Основные астрономические события 2014 года – все о космосе

Основные открытия в астрономии и космонавтике в 2014 году. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ (Инна Климачева) 9 февраля ученые Австралийского национального университета (Australian National University) в Канберре объявили об обнаружении самой древней из известных звезд – объекта с индексом J031300.36-670839.3.

По мнению ученых, звезда, находящаяся в созвездии Гидры в 6 тыс.

световых лет от Земли, образовалась всего через 100-150 млн лет после Большого взрыва, который, согласно нынешним научным теориям, произошел 13,77 млрд лет назад и дал начало Вселенной.

В феврале прошли первые тестовые испытания нового американского космического корабля многоразового использования Orion (генеральный подрядчик проекта – Lockheed Martin). Вторые состоялись в августе.

Первый испытательный полет запланирован на декабрь текущего года: с космодрома на мысе Канаверал Orion выведет на орбиту ракета-носитель Delta IV. Второй полет состоится не ранее 2018 г., а первый пилотируемый запуск намечен на 2021 г. Специалисты NASA надеются, что Orion сможет заменить выведенные из эксплуатации шаттлы.

Корабль, рассчитанный на экипаж из четырех человек, позволит осуществить полеты в дальний космос, в том числе на Луну, астероид, а в перспективе на Марс.

26 марта астрономами Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили объявлено об обнаружении самой отдаленной малой планеты Солнечной системы – 2012 VP113.

Ее перигелий (наиболее близкая к Солнцу точка орбиты) составляет 80,6 астрономических единиц (расстояние от Солнца до Земли). Диаметр малой планеты может достигать 1 тыс. км.

Предположительно, объект принадлежит к гипотетическому облаку Оорта – области Солнечной системы, которая является источником долгопериодических комет (приближающихся к Солнцу реже, чем раз в 200 лет).

В июле геологическая служба США (USGS) выпустила карту марсианской поверхности (опубликована на сайте Аризонского университета), которая стала самой детализированной из когда-либо составленных карт космических тел и первой картой Марса с 1987 г.

Для ее создания использовались данные, собранные космическими станциями NASA – Mars Global Surveyor, Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter, а также Mars Express ЕКА. Новая карта Марса подтвердила предположение о непрекращающейся геологической активности планеты.

Исследователи получили дополнительные доказательства того, что благодаря климатическим изменениям когда-то на поверхности Марса и под ней существовали большие запасы воды и льда.

9 июля с космодрома Плесецк (Архангельская область) осуществлен первый запуск российской ракеты-носителя легкого класса “Ангара-1.2ПП” (ПП – первый пуск).

Программа испытательного полета не предусматривала выведение космических аппаратов на околоземную орбиту.

Полет “Ангары” проходил по баллистической траектории над территорией России: через 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью упал в заданном районе полигона Кура на полуострове Камчатка.

19 июля с космодрома Байконур (Казахстан) российской ракетой космического назначения “Союз-2.1а” запущен научно-исследовательский спутник “Фотон-М4”. В течение полутора месяцев полета на нем проводились исследования по гравитационной физиологии, экзобиологии, биотехнологии, радиобиологии, радиационной дозиметрии – всего 120 экспериментов.

На борту спутника находились биообъекты (мухи-дрозофилы, микроорганизмы, семена растений, гекконы), а также 22 комплекта научной аппаратуры, разработанной ведущими научно-исследовательскими организациями России, в том числе Институтом медико-биологических проблем РАН.

1 сентября спускаемый аппарат “Фотона” вернул экспериментальные объекты на Землю для дальнейшего изучения.

6 августа европейский космический научный аппарат Rosetta (запущен в 2004 г., принадлежит ЕКА) достиг основной цели своей миссии – кометы 67P (комета Чурюмова-Герасименко; Churyumov-Gerasimenko). Rosetta преодолела расстояние почти в 6 млрд км. Впервые исследовательский аппарат вышел на орбиту кометы.

До этого все исследования комет проходили в режиме пролета (мимо или сквозь ее хвост) в течение небольшого интервала времени. Rosetta должна запустить к 67P спускаемый аппарат Philae lander (“Филы”), который продолжит движение вместе с кометой в течение года.

Цель исследования состоит в определении параметров ядра астрономического тела по мере его движения вокруг Солнца.

17 сентября с помощью орбитальной обсерватории Hubble американские астрономы обнаружили сверхмассивную черную дыру в центре самой маленькой из известных галактик – M60-UCD1, расположенной в 50 млн световых лет от Земли.

Диаметр галактики меньше Млечного Пути в 500 раз, причем 15 проц ее массы приходится на долю черной дыры (в Млечном Пути масса черной дыры – около 0,01 проц от массы галактики).

По мнению астрономов, это открытие может свидетельствовать о том, что  карликовые галактики являются остатками от столкновения больших галактик, а не самостоятельными образованиями.

24 сентября индийский космический аппарат (зонд) Mangalyaan (в переводе с хинди – “марсианский корабль”), запущенный в 2013 г., вышел на орбиту вокруг Марса.

Целью миссии является испытание технологий, необходимых для будущей пилотируемой марсианской программы Индии, а также выяснение причин исчезновения атмосферы на Марсе и получение данных о наличии на ней возможных признаков жизни. Первые снимки с поверхности Марса были переданы 25 сентября.

26 сентября с космодрома Байконур (Казахстан) стартовал российский пилотируемый корабль “Союз ТМА-14М” с экипажем экспедиции МКС-41/42 в составе Александра Самокутяева (Россия), Елены Серовой (Россия) и Бэрри Уилмора (Barry Wilmore; США). Елена Серова – первая российская женщина-космонавт за 17 лет и первая россиянка, отправившаяся на МКС. Запуск корабля осуществлен с помощью ракеты космического назначения “Союз-ФГ”.

Источник: http://tass.ru/info/1485175

7 самых интересных космических событий 2014 года

Уходящий 2014 год был насыщен как успешными миссиями в области освоения космического пространства, так и неудачами во время испытаний новейшей техники.

Так человечество осуществило первую в историю мягкую посадку космического аппарата на поверхность кометы, Китай вошел в список стран, которые смогли высадить на Луне роботизированную лабораторию Yutu, Индия добралась до Марса и многое другое. Но обо всем по порядку.

Nasa впервые запустили капсулу Orion

Космический корабль Orion Nasa после успешного приземления.Nasa успешно провели летные испытания космического корабля Orion, построенного для осуществления космических путешествий на Марс, астроид. Космическая капсула предназначена для перевозки четырех астронавтов. Это первый космический аппарат Nasa построенный за последние 40 лет и в конце концов доставит людей на Красную планету.

Первый испытательный полет Orion длившийся 4,5 часа совершил в начале декабря осуществив два оборота вокруг Земли. Полет был предназначен для предоставления информации инженерам Nasa о работоспособности основных систем корабля. Во время полета капсула достигла высоты в 5793 километра.

Проект сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System) также преодолел важные этапы развития в 2014 году пройдя последний анализ дизайна, который позволит инженерам, приступить к строительству ракеты.

Авария на страте РН Antares компании Orbital Sciences.

Взрыв РН Antares с КА Cygnus на борту во время старта в рамках программы по доставке груза на МКС.Ракета-носитель Antares с грузом необходимым для Международной космической станции взорвалась сразу после старта 28 октября. Взрыв ракеты производства компании Orbital Sciences на острове Уоллопс стало первой крупной аварией в коммерческой программе доставки груза Nasa на МКС.

Через несколько секунд после старта ракета-носитель Antares с грузовым транспортным кораблем Cygnus была уничтожена по команде с центра управления полетами в результате обнаружения критических неисправностей.

Orbital Sciences сейчас находиться в процессе замены российских двигателей установленных на первой степени РН.

Эксперты до сих пор выясняют причины аварии, однако большинство склонны считать, авария произошла по вине двигателей AJ26.

Представители Orbital Sciences уже договорились с компанией United Launch Alliance о доставке своих грузовых кораблей Cygnus с помощью РН Atlas V. Договор предусматривает две запуска к МКС в 2015 году. К 2016 компания планирует возобновить запуски РН Antares.

Европейский аппарат Philae сел на поверхность кометы.

КА Philae миссии Rosetta Европейского космического агентства на поверхности кометы 67Р –  Чурюмова-Герасименко.Впервые в истории роботизированный модуль созданный человеком осуществил мягкую посадку на поверхности кометы.

Европейское космическое агентство относительно успешно 12 ноября осуществило посадку спускаемого модуля Philae миссии Rosetta на поверхность кометы 67P / Чурюмов-Герасименко .

Однако закрепиться на поверхности кометы спускаемому аппарату не удалось в результате чего он отпрыгнул еще два раза и только после этого осуществил окончательную посадку в скалистой местности.

Ввиду того что спускаемый модуль осуществил посадку в не запланированном месте, количество света которое попадает на его солнечные батареи недостаточно для полного функционирования систем.

В результате этого аппарат Philae перешел в режим ожидания.

Ученые наедятся, что в процессе приближения аппарата к Солнцу количество света попадающего на батареи будет увеличиваться и аппарат продолжит свою работу в следующем году.

Индия доставила свой космический аппарат на орбиту Марса.

Художественное представление КА Mangalyaan на орбите Марса.Индийское космическое агентство в рамках программы Mars Orbiter Mission доставило космический аппарат на орбиту Марса, что делает Индию четвертой страной в мире которой удалось это осуществить. Космический аппарат Mangalyaan был запущен в космос в ноябре 2013 года и прибыл на орбиту Марса в сентябре 2014.

Mangalyaan в основном это демонстрация технологий и достижений космического агентства. Миссия стоимостью $74 млн. предназначена для исследования поверхности и атмосферы Марса. Зонд также предоставил некоторые удивительные снимки Красной планеты в процессе своего приближения к планете.

Nasa, Европейское космическое агентство и бывший Советский Союз также успешно смогли доставить свои космические корабли как на орбиту так и на поверхность Марса. Миссия Mangalyaan как ожидается пролиться примерно 10 месяцев.

Читайте также:  Сверхновые звезды - все о космосе

Отважный прыжок с высоты 40 километров.

Источник: http://24space.ru/128-7-samyh-interesnyh-kosmicheskih-sobytiy-2014-goda.html

Астрономические события 2014 года

Подготовили: О.Малахов и В.Васюнькин

Ниже представлены основные астрономические события, которые нас ждут в течение 2014 года:

Итак, год начался с противостояния Юпитера Солнцу 5 января.

И это наилучшее время для наблюдений планеты, особенно из Северного полушария Земли, так как планета располагается в созвездии Близнецов и поднимается высоко над горизонтом. Блеск планеты –2,6 зв. вел.

, поэтому её просто невозможно не заметить на звёздном небе: светило, схожее с очень яркой желтой звездой, обязательно обратит на себя внимание любого, кто взглянет на небо в течение всей длинной зимней ночи.

11 января Венера окажется в нижнем соединении с Солнцем, тем самым, закончится не очень благоприятный период вечерней видимости планеты, который сменится не более благоприятным периодом утренней видимости, который продлится до 25 октября.

31 января наступит восточная элонгация Меркурия (18,4 градуса). Планету можно будет отыскать ранним вечером в юго-западной части неба низко над горизонтом в созвездии Водолея как звезду –0,5 зв. вел.

14 марта наступит западная элонгация Меркурия (27,6 градусов). Планета окажется на утреннем небе и будет восходить незадолго до восхода Солнца, прячась в ярких лучах утренней зари. Неблагоприятные условия видимости из средних широт.

20 марта в 16 часов 57 минут по Всемирному времени (в 20 часов 57 минут по московскому) наступит весеннее равноденствие. В противоположной точке неба окажется точка осеннего равноденствия, которая располагается в созвездии Девы, хорошо видимого весенними вечерами.

В том же созвездии – созвездии Девы – будет гостить Марс, который 8 апреля окажется в противостоянии с Солнцем. Отыщите с наступлением темноты эту планету в юго-восточной – южной части неба.

Блеск Марса составит –1,5 зв. вел. И его красноватый блеск будет контрастировать с расположенной в 6 – 7 градусах южнее (ниже) голубой звездой Спикой. Её блеск слабее Марса и составляет +1,06 зв. вел.

23 марта наступит наибольшая (46,5 градуса) западная элонгация Венеры. Планету можно будет наблюдать на рассвете низко над горизонтом в юго-восточной части неба на границе созвездий Козерога и Водолея. Не самые лучшие условия для наблюдений из средних широт.

15 апреля наступит полное лунное затмение, однако, с территории России оно не будет видно. А с территории США можно будет пронаблюдать все его фазы.

Зоны видимости полного Лунного затмения 15 апреля 2014 г.

22 – 23 апреля время активности метеорного потока Лириды (радиант в созвездии Лиры). В лучшем случае можно будет увидеть до 20 метеоров в час. Луна не помешает вечерним наблюдениям метеоров.

29 апреля произойдет кольцевое солнечное затмение, видимое из Австралии и Антарктики.

Зоны видимости кольцевого солнечного затмения 29 апреля 2014 г.

5 – 6 мая можно будет наблюдать метеорный поток Эта Аквариды, дающий до 60 метеоров в час. Однако, учитывая низкое положение радианта над горизонтом, в средних широтах этот поток позволит разглядеть лишь половину от общего числа метеоров. Да и серп растущей Луны, сияющий вечером в западной части неба, создаст дополнительную засветку неба.

10 мая в противостоянии с Солнцем окажется Сатурн. С наступлением темноты, около полуночи, отыщите эту яркую планету (блеск +0,1 зв. вел.) невысоко в южной части неба в небольшом и бедном на яркие звезды созвездии Весов. В небольшие телескопы (или зрительные трубы) видны кольца планеты.

В предрассветные часы 24 мая Земля будет пролетать сквозь рой частиц, оставленных небольшой кометой P/209 LINEAR. В связи с этим есть вероятность кратковременной вспышки метеорной активности от десятков до сотен метеоров в час.

25 мая наступит вторая в этом году восточная элонгация Меркурия (22,7 градусов). Планету можно будет отыскать в лучах вечерней зари низко в северо-западной части неба как оранжевую звезду 0,5 зв. вел. на фоне созвездия Тельца вблизи границы с Близнецами.

21 июня – день летнего солнцестояния, которое наступит в 10 часов 51 минуту по Всемирному времени (в 14 часов 51 минуту по московскому). Центр солнечного диска в этот момент достигнет самого северного склонения.

12 июля наступит западная элонгация Меркурия (20,9 градусов), однако, эта утренняя видимость не будет благоприятствовать наблюдениям планеты из средних широт. На рассвете 15 – 16 июля взгляните сначала на яркую желтую Венеру (блеск –3,9 зв. вел.), а ниже и левее нее отыщите уступающий ей в блеске оранжевый Меркурий. Его блеск составит 0 зв. вел.

28 – 29 июля наступит пик активности метеорного потока Дельта Аквариды. Этот слабый поток даёт в среднем всего до 20 метеоров в час. Зато 12 – 13 августа наступит пик активности самого известного метеорного потока – Персеид. Персеиды дают обычно до 60 метеоров в час. Но яркая и почти полная Луна в этом году не позволит пронаблюдать максимальное число метеоров.

18 августа примерно за час до восхода Солнца на фоне утренней зари низко в северо-восточной части неба вы сможете увидеть яркую Венеру, блеск которой составит –3,9 зв. вел.

А всего в 15 угловых минутах (половина видимого диаметра Луны) ниже нее вы заметите несколько менее яркий Юпитер, блеск которого составит –1,8 зв. вел. Таким образом, вы сможете пронаблюдать тесное соединение (сближение на небесной сфере) Венеры и Юпитера.

Примечательно, что обе планеты окажутся в южной части рассеянного звездного скопления М44 (Ясли) в созвездии Рака. Вероятно, в телескоп или бинокль вы сможете разглядеть его основные звезды на фоне набирающей силу утренней зари.

В северных широтах неблагоприятные условия для наблюдений.

29 августа Нептун окажется в противостоянии с Солнцем. Отыскать планету можно в бинокли или небольшие телескопы в центральной части созвездия Водолея. Блеск Нептуна +7,8 зв. вел.

21 сентября наступит восточная элонгация Меркурия (26,4 градуса), однако, планета будет заходить за горизонт вслед за Солнцем.

23 сентября наступит осеннее равноденствие в 02 часа 29 минут по Всемирному времени (в 06 часов 29 минут по московскому). Наше дневное светило покинет северное полушарие небесной сферы и перейдет в южное, в котором оно пробудет до дня весеннего равноденствия.

7 октября – противостояние Урана Солнцу. Планета по-прежнему находится в южной части созвездия Рыб как звезда +5,7 зв. вел. Уран хорошо виден в бинокли, однако, в этот день существенной помехой для наблюдений планеты станет полная Луна, которая окажется немного западнее Урана.

8 октября произойдет второе за год полное лунное затмение, видимое из Северной и Южной Америк, восточных районов Азии и Австралии. В России фазы этого затмения можно будет пронаблюдать лишь на Дальнем Востоке.

Зоны видимости полного Лунного затмения 8 октября 2014 г.

8 – 9 октября – пик активности метеорного потока Дракониды. Когда-то он давал настоящие метеорные дожди, а сейчас заметно ослабел и даёт всего лишь до 10 метеоров в час. К сожалению, в этом году наблюдениям помешает яркая Луна.

22 – 23 октября наблюдайте еще один метеорный поток – Ориониды, дающий до 20 метеоров в час.

23 октября произойдёт частное солнечное затмение, видимое из Северной и Центральной Америки.

Зоны видимости частного солнечного затмения 23 октября 2014 г.25 октября Венера окажется в верхнем соединении с Солнцем, после чего начнется новый и благоприятный для наблюдений из Северного полушария Земли период вечерней видимости планеты, который придется на весну 2015 г.

1 ноября – западная (утренняя) элонгация Меркурия (18,7 градусов). Планету можно будет отыскать на рассвете низко в юго-восточной части неба на фоне созвездия Девы вблизи звезды Спика. Блеск Меркурия –0,5 зв. вел.

17 – 18 ноября наблюдайте метеорный поток Леониды, дающий в среднем до 15 метеоров в час. Леониды известны тем, что каждые 33 года их активность существенно возрастает и тогда можно наблюдать сотни метеоров в час, как это было, например, в 2001 году. В этом году на большую активность Леонид рассчитывать не приходится.

На 13 – 14 декабря придется пик самого богатого на метеоры потока – Геминиды. В среднем этот поток дает до 120 желтоватых метеоров в час и вполне может считаться главным метеорным потоком года. Но в редкие годы на эти дни приходится хорошая, ясная погода, поэтому поток часто остается «незамеченным» (в отличие от августовских Персеид).

21 декабря наступит день зимнего солнцестояния. Произойдет это в 23 часа 03 минуты по Всемирному времени (в 03 часа 03 минуты по московскому 22 декабря). Центр солнечного диска достигнет самой южной точки эклиптики. В этот день в северном полушарии будет самая длинная ночь и самый короткий световой день в году.

22 – 23 декабря попробуйте пронаблюдать слабый, дающий до 5 – 10 метеоров в час, метеорный поток Урсиды, радиант которого находится в созвездии Малой Медведицы.

Ясного неба и незабываемых впечатлений от знакомства со звёздным небом!

Источник: http://oxablogg.blogspot.com/2014/01/2014_12.html

Главные космические события 2014 года

В начале года на МКС начали летать корабли Orbital Cygnus, но после аварии ракеты Antares полеты Cygnus прерваны как минимум на год.