратеры на Луне. Было очень весело, ребенок узнал получше о реакции соды с уксусом.

Нам понадобилось:

  • Блюдо с содой (это Луна)
  • Уксус (у нас 5%)
  • Красители (добавила в уксус)
  • Пипетка

Пипеткой Александр до этого не работал, ну нет в Доминикане этих пипеток и я немного переживала как у него получится, но всё вышло как по маслу. Конечно же использование пипетки это еще одно развитие мелкой моторики, а когда в пипетке что-то что не должно разлиться, то и аккуратности.

Начинаем делать кратеры. А они шипят и пузырятся.

Александр наблюдал за этим действием с большим интересом.

Ну вот, художник сообщает, что шедевр готов.

И тут же спрашивает:

И Александр выливает оставшийся синий уксус наблюдая за бурлением самого большого кратера.

А затем набирает горсть соды и бросает ее в желтый уксус.

Вот это восторг!!! Эксперименты закончены, теперь очередное веселье — мытье под краном всех материалов.

По теме: интереснейший эксперимент с тающими снеговиками.

Из прочитанных книг мы уже знаем как образуются кратеры на Луне. Их делают астероиды, которые врезаются в наш спутник. Так как у Луны нет атмосферы, соответственно у нее нет от них защиты.

Увидеть нам это наглядно поможет:

  • Поднос с лунным песком (можно взять подкрашенную муку и даже сухой цемент). Луна покрыта слоем пыли и так было бы еще наглядней, но мы играли в квартире. Конечно же выбирая материал нужно в первую очередь думать о безопасности ребенка.
  • Камни (у нас декоративные разных размеров и форм)

Александр из состояния стоя, чтобы был хороший разгон у камня, роняет его в песок.

Мы сразу замечаем выемки в песке напоминающие кратеры. И вот что у Александра получилось в итоге.

Астрономия для детей — фазы луны

Затем мы начали разрабатывать план как понять почему Луна в небе видна не всегда одинаковой формы. Вырезав из картона фазы луны, я попросила Александра их раскрасить, он с энтузиазмом взялся за дело.

В книгах мы уже прочли, что Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Соотнося наши модели солнца и Земли с Луной, увидели как происходят лунные и солнечные затмения.

Когда наши «луны» подсохли, я попросила Александра попробовать разложить их самому. Я чувствовала что он сможет, информации для этого было дано достаточно.

Единственное, что я ему подсказала, что новолуние должно быть около солнца.

После того как он всё разложил, Александр стал ходить по кругу называя фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и теперь на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны и опять новолуние. Он сделал кругов 5-6, ему нравилось называть их как если бы это была какая-то считалочка.

Я думаю, что ребенок хорошо понял материал.

И всё же я хотела, чтобы Александр запомнил фазы луны навсегда. Мы сделали с ним отличную аппликацию, которая теперь висит у нас перед обеденным столом. Делали мы её вместе, обсуждая. Итак, если серп в небе похож на буквы С, то луна «старая» убывающая, если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

И ребенок понял! Около 5 вечера мы вышли для занятий спортом на террасу, а в небе была видна луна. Александр тут же сообщил:

Почему Луну иногда видно днем?

Когда мы вернулись домой, я быстро установила в моем шкафу (это самое темное место у нас дома) «сцену» для нашего следующего представления.

Мне понадобилось:

  • Фонарик (это Солнце, я повесила его на палку)
  • Большой мячик (Земля)
  • Маленький мячик (Луна)
  • Человечек из Лего (прикрепила к мячу пластилином)

Начала я с вопроса:

Сначала посмотрим когда у нашего человечка день и ночь. Вспоминаем, что сутки это один оборот Земли вокруг своей оси.
Человечек вверху — это день. Человечек внизу — это ночь.

Теперь начнем с новолуния. Когда Луна сверху человечка, то хотя он и смотрит наверх, но видит только её темную часть.

Уже через два дня Луна сдвигается и человечек может наблюдать её узенький освещенный кусочек. С каждым днем кусочек будет увеличиваться и увеличиваться. Эта фаза растущая Луна. С каждым днем появление Луны из-за горизонта будет более поздним и вот она уже выходит на небо в полдень. Именно эту фазу Луны можно увидеть с Земли днем. Именно этот момент мы застали с Александром на террасе.

Конечно же мы провели наш теннисный мячик — Луну по всем фазам, это очень наглядно показало ребенку как от освещения Солнцем меняется фаза Луны.

Но я не буду увеличивать объем данного поста моими фотографиями, а просто дам ссылку на сайт где была взята мною эта идея.

Думаю, что многим из вас знаком автор Татьяна Пироженко по книгам «Клуб почемучек» и в посте Почему Луну видно днем? можно посмотреть полностью её объяснение с фотографиями на тему «фазы Луны» .

Ну и чтобы закончить с Луной мы поговорили о том, почему когда мы видим половинку круга в небе, это называется четвертью. Наглядно ребенок понимает это очень быстро. Я спросила у Александра:

Я взяла яблоко и попросила ребенка представить, что это целая Луна, затем я разрезала его пополам.

Я разрезаю яблоко на 4 части.

И Александр с легкостью отложил одну четвертинку.

Как советует Татьяна Пироженко, я выдала ребенку сыпучий материал (20 бусинок) и попросила его, чтобы он разложил их в 4 емкости в равных частях.

Затем положила перед Александром половинки Луны, мы же знаем, что из них получится одна целая. И попросила его поставить части с бусинками так, чтобы они все были задействованы как одно целое.

Теперь каверзный вопрос:

Всё, ребенок усвоил тему!!!

Мультфильмы про Луну для детей

По теме:

Занятие 5. Детям о планетах
Занятие 4. Подготовка в космонавты
Занятие 3. Детям о космосе
Занятие 1. Полет в космос
Обзор книг о космосе на английском языке
Обзор книг о космосе на русском языке

Источник: http://www.millionairekids.ru/detyam-o-lune/

9 интересных фактов о космосе, которые понравятся детям

Татьяна Бурцева

Почти все дети увлекаются космосом. Кто-то лишь на короткое время, пока узнает о том, как устроен мир. А кто-то — всерьез и надолго, мечтая однажды полететь на Луну или еще дальше, повторить подвиг Гагарина или открыть новую звезду.

В любом случае, ребенку будет интересно узнать о том, что прячется за облаками. О Луне, о Солнце и звездах, о космических кораблях и ракетах, о Гагарине и Королеве. К счастью, есть множество книг, которые помогут и малышам, и школьникам, и даже взрослым открыть для себя Вселенную. А вот несколько отрывков из них:

Читайте также:  Световой год - все о космосе

1. Луна

Луна является спутником Земли. Так астрономы называют ее, потому что она постоянно находится рядом с Землёй. Она вращается вокруг нашей планеты и никуда от неё не может деться, потому что Земля Луну к себе притягивает. И Луна, и Земля — небесные тела, но Луна гораздо меньше Земли. Земля — планета, а Луна — её спутник.

Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

2. Месяц

Сама Луна не светит. То свечение Луны, которое мы наблюдаем по ночам, — это отражённый Луной свет Солнца. В разные ночи Солнце освещает спутник Земли по-разному.

Земля, а вместе с ней и Луна вращаются вокруг Солнца. Если взять мячик и осветить его фонариком в темноте, то с одной стороны он будет казаться круглым, потому что свет фонаря падает прямо на него. С другой стороны мячик будет тёмным, потому что он находится между нами и источником света. А если кто-нибудь посмотрит на мячик сбоку, он увидит освещённой только часть его поверхности.

Фонарик — это как будто Солнце, а мячик — Луна. А мы с Земли смотрим на Луну в разные ночи с разных точек зрения. Если свет Солнца падает прямо на Луну, она видится нам полным кругом. А когда свет Солнца падает на Луну сбоку, мы наблюдаем на небе месяц.

Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

3. Новолуние и полнолуние

Бывает, что луны на небе вообще не видно. Тогда мы говорим, что наступило новолуние. Оно случается каждые 29 суток. В следующую после новолуния ночь на небе появляется узкий лунный серпик, или, как его еще называют, месяц. Затем серпик начинает расти и постепенно превращается в полный круг, луну — наступает полнолуние.

Потом луна снова уменьшается, «спадает», до тех пор пока опять не превратится в месяц, а затем и месяц исчезнет с небосвода — наступит следующее новолуние.

Если месяц похож на букву «С», значит, луна «спадающая». А если к месяцу можно сбоку пририсовать палочку и получится буква «Р», значит, луна «растущая».

Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

4. Лунный прыжок

Хочешь узнать, как далеко ты мог бы прыгнуть, если бы находился на Луне? Выйди во двор с мелом и рулеткой. Прыгни как можно дальше, пометь свой результат мелом и измерь рулеткой длину своего прыжка.

А теперь отмерь от своей пометки ещё шесть таких же отрезков. Вот какие были бы у тебя лунные прыжки! А всё потому, что на Луне меньше сила тяжести. Ты будешь дольше находиться в прыжке и сможешь поставить космический рекорд.

Хотя, конечно, скафандр будет мешать тебе прыгать.

Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

5. Вселенная

О нашей Вселенной наверняка мы знаем только то, что она очень-очень большая. Вселенная возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. Его причина по сей день остаётся одной из самых главных загадок науки!

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы — «кирпичики», из которых сложено всё, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве.

Но понадобились ещё сотни миллионов лет, прежде чем атомы объединились в громадные облака, из которых родилось первое поколение звёзд. Когда эти звёзды разделились на группы, образовав галактики, Вселенная стала напоминать то, что мы видим теперь, глядя на ночное небо.

Сейчас Вселенная продолжает расти и с каждым днём становится только больше!

6. Рождение звезды

Думаешь, что звёзды видно только ночью? А вот и нет! Наше Солнце — тоже звезда, но его мы видим днём. Солнце мало чем отличается от других звёзд, просто остальные звёзды находятся гораздо дальше от Земли и поэтому кажутся нам такими маленькими.

Звёзды образуются из облаков водородного газа, который остался после Большого взрыва или после взрывов других звёзд, постарше.

Постепенно сила тяготения соединяет водородный газ в сгустки, где он начинает вращаться и разогреваться.

Это продолжается до тех пор, пока газ не становится достаточно плотным и горячим, чтобы ядра атомов водорода смогли слиться. В результате этой термоядерной реакции происходит вспышка света, и рождается звезда.

Иллюстрация из книги «Профессор Астрокот и его путешествие в космос»

7. Юрий Гагарин

12 апреля — день первого полёта человека в космос — стал в нашей стране Днём космонавтики. Совершил этот полёт Юрий Гагарин.

Гагарин был лётчиком-истребителем в Заполярье, потом его отобрали из сотен других военных лётчиков в отряд космонавтов. Юрий отлично учился и идеально подходил по росту, весу и физической подготовке. 12 апреля 1961 года, после знаменитых 108 минут полёта в космосе, Гагарин стал одним из самых известных людей в мире.

Иллюстрация из книги «Космос»

8. Солнечная система

Солнечная система — очень оживленное место. Вокруг Солнца по эллиптическим (слегка вытянутым кольцевым) орбитам вращается восемь планет, в том числе наша Земля. Еще семь — это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Марс и Меркурий. Оборот каждой из планет длится по-разному, от 88 суток до 165 лет.

Вокруг всех планет, за исключением Меркурия и Венеры, обращаются собственные большие и малые естественные спутники. У Земли всего один спутник, у Марса — два, у Сатурна — десятки и в придачу потрясающие ледяные кольца, которые можно разглядеть даже с Земли.

Иллюстрация из книги «Открываем космос»

9. Созвездия

Большая Медведица — одно из крупнейших созвездий Северного полушария. О ней сложено множество мифов и легенд, многие из которых очень древние. Большой ковш — это лишь часть созвездия Большая Медведица.

Самая яркая звезда Большой Медведицы находится примерно в 83 световых годах от Солнца.

Иллюстрация из книги «От звезды к звезде»

По материалам книг «Увлекательная астрономия», «Космос», «Открываем космос», «Профессор Астрокот и его путешествие в космос», «От звезды к звезде».

Обложка поста: иллюстрация из календаря «12 месяцев в Чевостиком».

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/06/08/9-interesnyx-faktov-o-kosmose-kotorye-ponravyatsya-detyam/

Детям о Луне

Опубликовано 16.04.2012 03:55

Далеко ли до ближайших к нам планет? Пожалуй, далековато. К Венере космические аппараты долетают за четыре месяца, а до Марса придётся добираться примерно два с половиной года.

Зато спутник нашей планеты, Луна, находится всего в трёх днях пути. Примерно столько же поезд идёт от Москвы до Абакана.

Разница лишь в том, что в Абакан мы поедем на поезде или полетим на самолёте, а на Луну придётся лететь на ракете.

Происхождение

Луна – это единственное небесное тело, в отношении которого никогда и ни у кого не было сомнений, что оно вращается вокруг Земли.

Ещё в Древней Греции учёные создали теорию движения Луны, и даже научились предсказывать Солнечные и Лунные затмения. Лунный календарь появился и того раньше: древние шумеры пользовались им уже около 2500 года до н.э.

Откуда же взялась так хорошо известная, привычная и давным-давно знакомая нам Луна?

На сей счёт было много интересных гипотез. Считается, что давным-давно небольшая планета размером с Марс столкнулась с Землёй. В результате страшного столкновения значительная часть вещества Земли была выброшена на околоземную орбиту и впоследствии сформировала Луну.

Строение и поверхность

Луну можно поделить на несколько слоёв (как и все планеты Солнечной Системы). В самом центре находится твёрдое железное ядро, покрытое расплавленной оболочкой, состоящей из железа.

Вокруг ядра находится частично расплавленный пограничный слой, а затем идёт толстый слой каменной мантии.
Самый верхний слой Луны называется корой.

Во времена окончательного формирования планет солнечной Системы мантия Луны была жидкой, и особо крупные метеориты, пробивая Лунную кору, вызывали вытекание магмы на поверхность.

Впоследствии эти области остыли и потемнели. Именно они и соответствуют обширным тёмным пятнам на лунной поверхности. Раньше люди думали, что тёмные области на Луне заполнены водой, поэтому называли их морями.

Когда выяснилось, что на Луне нет атмосферы (а значит и жидкой воды там находиться не может, так как она сразу замёрзнет или испарится), то названия менять не стали, тем более они очень красивые и романтичные: Море Ясности, Залив Радуги, Озеро Сновидений, есть даже Море Изобилия. На Луне также заметны светлые кратеры с расходящимися в разные стороны серебристыми лучами.

Они тоже образовались в результате падения на Луну астероидов, но уже гораздо позже, когда мантия затвердела и не вытекала на поверхность после столкновения.

Исследования

Впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» в 1959 году. Через десять лет на Луне удалось высадиться американскому космонавту Нейлу Армстронгу.

За время активных исследований Луны были проведены десятки научных экспериментов, взяты различные пробы грунта, получено множество снимков и панорам лунного рельефа. На сегодняшний день мы знаем о Луне гораздо больше, чем о любом другом крупном космическом теле за исключением Земли.

В настоящее время в различных странах разрабатываются проекты по созданию как обитаемых, так и необитаемых лунных баз. Осуществить эти проекты вполне реально, но придётся преодолеть некоторые трудности, связанные с отсутствием атмосферы.

Например, множество мелких астероидов при падении на Землю разогреваются от трения об воздух и сгорают, не долетев до земли. На Луне же даже небольшой камешек размером с кулак, попав в какую-нибудь постройку, может привести к трагедии, с лёгкостью пробив практически любую защиту.

Немало хлопот доставят и вспышки на Солнце, во время которых многократно усиливается радиационный фон.

Вполне возможно, что первые лунные базы будут построены в небольших пещерах, что изредка встречаются на поверхности Луны. Там будет проще укрыться от метеоритов и защититься от радиации. Кроме того, это проще сделать с точки зрения строительства – вместо того, чтобы строить всю базу целиком, нужно только заделать вход и напустить внутрь воздух, привезённый с Земли.

Иллюзия Луны

Когда мы смотрим на Луну, которая находится рядом с горизонтом, то нам кажется, что она гораздо больше той Луны, которую мы наблюдали в небе. Это оптическая иллюзия. Достоверно об этой иллюзии известно лишь то, что это действительно иллюзия: Луна свой размер при путешествии по небу не меняет. Существует несколько различных теорий, объясняющих этот эффект.

Согласно одной из них, то, каким – бОльшим или меньшим – мы видим объект на небе, зависит от размера других объектов, которые мы наблюдаем рядом с ним. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.

Эту особенность нашего зрения иллюстрирует следующая картинка.

Оранжевый круг слева, окружённый большими синими кругами, кажется меньше, чем оранжевый круг справа, в окружении маленьких синих кружков. В действительности же оранжевые кружки имеют одинаковый размер. Вы сами можете в этом убедиться, распечатав картинку и измерив диаметры кружков линейкой. Впрочем это можно сделать, приложив линейку к монитору.

Интересно

Интересно, что периоды обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли одинаковы. Это приводит к тому, что Луна всё время «смотрит» на Землю одной стороной. Из-за этой особенности мы можем наблюдать лишь чуть больше половины Лунной поверхности. Вот как это выглядит.

Читайте также:  Биография фридриха бесселя - все о космосе

Часть Луны, которая не видна наблюдателю с Земли, называется обратной стороной Луны. Обратная сторона Луны была впервые сфотографирована советской лунной станцией Луна-3 в 1959 году.

Константин Кудинов

Дорогие друзья! Если вам понравился этот рассказ, и вы хотите быть в курсе новых публикаций о космонавтике и астрономии для детей, то подписывайтесь на новости наших сообществ

в контакте,

Фейсбуке,

или живом журнале.

Специально для вас в этих группах мы будем выкладывать последние записи в нашем блоге.

Источник: http://www.spacegiraffe.ru/astronomiya/28-detyam-o-lune

Как появилась Луна?

В центре нашей Солнечной системы находится звезда — Солнце, вокруг него вращаются на своих орбитах восемь планет. Ближайшие к Солнцу четыре планеты называются «планетами земной группы», потому что они достаточно сильно похожи на Землю. Они относительно небольшого размера, с твердой поверхностью, состоят из вещества, похожего на камень.

Эти планеты — Меркурий, Венера, наша Земля и Марс. Из этих четырех планет только у Земли и Марса есть спутники, вращающиеся вокруг них. Спутник Земли — Луна, а спутники Марса называются Фобос и Деймос. Спутники Марса имеют небольшой размер, их форма не круглая, и они больше напоминают огромные камни.

Они наверняка давным-давно летали сами по себе, на своих орбитах в Солнечной системе, но потом были захвачены силой притяжения Марса, и стали вращаться вокруг него. Наша Луна, наоборот, достаточно большое космическое тело. Она имеет круглую форму и напоминает небольшую планету.

Но откуда появилась Луна?

Раньше существовало три предположения (по-научному такие предположения называются гипотезами) о возникновении Луны. Первая гипотеза говорила о том, что Луна, как и спутники Марса, появилась где-то в другом месте Солнечной системы, а потом была захвачена силой притяжения Земли.

Вторая гипотеза — что Луна оторвалась от быстро вращавшейся молодой Земли. Третья — что Луна и Земля сформировались одновременно, рядом друг с другом. Но ни одна из этих трех гипотез не может объяснить тех фактов, которые мы сейчас знаем о Луне и Земле.

https://www.youtube.com/watch?v=6xCAFFBnrS8

Но как же тогда появилась Луна? Большинство современных ученых считают, что Луна возникла в результате космической катастрофы — столкновения двух планет!

Столкновение планет в представлении художника

Давным-давно, когда Земля была еще молодой, только что сформировавшейся планетой, в нее врезалась другая планета. Эту планету ученые назвали Тейя. Она была меньше Земли, и размерами напоминала Марс. В результате этого столкновения Тейя была полностью уничтожена. Но Земля пережила катастрофу, хотя на какое-то время перестала быть круглой. Невероятная сила удара выбросила в космос огромное облако раскаленных обломков обеих планет. Из этих обломков, оказавшихся на орбите вокруг Земли, сформировался наш спутник Луна.

Одна из компьютерных моделей столкновения, в результате которого могла сформироваться Луна

Скорее всего, такие гигантские столкновения не были редкостью во времена молодости Солнечной системы, когда вокруг Солнца еще вращалось большое количество «строительного материала», из которого формировались планеты. К тому моменту, когда произошло это столкновение, жизни на Земле еще не могло существовать, так что в результате катастрофы никакие живые существа не пострадали. Зато для будущей земной жизни это древнее столкновение пошло только на пользу! Во-первых, после него молодая Земля стала похожа на ту планету, какой мы ее знаем сейчас. Во-вторых, от удара Земля получила наклон оси, благодаря которому у нас есть времена года. В-третьих, возникшая Луна силой своего притяжения вызывает на Земле морские приливы и отливы. Возможно, что первая жизнь на Земле возникла как раз на тех участках, которые заливались морской водой во время прилива, а во время отлива снова становились сухими.

Эта гипотеза возникновения Луны получила название «Модель ударного формирования», и в настоящее время является основной гипотезой о возникновении спутника Земли. Но ученые продолжают исследовать вопрос возникновения Луны. Возможно, у них появятся какие-то новые теории на этот счёт. 

Знаете ли вы? Фобос, один из двух небольших спутников Марса, постепенно приближается к Марсу и когда-нибудь (по космическим меркам — скоро) упадет на его поверхность или будет разорван на куски силой притяжения. А наша Луна, наоборот, очень медленно удаляется от Земли. Скорость этого удаления — примерно 4 сантиметра в год.

Изображение: NASA/JPL-Caltech

Компьютерная симуляция: Alfred G. W. Cameron (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Cambridge, Massachusetts)

Источник: http://www.8planets.info/2014/02/blog-post_16.html

Космос, полный тайн и загадок, интересен не только взрослым, но и детям. Каждый из нас порой хочет разгадать тайны мироздания и совершить большое или маленькое открытие, которое объяснит суть вещей.

Космические тайны заманчивы не только для ученых, но и для обычных людей. Именно поэтому сегодня выходит все больше научно-популярных книг и фильмов о космосе, черных дырах и гравитации.

Например, ставший вмиг популярным фильм «Интерстеллар» и книга, написанная по его мотивам.

Доминик Воллиман и Бен Ньюман написали «Интерстеллар» для детей — книгу «Профессор Астрокот и его путешествие в космос». Эта новинка расскажет все самое интересное, что на сегодняшний день известно ученым о космосе.

  • Куда уходит на ночь Солнце?
  • Что скрывает темная сторона Луны?
  • Как рождаются и умирают звезды?
  • Из чего состоят планеты Солнечной системы?
  • Как устроены космические корабли, станции и скафандры космонавтов?
  • Есть ли жизнь за пределами Земли?

Вместе с космическим котом — профессором Астрокотом — и астромышками ребенок совершит невероятное путешествие.

Забавно, что имя главного героя выбрано не случайно. У него есть реальный прототип. Кошка Фелисетт 18 октября 1963 года побывала в космосе. Ракету с «астрокошкой» на борту запустили с полигона в пустыне Сахара. Она поднялась на высоту 200 километров, где капсула с кошкой отделилась и на парашюте спустилась на землю. Кошку извлекли из капсулы живой и невредимой.

А теперь несколько фактов из книги о приключениях Астрокота.

Откуда взялась Вселенная

О нашей Вселенной наверняка мы знаем только то, что она очень-очень большая. Ведь она вмещает все звёзды, планеты и много чего ещё. Вселенная так велика, что мы даже не знаем, есть ли у неё границы.

Вселенная возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. В тот момент всё и появилось: материя, из которой сделаны звёзды и планеты, силы взаимодействия между частицами материи, даже время и пространство родились в процессе Большого взрыва. Почему это произошло, люди пока объяснить не могут.

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы — «кирпичики», из которых сложено всё, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве.

Рождение звезды

Звёзды образуются из облаков водородного газа, который остался после Большого взрыва или после взрывов других звёзд, постарше.

Постепенно сила тяготения соединяет водородный газ в сгустки, где он начинает вращаться и разогреваться.

Это продолжается до тех пор, пока газ не становится достаточно плотным и горячим, чтобы ядра атомов водорода смогли слиться. В результате этой термоядерной реакции происходит вспышка света, и рождается звезда.

Млечный путь

Все звёзды, которые видны нам с Земли, входят в состав больших групп — галактик, похожих на гигантские космические водовороты. Наша галактика называется Млечный Путь, или просто Галактика, и формой напоминает фейерверк-вертушку. В ней столько звёзд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь.

Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно: для полного оборота ей нужно целых 225 миллионов лет! Млечный Путь можно увидеть собственными глазами. Для этого нужно выехать на природу, подальше от городских огней, и посмотреть на небо. Там будет видна молочно-белая полоса света. Это и есть Млечный Путь.

Солнце

Каждый день мы видим, как Солнце проходит по небу, но это обман зрения. На самом деле Солнце стоит на месте, а Земля вращается вокруг него и вокруг собственной оси.

За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси, подставляя Солнцу разные бока. Вот почему нам кажется, что Солнце то восходит, то заходит.

Это всё равно что кружиться около яркой лампы: создается впечатление, что она то появляется, то исчезает.

Солнце даёт нам не только свет и тепло — оно ещё выделяет множество крохотных частиц, которые образуют солнечный ветер. От большинства таких частиц нас защищает магнитное поле Земли, которое действует как невидимый щит.

Если приехать на Северный или Южный полюс, можно увидеть в небе очень красивое свечение. Оно возникает там, где потоки солнечных частиц бьются о магнитное поле Земли. Это свечение называется полярным, или северным, сиянием.

Солнечная система

В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении.

Сила притяжения огромного Солнца будто невидимой верёвкой удерживает планеты, не позволяя им вырваться и улететь в космос.

Первые четыре планеты — если считать по порядку от Солнца — состоят из горных пород и находятся достаточно близко к светилу. Их называют планетами земной группы. По твёрдой поверхности этих планет можно ходить.

Другие четыре планеты целиком состоят из газов. Если встать на их поверхность, можно провалиться и пролететь всю планету насквозь. Эти четыре газовых гиганта намного больше планет земной группы, и расположены они очень далеко друг от друга.

Долгое время считалось, что самая отдалённая планета нашей Солнечной системы — это Плутон, который находится за Нептуном в области под названием «пояс Койпера». Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, ведь в поясе Койпера есть и другие небесные тела такого же размера и даже больше (например, Эрида — планетоид, открытый в 2005 году).

Читайте также:  Экваториальное созвездие кит - все о космосе

Если бы Земля была помидором черри, то какого размера были бы остальные планеты? Если бы мы держали Землю — помидор черри — в руках, то Солнце находилось бы от нас на расстоянии 500 метров и имело бы диаметр всего 4,5 метра

Первая прогулка по Луне

21 июля 1969 г. астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми из людей прогулялись по Луне.

На них были скафандры, многослойное покрытие которых защищало от холода и космического излучения, и баллоны с воздухом, позволявшие дышать в условиях вакуума.

Скафандры были персональными, и ходить в них можно было до 115 часов. На Земле носить такие скафандры очень тяжело, но на Луне они почти невесомы.

Факты о Луне

Вся поверхность Луны размером с Африку. Учёные недавно открыли, что на поверхности Луны есть вода, правда, только в замёрзшем виде.

Источник: http://www.maminblog.com/2015/09/interstellar-dlya-detej-7-udivitelnyx-faktov-o-kosmose.html

Незнайка на Луне. Сценарий для дошкольников о космосе. – Мир детей

Подробности Опубликовано 17 Март 2017

Незнайка на Луне.

Сценарий для дошкольников о космосе.

Сценарий ко Дню космонавтики.

Современные дети не мечтают стать космонавтами. Более того, если в ответ на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» слышится «космонавтом», это воспринимается как клише, издевка, уход от ответа.

Кажется, мы своими руками закрываем для детей мир космоса, требуя от них более реальных мечтаний.

Как быстро, в доступной форме и без особых затрат познакомить детей с особенностями труда и жизни космонавтов, заодно открыв для их воображения новый интересный мир?

У данного сценария-игры есть несколько очевидных плюсов. Во-первых, это увлекательная игра, которая надолго запомнится детям. Во-вторых, она практически не требует дополнительной подготовки. В-третьих, на ее организацию не нужно тратить большие средства.

ОсобенностиДля проведения игры понадобится не одно помещение (минимум — два, но в таком случае должен быть кто-то, кто подготавливает пространство, пока вы с детьми в другом помещении).Количество играющих неограниченно — тут все зависит от ваших организаторских способностей.

Но если дети играют с вами часто, они гораздо спокойнее и легче воспринимают любую новую затею.Возраст детей — от четырех лет.

С проведением игры в принципе справится и один взрослый, но лучше, если их будет двое — они смогут передавать детей друг другу, и тогда у каждого будет возможность подготовить следующую площадку.

Реквизит:

  • 4 рулона плотной фольги,
  • большой зонт,
  • несколько обручей, несколько легких мячиков,
  • прочное одеяло или покрывало,
  • моток тонкой, но прочной белой резинки,
  • несколько любых бытовых предметов (нетяжелых и небьющихся),картонные основания от бумажных полотенец или туалетной бумаги,
  • цветная бумага, клей, ножницы,
  • несколько мягких упаковок фруктового пюре (желательно, чтобы количество упаковок совпадало с количеством детей), мягкие упаковки сметаны и майонеза,
  • нарисованная Луна,
  • канат или толстая веревка

Подготовка

За неделю до игры.

Провести занятие (например, по «Окружающему миру») о космосе, планетах Солнечной системы, первом полете в космос и т.д.Почитать книжку (можно несколько глав выборочно) или посмотреть мультфильм «Незнайка на Луне» от начала до момента приземления на Луну. Обсудить.Нарисовать и/или вырезать изображение Луны.

За день до игры.

Сделать из фольги лунный камень такого размера, чтобы его было удобно взять ребенку двумя руками. Приготовить реквизит. Сделать образец подзорной трубы. Заготовить космическое питание — обернуть фольгой коробки с пюре, сметаной, майонезом.Изготовить «Луну» (изображение Луны, нарисованное на листе бумаги и вырезанное по контуру).

За час до игры.

Подготовить место и все необходимое для изготовления подзорных труб. Развесить на резинках предметы в зоне невесомости. Для этого подойдут мягкие игрушки, легкая детская пластиковая посуда и т.п.

Также вне досягаемости для детей можно подвесить более потенциально травматичные, но неожиданные предметы — веник, ботинок и т.п.Подготовить зону космического корабля, обернув фольгой стульчики и как можно большее количество предметов вокруг.

Разложить необходимый реквизит в зоне прилунения.

Сцена 1.

Мастерская Стекляшкина

Дети усаживаются вокруг столов.

Ведущий:

Здравствуйте, коротышки! Да-да. Я сказал: «Коротышки», но я не хотел никого обидеть. Все дело в том, что сегодня мы с вами будем играть в Незнайку и его друзей. А они сами себя так называли — коротышки.

Итак, меня зовут Стекляшкин. Я — известный звездочет и астроном. И с моей помощью вы, уважаемые коротышки, отправитесь на Луну. Но прежде давайте познакомимся.

Как зовут меня, вы уже знаете, теперь решим, как будут звать вас.

(Вместе с детьми подбираем детям имена из «Незнайки» и/или выдумываем похожие. Не страшно, если у вас будет, например, четыре Знайки или по три Винтика со Шпунтиком.)

Ну, вот, теперь, когда мы знаем, кто из вас кто, настало время готовиться к полету. Без чего нельзя отправиться на Луну? (…) Вы всё говорите правильно, но еще на Луну нельзя отправиться без… Луны.

Как же мы полетим туда, если даже не знаем, где она?!Я как астроном ответственно заявляю — нельзя обнаружить Луну без подзорной трубы. Ну что, сделаем себе подзорные трубы? Берите все, что нужно для хорошей подзорной трубы.

Дети вместе со взрослыми «делают» телескопы, украшая картонные трубы блестками, цветками и прочим.

Ведущий:

А теперь давайте все посмотрим в трубу и найдем Луну.

Дети в свои трубы осматривают стены и обнаруживают Луну, висящую на одной из стен.

Ведущий:

Все молодцы. Теперь мы нашли Луну и точно знаем, куда лететь. Но это еще не все приготовления перед полетом. Теперь нам надо пойти на тренировку по невесомости в специальный тренировочный центр. Но будьте осторожны: там невесомость. Поэтому, чтобы не улететь, вам надо сразу сесть на стульчики и держаться за них. Вы готовы?

Сцена 2.

Тренировочный пункт

Дети рассаживаются на скамеечки. К потолку привешены на резинках игрушки и прочие вещи как бы в невесомости. У ведущего в руках лунный камень (сделанный из большого количества фольги).

Ведущий:

Пожалуйста, внимательно прослушайте правила поведения в тренировочном центре невесомости. Вы будете проходить тренировку один за другим. Тот, кто успешно пройдет тренировку, получит от меня в руки специальный лунный камень. Вот он. Остальные должны сидеть и крепко держаться за стульчики, чтобы никого не унесло в невесомость.

Дети с лунным камнем в руках по очереди выходят на середину комнаты и, следуя указаниям ведущего, ложатся на одеяло. Затем двое взрослых берут одеяло за уголки и раскачивают, словно гамак. Особо смелых детей можно даже несильно встряхнуть.

После того как всех покатали, можно разрешить детям потрогать подвешенные предметы и немного поиграть с ними.

Ведущий:

Вот теперь, после тренировки, я вижу, что все коротышки готовы к путешествию в космос. Прошу на космический корабль.

Сцена 3.

Космический корабль

В космическом корабле стоят стулья по числу детей, плюс один, напротив — для ведущего. Стулья обернуты фольгой и расставлены в удобном ведущему порядке.

Ведущий:

Уважаемые космонавты! Занимайте места в корабле и не забудьте пристегнуться. (Для этого можно привязать к каждому стулу пару веревочек, а можно и просто обозначить пристегивание.) Начинаем обратный отсчет до старта.

Ведущий хором с детьми считает от девяти до нуля. После слова «Пуск!» начинает легко подпрыгивать на своем стуле, имитируя стартовую вибрацию корабля. Предлагает детям сделать то же самое.

Ведущий:

Фу-у-у. Еле взлетели. Похоже, наш корабль перегружен. Ой, правда! Наш повар Сиропчик положил нам с собой очень много космической еды. Но какая-то годится в пищу, а какая-то — нет. Сейчас мне потребуются несколько отважных добровольцев, готовых попробовать не только земную еду, но и еду для жителей Марса.

Несколько смелых ребят пробуют по чуть-чуть из разных мягких упаковок, обернутых фольгой. Теоретически они должны отсеять сметану и майонез и оставить пюре. Но возможны варианты. Тут важнее пойти за ребенком и сделать так, как он решил.

Ведущий:

Большое спасибо добровольцам! Теперь мы сможем ненужные нам марсианские продукты отослать на ближайшей космической постовой станции на Марс. А теперь пришло время проверить, разбираетесь ли вы в космосе, как настоящие космонавты.

Задаются вопросы на повторение пройденного материала.

Ведущий:

Какие молодцы! Теперь я знаю, что все коротышки хорошо разбираются в космосе. Но нам настала пора приземляться. Точнее, прилуняться. Проверьте, хорошо ли вы пристегнуты.

После традиционных тряски и обратного отсчета корабль благополучно прилуняется.

Сцена 4.

На Луне

Ведущий:

Мы с вами попали на Луну, но все не так просто. Нам предстоит решить еще много проблем, пройти много испытаний.

Эта стадия приключения нужна для того, чтобы дети могли подвигаться, а воспитатели — порешать разного рода внутригрупповые задачи. Соответственно, упражнения подбираются в соответствии с задачами, а помещение и реквизит — в соответствии с выбранными упражнениями.

Если перед группой стоит задача сплочения коллектива и отработки взаимовыручки, то можно порекомендовать следующий набор упражнений.

Метеоритный дождь.

Все дети должны укрыться под одним зонтиком или одеялом от падающих мячиков (кидает ведущий). Так, чтобы ни одна пяточка не торчала.

Собирание лунных камней.

Хорошо делать после метеоритного дождя. Дети должны быстро-быстро собрать все разбросанные камни в корзину.

Спасение космического корабля.

Дети должны, взявшись все вместе за канат, стянуть ведущего со стула или, если стул на колесиках, прокатить его по комнате.

Лунное болото.

Вся команда должна перебраться из одного конца комнаты в другой, используя два, три, четыре обруча (в зависимости от количества коротышек). Наступать можно только на территорию внутри обруча.

Ну, и конечно же в конце нужно поздравить всех коротышек с удачным прохождением всех испытаний, поблагодарить за интересное путешествие и, по возможности, подарить каждому по упаковочке космического питания.

см. также:

Космическая музыка. Музыка для занятий и расслабления

Песни о космосе и космонавтах. День Космонавтики 12 апреля

Источник: https://xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/razvlecheniya-dlya-detej-stsenarii/doshkolnikam/6693-%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5.html

Ссылка на основную публикацию